Нейтралитет слабых
Евгений ШИБАРШИН
После начала обстрела грузинской артиллерией столицы Южной Осетии казахстанцы ожидали от руководства своей страны оценки происходящего. Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ, как и многие руководители других стран, в это время находился в Пекине, где открывались летние Олимпийские игры. Республиканские СМИ сообщили, что он встретился там с председателем правительства Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ и в числе прочих вопросов
обсудил ситуацию в Грузии. По поводу разгоревшегося конфликта глава Казахстана сказал: "Миротворческая миссия действует в Южной Осетии по мандату СНГ. Грузинское руководство поступило неправильно. Оно не поставило нас в известность о нынешних своих действиях, не предупредило, что в этом районе происходит какое-то обострение. Считаю, что альтернативы мирному решению данной проблемы не существует".
Давал ли Назарбаев какую-то оценку фактам обстрела грузинскими войсками мирного населения и российских миротворцев, а также военным действиям российской армии, не известно. Официальная реакция руководства Казахстана прозвучала лишь 11 августа, когда представитель МИДа собрал журналистов, чтобы высказать "большое сожаление" по поводу жертв, к которым привело обострение ситуации в Южной Осетии, и выразить "приверженность политическому урегулированию" конфликта в Грузии. И это в то время, когда на мировом уровне уже "забыли" о южноосетинской проблеме, а больше обсуждали поведение России.
В связи с этим напрашивается вывод, что такая "заторможенность" с реакцией внешнеполитического ведомства Казахстана не случайна. Ведь руководство нашей страны редко когда отказывало себе в возможности проявить инициативу по урегулированию различных критических ситуаций между отдельными странами. Почему бы и на этот раз не взять на себя миссию умиротворителя? Тем более что случилось это в одной из стран СНГ. Правда, председательствует в Содружестве сейчас Кыргызстан, но, судя по сообщениям информагентств, глава этой страны Курманбек БАКИЕВ дал о себе знать только на пятые сутки после начала обстрела Цхинвали. Да и то поручил лишь своему министру иностранных дел "начать консультации" со своими коллегами из других государств СНГ. Хотя Совет безопасности ООН на тот день по этой проблеме провел уже четыре заседания, а число пострадавших в зоне конфликта начали считать уже тысячами.
По сути, руководство Казахстана официально заняло позицию нейтралитета. Стоит ли осуждать его за такой подход? У нашей страны налажены хорошие партнерские отношения с Россией, Грузией и США, и давать какие-либо оценки их действиям сейчас было бы крайне неразумно. К тому же история иллюстрирует, как втягивание других стран в мелкий конфликт в начале 20 века привело к мировой войне. Но это не означает, что нужно бояться сдерживать конфликтующие стороны. В 30-х годах прошлого столетия такая позиция Европы привела ко Второй мировой войне. Напрашивается вывод, что руководство Казахстана прекрасно понимает: его авторитет в мире не так уж и велик, чтобы всерьез повлиять на разрешение такого рода критических ситуаций. Это похвальное проявление реализма. Но тогда в перерывах между конфликтами не нужно "надувать щеки" от собственной мировой значимости.
Материалы номера