Через сто дней после указа...
Галина КАТКОВА, Ольга ЛИХОГРАЙ, Никита КУДРЯШОВ, ng@ng.kz
«Наша Газета» выясняла, как в области продвигаются дела при «правильном подходе» нового акима
Оценочный рубеж мы определили не мудрствуя лукаво - 100 дней у власти. Ну, почти 100. Кто придумал такой традиционный отсчет, неизвестно. Но звучит солидно, да и успеть за три с лишним месяца работы можно много. Архимед Мухамбетов указом президента РК был назначен акимом Костанайской области 11 сентября сего года.
Так что, пересчитав календарные дни у власти, вспомнив все, что он говорил, обещал, критиковал, поручал подчиненным на совещаниях, в поездках по городам и районам, сделав запросы в департаменты и управления, мы подготовили для читателей «НГ» этот срез.
Обрушений не было
Напомним, в какой ситуации заступил на должность новый «первый». Исполнительная власть областного центра обезглавлена, за сутки до приезда Мухамбетова под домашний арест взяли акима Костаная, раньше в СИЗО попали руководитель отдела ЖКХ и два заместителя акима. Над всем витал густой дух коррупционного скандала, который и сыграл главную роль в смене руководства области.
При этом публичность порки главных костанайских управленцев была доселе невиданной. Обычно чиновникам уровня акима областного центра практически в любой нехорошей ситуации дозволялось уйти без скандала. Но не в этот раз.
Меньше чем через две недели Мухамбетов назначил руководить городом одного из своих заместителей - Базыла Жакупова. Это было первое кадровое решение нового главы, до этого он лишь отпустил с должности заместителя Мурата Дарибаева. Из области тот убыл.
В целом же больших кадровых обрушений в старой команде акиматов всех уровней не зафиксировано. Сменились еще главы Лисаковска и Житикары, точнее - Житикаринского района, относительно новые лица рулят Карабалыкским и Узункольским районами, хотя карабалыкский Канат Габдулин заступил в должность акима отнюдь не впервые.
Почти все руководители ключевых управлений остались на своих местах, по крайне мере, изначально. Алия Турткараева из образования ушла по собственному желанию. Сейчас постепенные и негромкие смещения идут, но, повторим, все в замене кадров не радикально. И очереди из желающих уйти в отставку не наблюдается.
Из Актюбинской области, которой руководил полных 4 года, Мухамбетов позвал с собой только прежнего заместителя Розу Кемалову, между костанайскими замами просто перераспределил функции. Даже помощник у него до сих пор наш местный.
Глава региона считает, видимо, что его стиль работы, видение проблем и перспектив костанайские чиновники разделят и потянут.
«Беспорядок под носом...»
Есть у акимов неписанный закон - предшественников ни один из них впрямую не критикует. Другой вопрос - высказаться по поводу доставшегося в наследство положения дел. И здесь Архимед Бегежанович особо не чикался. Начиная с первого аппаратного совещания и первой ознакомительной поездки по Костанаю, высказывал мнение, что не так.
«Не так» оказалось очень многое. Это тогда журналисты подхватили характерные выражения нового губернатора, типа «неправильный подход», «надо менять», «лоббируете кого-то, что ли?», которые и по сей день в частотном словаре акима - на видном месте.
Мухамбетов с ходу раскритиковал состояние дорог - просто всех, селянский вид областного центра, «архитектурный облик которого не соответствует городу с более чем 100-летней историей», несовременную рекламу, дальше серьезнее - маломасштабные и плохо проработанные проекты «Карты индустриализации», большое количество объектов, которые простаивают либо подолгу не выходят на проектную мощность, слабую работу по привлечению инвестиций.
Когда Мухамбетов у нас стартовал, мы позвонили коллегам в актюбинский «Диапазон», чтобы по-свойски узнать, много ли счастья нам привалило. Ребята оттуда характеризовали своего бывшего - который вообще-то с 2006 года там работал заместителем акима города, потом акимом, потом главой области - что к нам прибыл чиновник «резкий, динамичный, решительный». Он действительно передвигался быстро, оценивал с ходу, поручения давал...
Вот тут особо интересно. На наш взгляд, некоторые поручения были невыполнимы. Чего стоило, например, задание акиму Костаная, данное 3 октября, в недельный срок представить «проект хорошего сквера» на месте нарядно огороженного пустыря рядом со зданием областного акимата.
- У нас под носом беспорядок, и никому дела нет, - высказался Мухамбетов.
Вообще-то дело было. Выделив землю частнику под возведение здания и получив в итоге долгострой, прежняя исполнительная власть с проблемами возвращала участок в госсобственность. А еще известно, что в земле находится мощная бетонная заливка под предполагаемый паркинг и ее демонтаж стоит немалых денег. Но тогда новому акиму никто ничего объяснять не стал. «НГ» по истечении обозначенного срока направила в акимат Костаная запрос. И получила ожидаемый ответ - что все возможно сделать совсем не так скоро. 15 декабря мы освежили свой вопрос в отдел строительства акимата Костаная.
- Проект сквера по улице Дулатова разрабатывается и его стоимость будет определена после прохождения госэкспертизы в 2016 году, - ответили «НГ». - Затем будет объявлен конкурс на подрядные работы. Открытие сквера планируется приурочить ко Дню защиты детей.
Тогда же, в начале октября, аким области, обозревая в поездке по Костанаю заборы, ограждающие пустыри, на которых должны были идти стройки, поручал и там выяснить, почему работа не ведется. И если дело в деньгах, то земли не отбирать, а до улучшения финансовой ситуации у застройщиков разбивать на тех местах временные скверы. Наверно, все-таки площадки для отдыха? Скверы - это деревья, а кто ж их временно сажает? Как бы то ни было, на сей момент решение о сносе забора и демонтаже железобетонной конструкции принято только по «акиматовской» площадке.
«Зеркальная» критика дорог
Одно из первых своих резких заявлений Мухамбетов сделал по поводу костанайских дорог. Представляя в качестве градоначальника Базыла Жакупова 23 сентября, он подчеркнул, что в Костанае они плохи даже в центре.
- Улица Пушкина, которая ведет к городскому акимату, - вся в колее. А ведь она лицо города. Нужно пересмотреть технологии ремонта, - заключил он.
Конкретных предложений по изменению технологии ремонта костанайских дорог до сих пор не прозвучало, но список улиц с готовыми ПСД, на переделку которых нужно потратить 3,5 млрд тенге, уже лег Мухамбетову на стол. Их 7 - Майлина, Чкалова, Дулатова (от Павлова до Амангельды), Белинского, Солнечная, Лермонтова (от Бородина до Каирбекова), Набережная (от Гоголя до Амангельды). Срок действия проектно-сметной документации по первым пяти заканчивается в 2016 году, по улицам Лермонтова и Набережной - в конце 2017-го. Если реконструкцию в указанные сроки не запланируют, на корректировку проектов потребуются дополнительные бюджетные средства.
Есть информация, что аким области поставил перед собой задачу - найти эти 3,5 млрд тенге и отремонтировать все семь улиц.
- Такая бюджетная заявка поступала, - сообщил «НГ» руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Азамат ТУРСУНОВ. - Председателем бюджетной комиссии является сам аким, поэтому он примет окончательное решение, какие улицы будут отремонтированы в Костанае в следующем году. Возможно, найдут все 3,5 млрд тенге.
В начале ноября в ходе рабочей поездки в Астану Мухамбетов от акимата области подписал меморандум с АО «НК «КазАвтоЖол». Расчет на то, что эти договоренности позволят в следующем году начать капитальный ремонт путепровода рядом со станцией Тобол и реконструкцию автодороги Карабутак - Денисовка - Рудный от границы Камыстинского района. Общая протяженность ремонтируемого участка - 154 км, стоимость всех переделок - 46 млрд тенге.
В акимате области объяснили, что под эти деньги есть гарантии государства, а уже под них нужно привлекать частного инвестора. Заверили, что предварительные договоренности с подрядчиками есть и 154 км трассы планируют обновить за три года.
В рамках того же меморандума область получает 2,4 млрд тенге на досрочное завершение в середине 2016 года ремонта Большого моста в Костанае. Эти деньги, сказали, «у нас в кармане».
- Мы добиваемся также, чтобы области дополнительно выделили 3 млрд тенге на средний ремонт 86 км автодорог республиканского значения методом холодного ресайклинга, - сообщал «НГ» после подписания меморандума заместитель главы региона Сергей КАРПЛЮК. - Но эти деньги предстоит «выбивать» из республиканского бюджета.
При таких правильных подходах к делу Актюбинской области по части дорог, наверно, можно позавидовать, подумали мы и «забили» запрос в поисковик вездесущего Интернета.
Оказалось, что преемник мухамбетовской должности в соседней области Бердибек САПАРБАЕВ делает весьма колкие замечания по качеству тамошних дорог. Он также динамично начал знакомиться с регионом и уже 16 октября возмутился:
- Дороги Актобе-Орск нет даже в проекте. Почему? С помощью нее можно выходить на Челябинск, Свердловск. Это же наши рынки сбыта! Трасса проходит через Каргалинский район, там дорог вообще не существует. Мы за год решили бы много проблем. Там люди тоже живут, им нужны хорошие дороги.
Спустя еще 5 дней после поездок по Актюбинской области Сапарбаев снова не выдержал:
- Я побывал во многих регионах, но такие дороги вижу впервые. Объездил районы, но, кроме Хромтау и Мартука, нигде нет нормальных дорог.
А в начале этой недели Сапарбаев подвел итоги развития региона за 9 месяцев. И резюмировал, что 68% дорог областного и районного значения в области находятся в неудовлетворительном состоянии, а это более 3 000 километров.
Ноги для Астаны
Интересно, что некие положительные движения по костанайским дорожным проектам, которые, конечно, суперактуальны для региона, начались после визита в область президента АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Аскара Мамина. С 2013 года этому АО приданы функции мультимодального транспортного оператора страны, так что в сферу его интересов входят все транспортные коммуникации. А визит был любопытным: в «НГ» потом звонили коллеги из пресс-службы КТЖ и запрашивали информацию по поездке Мамина, о которой им вообще не было известно.
Объезжая транспортные объекты, Мамин демонстрировал отечески-дружеское расположение к Архимеду Бегежановичу, называл на «ты», вспоминал, как удачно они что-то строили в Актюбинске... И почти после каждой просьбы о финансировании говорил стоявшему рядом чину из Комитета транспорта что-то вроде «запишите, надо посмотреть по деньгам».
А позже на одном из аппаратных совещаний, говоря об инвестиционных проектах, которым требуется дополнительное финансирование, Мухамбетов сказал подчиненным:
- Письма пишете, обоснования грамотные. Ноги надо этим письмам приделывать. Ехать с документами в Астану, пробивать.
Это к вопросу о его понимании полезности связей и стиле работы.
Что касается стиля, то еще пара добавлений. Мухамбетов умеет сбивать пафос с чего угодно и настырно спрашивать про деньги. Ему показывали в Узунколе кооператив по переработке молока, который испытывает проблемы. Он осмотрел внутреннюю оснастку за минуту, а на улице ткнул пальцем во входную группу и спросил, зачем все эти излишества, если денег на нормальную работу нет. То же было на ДСК в Костанае, который внешне выглядит, как игрушка, до боли похож на ресторан «Виват», при этом его продукция слишком дорога, сбыт затруднен.
Факты и планы
Кстати, о домостроительном комбинате. Будучи там, а также на других объектах «Карты индустриализации», аким области давал поручения подчиненным проанализировать их работу, разобраться с проблемами, найти пути решения. Мы взяли на себя функции его аппарата и спросили управления и департаменты, как выполняются поручения. В выборку включили пару одиозных проектов типа Комсомольской птицефабрики, которой интересовалось более 30 потенциальных инвесторов, но девушка все не замужем, и бумажно-картонного комбината, который несколько лет назад стоил должности акиму Лисаковска. Результаты мы для читателей сбили в таблицу. Но общий итог - от поручений никто не «отморозился», по ним работают.
Ну и, как водится, в финале - о планах. Их - громадье. Причем часть их авторства уже нового акима. И это принципиально.
Все, что он критиковал до сих пор, к чему «приделывал ноги», все-таки хорошо или плохо, но было сделано до него. А вот проект межобластного мясного кластера - уже чисто мухамбетовское детище. Его реализация будет тестовой для оценки менеджерских качеств Архимеда Бегежановича. Что касается остальных, то в самых крупных из них ставка делается инвестиции партнеров из Китая. Часть идей родилась до прихода Мухамбетова на должность. Но основная реализация должна наступить в его время. Речь о крупном казахстанско-китайском предприятии по выращиванию масличного льна и глубокой его переработке.
Также планируется строительство завода по производству сжиженного газа в Костанае и завода по производству горячебрикетированного железа в АО «ССГПО». Автомобилестроители начинают совместно с китайской компанией JAC Motors реализацию проекта по мелкоузловой сборке автомобилей.
Да, и еще один проект грядет. Едва заступив на должность, Мухамбетов заявил, что по опыту Актюбинской области надо запустить акцию «Расцветай, Костанай» или что-то вроде этого. Чтобы богатые уроженцы Костаная в порывах земляческого патриотизма помогали родному городу, за свои деньги обустраивая зоны отдыха, ремонтируя школы и садики.
Никто ни за кем гоняться не будет и напрягать никого не будет, это добровольная акция, говорил аким области в октябре.
Пуск этого дела будет в новом 2016 году. Такого в Костанае еще не было.
«СМИ могут быть свободны»
Редкое совещание с участием акима области обходится без этой фразы. В практике сотрудничества костанайской прессы с исполнительной властью этого давно не было. Журналистов удаляют с самого важного и интересного. Архимед, Бегежанович, нормальные корреспонденты приходят не доклады слушать, главное - их обсуждение, оценка акима, какие поручения он по этому поводу дает. Так что, неправильный подход, надо менять.
Суть поручения |
Текущее состояние (кто контролирует) |
Поиск инвестора для АО «Птицефабрика «Комсомольская» |
Ведутся переговоры с ТОО «MADO», ТОО «Istithmar Agro», ТОО «Жас Канат - 2006» о приобретении птицефабрики, на предприятии проводится технический аудит (управление сельского хозяйства) |
Способствовать пуску картонно-бумажного комбината (Лисаковск), проект приостановлен |
Заключено соглашение о сотрудничестве с новым инвестором, который обязуется до конца 2015 года осуществить перезапуск проекта, достигнута договоренность о гарантированном сбыте продукции (АО «СПК «Тобол» |
Изменить правила кредитования сельхозтоваропроизводителей через Продкорпорацию под гарантии СПК «Тобол» |
Передача Продкорпорации в конкурентную среду вообще не позволяет продолжать работу по ранее принятому механизму (СПК «Тобол») |
Проанализировать возможности удешевления продукции ДСК |
На ДСК рассматриваются возможности подобрать более экономичные составы бетона, снизить металлоемкость изделий, расширить номенклатуру производства (управление предпринимательства) |
Способствовать строительству соединительного железнодорожного пути в северной промзоне Костаная (важно для 3 крупных предприятий) |
В 2016-2017 году реализация проекта будет осуществляться в рамках программы ДКБ - 2020. Стоимость - 645,8 млн тенге. Принято решение начать строительство за счет местного бюджета, будет выделено 64,6 млн тенге |
Материалы номера