Николай ВОРОНИН: Чему детей научим?
Отклик на «Школьные годы чудесные?»
Ирина Буреева камня на камне не оставила от системы образования. В целом согласен с автором в том, что наша система образования никудышная, но по некоторым моментам у меня другое мнение.
Я считаю, что школа должна давать элементарные знания и по химии, и по физике, и по биологии, и т. д. Ученик должен знать хотя бы то, что в серную кислоту опускать палец нельзя, а на опоре высоковольтной линии электропередач табличку «Не влезай - убьет!» надо уметь не только прочитать, но и понимать, каким образом тебя наверху может убить, ведь с кувалдой там никто не сидит.
Я также уверен, что через 15-20 лет, когда нынешние школьники вступят во взрослую жизнь и приобретут жилье, они в своих квартирах не обнаружат роботов, которые будет пришивать пуговицы и забивать гвозди. Отсюда следует, что уроки труда в школе - тоже не лишние.
И самое главное - я полагаю, что «оцифрованному» и гаджетозависимому поколению намного полезнее читать печатные книги, чем сидеть в социальных сетях. Ведь там можно безнаказанно и весьма храбро выразиться по любой теме, спрятав истинное лицо за безликим ником. Это как плюнуть ночью с балкона вниз. Вообще, в Интернет, кажется, вылезли все медицинские диагнозы, и их, как губка, впитывают дети.
В Казахстане время от времени раздаются благоразумные призывы приучать детей к книге. Правда, иногда предложения некоторых уважаемых людей о том, как это сделать, вызывает недоумение. Например, директор Национальной библиотеки РК Алибек Аскаров предложил расстелить в библиотеках ковры и уложить подушки, чтобы молодежь, когда устанет, могла полежать, отдохнуть и поспать. Таким образом главный библиотекарь страны надеется оторвать молодежь от смартфонов и приучить их к чтению книг. На деле ситуация все больше усугубляется. Планируется ввести электронные учебники. Минобразования РК выделило 72 млн тенге на разработку компьютерной игры про Казахское ханство. Утверждается, что в игре встретятся такие исторические личности, как Коркыт-Ата и Кобыланды батыр. Не уточняется, правда, будет это стратегия или «бродилка-стрелялка».
Я думаю, что в образовательный процесс нужно ввести определенные разумные ограничения по использованию всех гаджетов. Ведь не секрет, что дипломные работы скачивают в Интернете. Это такая игра: чиновники делают вид, что верят, будто дипломные работы будущих бакалавров имеют отношение к науке. Преподаватели делают вид, что эти работы читают. А студентам ничего не остается, кроме как делать вид, будто они их сами пишут.
Потому-то мы и выпускаем не инженеров, а бакалавров, которые никому не нужны. И где гарантия, что мы не подготовим таких же био- и нанотехнологов? Это я по поводу того, что автор называет самыми востребованными профессии будущего - в области биотехнологий, нанотехнологий и искусственного интеллекта.
Кстати, подобное мы уже проходили. В начале 90-х годов прошлого столетия был брошен клич: «Чтобы построить крепкое независимое государство, нам нужны экономисты и юристы». Что из этого получилось? Вице-министр образования и науки РК Такир Балыкбаев заявил, что в стране очень много юристов, но вместе с тем в данной отрасли наблюдается недостаток высококвалифицированных специалистов. Сейчас подготовку по группе специальностей «Право» ведут 67 вузов. Всего с 2003-го по 2014 год подготовлено более 250 000 юристов. Но хорошего юриста найти трудно. То же и с экономистами.
И это - результат нашего зареформированного до предела образования. Школьник, который не брал в руки книгу, а став студентом, опять учится по Интернету, хорошим специалистом никогда не станет.
Материалы номера