Дорожно-транспортные войны
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Случайно ли в Костанае при общем снижении ДТП растет количество погибших в авариях?
Эту тенденцию первый заместитель начальника ДВД Костанайской области Атыгай АРЫСТАНОВ на специальном совещании уже назвал трагедией для региона. Первый заместитель акима Костанайской области Гауез Нурмухамбетов, который организовал специальное совещание по поручению главы региона, добавил, что в области много резонансных ДТП.
Аварию, в которой пьяный водитель сбил на тротуаре 13-летнего Алишера Саматова, Нурмухамбетов назвал шоком «не только для всей области, но и для всей республики». На совещании говорилось о необходимости детально разобраться, почему улицы и дороги областного центра становятся все опаснее.
В свете всех этих событий корреспонденты «НГ» проехали по дорогам Костаная, чтобы определить, насколько они безопасны.
Коррупция ни при чем?
О причинах роста количества погибших в результате ДТП в акимате Костанайской области провели совещание 31 июля с участием первого заместителя акима Костанайской области Гауеза НУРМУХАМБЕТОВА и первого заместителя начальника ДВД Атыгая АРЫСТАНОВА. Нурмухамбетов сразу сообщил, что совещание проводится по поручению акима области Нуралы Садуакасова и в связи с резонансным ДТП, в котором на тротуаре погиб подросток.
Все выступающие неоднократно вспоминали аварию, в которой 25 июля на тротуаре по ул. Маяковского в Костанае погиб 13-летний Алишер Саматов.
- Количество ДТП в Костанайской области уменьшается, как и количество раненых при авариях, - отметил начальник управления административной полиции ДВД Ердаулет МАХМУТОВ. - Рост наблюдается по количеству погибших в ДТП. В 2013 году в авариях погибло112 человек, в 2014-м - 128. За полгода 2015-го - 52.
- На оснащение полицейских, покупку специальных автомобилей, установку видеокамер и другое сегодня выделяется много средств, - сказал Гауез Нурмухамбетов. - Только в этом году было выделено 1 млрд 660 тысяч тенге. Мы вправе требовать от полицейских реальной работы. Сколько сотрудников дежурит на дорогах области и какова их эффективность?
Ердаулет Махмутов сообщил, что по области дежурит 635 единиц дорожно-патрульных служб, из них 267 - в Костанае. Ежесуточно на смены заступают по 95 сотрудников административной полиции. По его словам, универсальные полицейские проводят огромную работу.
- Тем не менее, нередко в Костанае водители ездят с большой скоростью, - отреагировал Нурмухамбетов. - В частности, свадебные кортежи, в которых машины с крутыми номерами на большой скорости носятся по городу. Такое ощущение, что для них вообще не существует правил дорожного движения. В отношении кортежей какие-то меры принимать будете?
Махмутов ответил, что проводится разъяснительная работа, раздаются буклеты, штрафуются водители на набережной «Шагала», куда ездят молодожены.
- Это трагедия, что при снижении количества ДТП у нас растет количество погибших в авариях, - сказал Атыгай Арыстанов. - Главная причина - в отсутствии культуры на дорогах: водители не соблюдают ПДД, пешеходы ходят, где попало. Мы ответственности с нас, с полицейских, не снимаем, но каждый должен начинать с себя.
В то же время Арыстанов считает, что полицейские делают все для безопасного движения на дорогах. Основной причиной ДТП он назвал бескультурье водителей.
- Коррупционная составляющая на рост ДТП никак не влияет, - сказал Арыстанов. - Водители не должны нарушать ПДД и не должны давать взятки полицейским, чтобы не было ДТП. Если есть факт вымогательства - звоните на «102». На рост ДТП влияет не коррупция, а бескультурье водителей.
Гауез Нурмухамбетов потребовал от полицейских ужесточить работу, потому что только они «могут привести в чувства» нарушителей ПДД. Почему полицейские должны лучше выполнять свою работу только после резонансных ДТП или большого нагоняя сверху, на совещании не пояснили. Однако, знак ограничения скорости до 50 км/час в той части улицы Маяковского, где погиб подросток, поставили сразу.
На въезде в Костанай несколько дней назад установили знак «60 км/час» и гаишники теперь там дежурят с радаром
Знак, ограничивающий движение до 60 км/час появился на въезде в Костанай со стороны Затобольска на следующий день после того как вопрос об ужасном качестве дороги за Большим мостом подняли на совещании журналисты. Теперь на этом участке регулярно стоят сотрудники административной полиции с радарами и штрафуют всех нарушителей. Хотя по закону можно ограничиваться предупреждением, тем более в ситуации, когда большинство водителей еще не знает о новом ограничении.
Опасная Маяковского
Улицу Маяковского водители и пешеходы считают одной из самых опасных в Костанае. По подсчетам «НГ» только за последние 5 лет на этой улице произошло не менее пяти крупных ДТП со смертельным исходом. Переходить ее опасно практически на всех зебрах. Почему? А так организованы переходы!
В том месте, где 25 июля погиб подросток, ул. Маяковского делает плавный поворот. Из-за этого переход плохо виден водителям. К тому же знаки закрыты кронами деревьев. Участок дороги опасен и тем, что буквально через 50 м за плавным виражом притаился еще один знак пешеходного перехода.
Костанайцы с опаской переходят дорогу по «зебре» в районе гаражного кооператива «Березка»
- Я регулярно хожу по этому пешеходному переходу, - рассказала жительница Костаная Валентина СТАКАНОВА. - И каждый раз с опаской оглядываюсь по сторонам. Ул. Маяковского вся в поворотах. И машины на этих виражах мчатся на большой скорости. Тут необходимо установить светофор или «лежачего полицейского», а также ограничить скорость движения по всей улице.
На Маяковского мы насчитали 6 опасных переходов. В месте, где Каирбекова переходит в Маяковского, в районе бара «Волна», на плавном повороте установлены знаки «Пешеходный переход». Зебра уже стерлась, а синий знак с белым человечком спрятан в кроне деревьев. Если водители едут со стороны КЖБИ, то легко могут не заметить пешехода, начинающего движение. Одна из нас не без страха попыталась перейти тут дорогу. И тут же визг тормозов - водитель заметил меня в последнюю минуту. Никто пока не озаботился тем, чтобы хотя бы оборудовать переход как положено: расчертить зебру, обрезать ветки деревьев.
Никак не обезопасили и еще один не менее опасный участок по ул. Маяковского в границах Комарова и Хакимжановой, где расположены две зебры. Переход недалеко от пересечения с ул. Комарова прославился еще в 2011 году. На нем полицейский насмерть сбил восьмилетнюю Настю Керлах. Как отметили работники шиномонтажки, расположенной недалеко от перехода, тут вообще часто случаются ДТП. Жители этого района неоднократно просили установить тут светофор. Пока ничего не изменилось.
В ста метрах - переход, на котором в апреле 2013 года полицейский сбил насмерть жителя Атырау Олега Канцева. Тут Маяковского начинает плавно поворачивать и зебра становится незаметной. Ситуацию усугубляет растущий у самого края дороги пирамидальный тополь. Если водители едут со стороны КЖБИ, они просто не видят пешеходов, стоящих на краю дороги. Перейти здесь дорогу оказалось совсем непросто. Чтобы начать движение, пришлось выглядывать из-за дерева, иначе водители даже не пытались притормозить.
Нелепые переходы
Недоумения вызывают и пешеходные переходы, которые находятся там, где их не должно быть. Так на пересечении ул. Маяковского с ул. Воинов-Интернационалистов установлен светофор. А через 60 м, если двигаться по ул. Маяковского в сторону центра - знак «Пешеходный переход». Водители после светофора только начинают набирать скорость, а тут переход. В октябре 2014 года на этой зебре произошло два ДТП, одно из которых со смертельным исходом. Водители считают, что переход в этом месте не нужен. Но никаких мер по его устранению полицейские и власти не предпринимают.
На пересечении ул. Воинов-интернационалистов и ул. Маяковсского установлен светофор, но люди переходят дорогу через 20 м в неположенном месте
По ул. Воинов-Интернационалистов еще один нелепый переход. На пересечении с ул. Маяковского установлен светофор. А в 20 м - выход с тротуаров на проезжую часть. И люди вынужденно переходят дорогу не по светофору, а в неположенном месте, потому что там нет ни зебры, ни знаков. Водителей это возмущает.
- На этом перекрестке неправильно сделан тротуар, - считает президент областной федерации мотокросса Роман САРКИСОВ. - Выходы на дорогу с этого тротуара надо убрать. Можно пройти 20 м и перейти дорогу по светофору. Это будет и безопаснее. А так знаков нет, зебры нет и водители ориентируются на светофор. В Костанае вообще много опасных пешеходных переходов. Надо более серьезно подходить к организации дорожного движения. Например по пр. Абая, в районе лога. Или по ул. Гашека, сразу после крутого поворота расположен пешеходный переход. Выезжаешь и не видишь, что человек начал переходить дорогу.
Действительно, ул. Гашека в этом месте опасно переходить. Попытались, когда в зоне видимости не было автомобилей. Неожиданно из-за поворота появилась машина, водителю пришлось резко тормозить, чтобы пропустить пешехода. Он просто не мог увидеть, что пешеход начал переходить дорогу, поэтому заранее скорость не сбросил.
Появляются неожиданно
Возмущены водители и пешеходным переходом, который расположен на пр. Абая в 50 м от пересечения проспекта с ул. Арыстанбекова, где установлен светофор. Когда на Абая скапливается пробка из 7-8 машин, которые хотят повернуть налево, на Арыстанбекова, людям приходится обходить автомобили. Опасность заключается еще и в том, что из-за скапливающихся машин идущего по зебре пешехода совсем не видно.
Такая же ситуация на перекрестке ул. Майлина и ул. Дощанова. Для машин, желающих повернуть с Дощанова на Майлина всегда горит зеленая стрелка и водители двигаются согласно этому сигналу светофора без остановок. Водители, едущие прямо по ул. Дощанова, ориентируются на обычный светофор. И когда для пешеходов загорается зеленый свет, они останавливаются. В этот момент и наступает опасность для людей, переходящих дорогу. Если на левой полосе скапливается очередь из грузовых машин и автобусов, то водители, едущие направо по зеленой стрелке, замечают пешеходов только когда те выскакивают на их полосу движения.
Перед пенсионером Евгением ГОРБУНОВЫМ водитель еле успел затормозить на перекрестке пр. Аль-Фараби - ул. Урицкого.
- Я переходил Аль-Фараби недалеко от пересечения с Урицкого по пешеходному переходу, - рассказал Евгений Горбунов. - Водитель даже не снизил скорость и еле успел дать по тормозам передо мной. Он вышел из машины и начал со мной разбираться. Оказалось, что из-за стоящих на обочине автомобилей, он не разглядел зебры. Тогда я указал ему на знак пешеходного перехода, который висит наверху на специальной стойке.
В итоге оказалось, что знак практически полностью закрыт ветками. Горбунов не стал дальше спорить с водителем и напрямую обратился в административную полицию.
- Шесть раз в течение месяца я звонил и просил обрезать ветки, чтобы знак было видно, - говорит Горбунов, - Мне обещали принять меры, но ветки закрывают знак пешеходного перехода по сей день.
Вот наглядный пример того, как реагируют полицейские на обычные обращения граждан, касающиеся безопасности движения. В то же время на совещании Арыстанов не раз заявлял, что созданный недавно интернет-сервис для криминальной информации, на который можно отправлять фото и видео нарушителей ПДД, работает супероперативно, что полицейские незамедлительно реагируют на все сообщения.
В том, что это не соответствует действительности, корреспонденты «НГ» убедились лично. Несмотря на неоднократные сообщения о сплошных нарушениях ПДД в пешеходной зоне по ул. Майлина, количество нарушений так и не уменьшилось. Впрочем, кардинально не изменилась ситуация и на улицах, где происходили крупные аварии. Так что пока все громкие заявления о безопасном движении остаются только словами, на деле на дорогах действуют другие принципы: «звонок другу», «развод на месте» и снисходительное отношение даже к самым злостным, но приближенным к власти нарушителям.
На перекрестке ул. Победы -ул. Железнодорожная знак «пешеходный переход» валялся на тротуаре несколько дней, сейчас его просто убрали
На перекрестке ул Дощанова — ул. Майлина переходить дорогу небезопасно, потому что по крайней правой полосе ул. Дощанова машины едут постоянно, для них горит зеленая стрелочка
На пешеходном переходе по ул. Маяковского в районе бара «Волна» из-за дерева не видно ни пешеходов, ни знака
Пешеходный переход на ул. Маяковского между ул. Комарова и ул. Хакимжановой находится в плохой видимости водителей из-за растущего тополя и плавного поворота
Зебра по ул. Маяковского в районе пекарни «Алтын-нан» находится сразу после поворота
На месте ДТП по ул. Маяковского теперь часто дежурит патрульная машина
По ул. Гашека сложно перейти дорогу, потому что машины из-за поворота не всегда замечают пешеходов и не притормаживают
На пр. Абая на перекрестке с ул. Арыстанбекова установлен светофор, а через 50 м еще и пешеходный переход
По пешеходному переходу, расположенному на пр. Абая, в районе автовокзала опасно перейти дорогу из-за того, что на обочине скапливаются таксисты
Материалы номера