Палки в колеса велосипедистам
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Интересы любителей экологически чистого и дешевого транспорта не учитывают ни закон, ни городские власти
Власти Костаная перестали давать разрешение на организацию проката велосипедов в центре города
В начале мая министр МВД Калмуханбет Касымов заявил, что езда на велосипеде по тротуарам запрещена. И за нарушение этого пункта грозит штраф. Специалисты и общественники выступают против столь жестких мер, ссылаясь на закон «О дорожном движении», в котором даже в обновленном варианте нет прямого запрета для велосипедистов, двигающихся по тротуарам. Однако напрямую не сказано и о том, что ездить по пешеходным зонам разрешено. В итоге каждый трактует закон по-своему. Но если полицейские возьмутся жестко исполнять распоряжение министра МВД, то велосипедистам придется туго: ездить по дорогам крайне опасно, а велоинфраструктура в Костанае полностью отсутствует.
Продажи выросли
В Костанае велосипеды как транспортное средство все увереннее занимают свою нишу. С каждым днем в городе все больше людей, крутящих педали. Утром они спешат на работу, а вечером выезжают, чтобы просто покататься. Велосипед стал модным и удобным средством передвижения. За здоровый образ жизни постоянно ратуют и чиновники всех уровней. Из бюджета Костаная регулярно тратятся деньги на изготовление билбордов, призывающих к занятиям спортом. В начале мая аким области Нуралы Садуакасов даже лично сел на велосипед, чтобы открыть велосезон.
В Костанае продажи горных велосипедов в этом году выросли на 30%
О том, что в Костанае начался велосипедный бум, говорит и увеличение продаж экологически чистого транспорта. Например, в одном из специализированных костанайских магазинов по сравнению с прошлым сезоном продажи маунтинбайков (горных велосипедов) выросли на 30%.
- В прошлые годы в основном был спрос на простые велосипеды, которые покупали для подростков, и на детские велосипеды, - рассказал нам специалист по продажам велосипедов магазина «Винни» Виталий КУЗНЕЦОВ. - Так же раньше мужчины и дедушки интересовались велосипедами без скоростей, с корзинками, чтобы ездить на дачу и привозить продукцию. В этом году появился повышенный спрос на маунтинбайки. Их покупают взрослые люди для прогулок и езды по городу. Сейчас сезон, и бывают дни, когда у нас покупают по 2-3 таких велосипеда.
Очевидно, что костанайцы самостоятельно и активно развивают велосипедную культуру, двигаясь в том же направлении, что и Европа, давно уверенно сидящая в седле. Тенденция декларативно поддерживается и сверху. Но, похоже, только на словах. Новая редакция закона «О дорожном движении» сводит на нет все начинания чиновников и горожан.
Нарушил - штраф?
С 7 января в Казахстане действует новая редакция Закона РК «О дорожном движении». Он гласит, что «велосипедисты должны двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, если это не создает помех пешеходам». Но в начале мая на блог министра внутренних дел РК Калмуханбета Касымова поступила жалоба. Ее автор сделал акцент на то, что взрослые велосипедисты носятся по тротуарам, в силу практически бесшумной езды часто пугают пешеходов и создают травмоопасные ситуации. Обратившийся попросил министра «дать распоряжение сотрудникам дорожно-административной полиции обращать внимание на велосипедистов на тротуарах и штрафовать их». Министр в ответе на жалобу написал, что, согласно ПДД, велосипедистам запрещено ездить по тротуарам. И тем, кто нарушил, грозит штраф.
За езду на тротуарах на велосипеде в законе прописан штраф
Заявление безапелляционное. Но в ПДД, в разделе «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных» понятие тротуар даже не упоминается. И не сказано, что езда по тротуарам запрещена. Поэтому опытных велосипедистов и общественников такое заявление министра привело в недоумение.
- Я сел на велосипед в 2009 году, - говорит костанаец Александр РУДЕВ. - На этом транспорте я езжу на работу, на тренировки, причем не только летом, но и зимой. Для меня стало неожиданностью заявление, что за езду по тротуарам будут штрафовать. Где в таком случае в Костанае должны ездить велосипедисты, особенно дети? Езда по проезжей части для них особо опасна. Если случится ДТП, то велосипедист точно пострадает. А если на тротуаре велосипедист наедет на пешехода, то смертельного исхода не будет.
Рудев напоминает, что в зимнее время по проезжей части невозможно ездить даже опытным велосипедистам. Дороги в наледи, повсюду колеи. Он считает, что, пока в городе не будет соответствующей инфраструктуры, нельзя запрещать езду по тротуарам. Иначе, как только последуют строгие меры, количество ДТП на дорогах с участием велосипедистов возрастет.
Такие ДТП в области не редкость. Полицейские отмечают, что уже в этом году в п. Пешковка произошла авария со смертельным исходом.
- Водитель ЗИЛа при движении задним ходом сбил пятилетнего ребенка на велосипеде, - рассказал старший инспектор УДП ДВД Юрий ПАНАСЕНКО. - Сейчас мы ведем профилактическую работу, устраиваем акции для велосипедистов на знание ими ПДД. Если велосипедисты не мешают пешеходам, соблюдают правила, показывают при движении соответствующие жесты рукой, сотрудники административной полиции не привлекают к ответственности велосипедистов за езду по тротуарам. В правилах же сказано, что велосипедисты могут двигаться по обочине, не мешая пешеходам. В Костанае нет велоинфраструктуры, и если мы всех велосипедистов обяжем ездить по проезжей части, то это приведет к усугублению ситуации на дорогах. Сначала надо создать соответствующую инфраструктуру.
Только в планах
Несмотря на постоянные и давно продолжающиеся разговоры об обустройстве инфраструктуры для велосипедистов, ситуация с этим даже в областном центре плачевная. Все, что предпринято за последнее время, - это оборудование по распоряжению акима Костаная трех велопарковок: в Сити-центре, в КЖБИ и на КСК. О создании велодорожек остается только мечтать. Хотя в прошлом году специалисты отдела ЖКХ в своем ответе на запрос «НГ» отмечали, что при разработке ПСД на новые микрорайоны будет учитываться и велоинфраструктура.
- Костанай настолько уплотнен и застроен, что вписать велодорожки в существующие улицы невозможно, - считает главный архитектор Костаная Гулсара КАСЫБАЕВА. - У нас очень узкие улицы, с одно- и двухполосным движением. И даже при реконструкции СНиПы не позволят отнять по метру ни от проезжей части, ни от тротуаров. В новых микрорайонах «Аэропорт» и «Арман» велодорожки тоже не предусмотрены. В ПСД их не включили.
К началу лета акимат Костаная установил три бесплатных велопарковки. Одна из них - в Сити-центре
Но, как отметила главный архитектор, действительно созрела необходимость создать в областном центре специальную зону для велосипедистов. Как вариант Касыбаева предлагает предусмотреть ее в Кунае, именно в ту сторону планируют развивать будущее городское строительство.
- Весь центр у нас забит велосипедистами, - пояснила Касыбаева. - Мы уже перестали выдавать разрешения для предпринимателей, которые занимаются организацией проката велосипедов. Ни в центре, ни на КСК, ни в микрорайонах нет свободных мест, чтобы организовать велосипедную зону. А район Куная - перспективный. Там будет индивидуальное строительство. ПСД на первую очередь уже разрабатывается, но там предусмотрена и вторая очередь. И мы попробуем внести предложение о выделении там зоны для велосипедистов.
Главный архитектор считает, что если СНиПы не позволяют создать велоинфраструктуру, то и запреты на езду по тротуарам вводить нелогично.
Автомобиль - в приоритете
Новая редакция закона «О дорожном движении» вызвала недоумение и у представителей общественных организаций. В Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы) говорят, что обновленный закон фактически нарушает права велосипедистов и отдает все приоритеты автомобилистам.
- В любой европейской стране приоритетом на дорогах пользуются самые уязвимые категории граждан, - говорит президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы) Арсен ШАКУОВ. - Это пешеходы и велосипедисты, но у нас приоритетом пользуются автомобилисты. А новый закон дает им еще больше прав.
Кроме того, отмечает Шакуов, в законе «О дорожном движении» именно автомобиль является объектом повышенной опасности, отсюда - все проблемы. В европейских странах дорога является объектом повышенной опасности.
Согласно новой редакции закона «О дорожном движении» даже такие крохи должны ездить по проезжей части
- Это означает, что все участники дорожного движения (автомобилисты или велосипедисты) являются равноправными участниками, - говорит Шакуов. - И если случаются ДТП, или аварии, одним из «виновников» считается дорога, за которую отвечают муниципальные власти. И на них лежит обязанность делать ее как можно лучше, повышать ее качество, тем самым уменьшая ее опасность. У нас в самом законе вся ответственность переложена на автомобиль, и при любой аварии власти ни за что не отвечают.
Президент ассоциации вспоминает случай с его знакомой, который произошел в Риме. Женщина, рассматривая достопримечательности столицы Италии, шла по бордюру вдоль проезжей части и в какой-то момент поняла, что перед ней нет ни одной машины. Она обернулась и увидела, что колонна примерно из 30 машин медленно едет за ней.
- Оказалось, водители боялись: вдруг пешеход неожиданно выбежит на дорогу и его собьют, а в Италии за причинение вреда пешеходу может грозить тюремный срок, - говорит Шакуов. - В Америке и других европейских странах, если автомобиль наедет на колесо велосипеда, для него начнется кромешный ад, потому что велосипедисты, как и пешеходы, на дорогах в приоритете. У нас - все наоборот.
Довели до абсурда
Удивляют членов «Общей дороги» и другие пункты обновленного закона. То, что его практически скопировали с российского - это одно. Но при этом умудрились полностью запретить езду на велосипеде по тротуарам, не дав этого права даже... детям.
Российским велосипедистам, согласно закону, запрещается ездить по тротуарам с 14 лет. А по нашему закону даже двухлетний ребенок должен двигаться по проезжей части, что совершенно абсурдно.
- Кроме того, в России разрешена перевозка детей на велосипедах до 7 лет, у нас на это полный запрет, - приводит пример Арсен Шакуов. - Но почему мама, которая ездит на велосипеде, должна где-то оставлять своего двухлетнего ребенка, если может взять его с собой? Тем более что для этого полно специальный устройств и креплений, которые безопасны.
Судя по всему, небезопасной для водителей, велосипедистов и пешеходов становится не только дорога, но и новый закон, который, впрочем, никто не спешить выполнять. Да и административные полицейские смотрят на статью о велосипедистах сквозь пальцы. Но это пока.
Если в МВД захотят приструнить любителей здорового образа жизни, то сделают это в два счета. И на вполне законных основаниях заставят велосипедистов двигаться по опасным перегруженным дорогам.
Впрочем, в Ассоциации безопасного дорожного движения сдаваться не намерены.
- Сейчас мы перерегистрируем свою организацию, чтобы придать ей статус республиканской, - говорит Арсен Шакуов. - Тогда сможем принимать участие в обсуждении законов на уровне МВД. Одна из первых задач, которую мы планируем решить, - изменить понятие об объекте повышенной опасности, вернее, перенести это понятие на дорогу, чтобы власти чувствовали больше ответственности. А еще добиться, чтобы знаки, ограничивающие на определенных участках дорог скорость движения до 40 км/час, сменили на знаки - 30 км/час, как во многих цивилизованных странах. Все можно еще исправить.
Хотелось бы, чтобы этот оптимизм разделяли и те, кто придумывает законы для простых граждан. Но, к сожалению, высокопоставленные чины не спешат пересаживаться с крутых автомобилей на велосипеды. Возможно, поэтому наши законы зачастую идут вразрез с реальностью.
Любителей экологически чистого транспорта становится все больше
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Как обратить внимание властей на отсутствие велоинфраструктуры?
Фрунзик АРАКЕЛЯН, заместитель акима Костаная:
- Закон издали, его нужно исполнять, теперь будем думать, как. Конечно, сложно исполнять закон, когда нет никакой велоинфраструктуры. Даже в строящихся новых районах мы не можем предусмотреть велодорожки, потому что их нет в проектах. В новых проектах мы будем предусматривать велоинфраструктуру, также изучим опыт Алматы, где на тротуарах очерчивают специальную линию для велосипедистов.
Думаю, этот опыт можно применить и в Костанае. А если выполнять закон придется в существующих условиях и выгнать всех велосипедистов на проезжую часть, думаю, трагедий станет еще больше. Двигаться на велосипеде по дорогам очень опасно.
Николай ХАТУНЦЕВ, старший тренер Костанайской области по велоспорту:
- Вопрос отсутствия в Костанае велоинфраструктуры стоит остро не только для профессиональных спортсменов, но и для горожан. Велосипед уже стал средством передвижения, а ездить по проезжей части неразумно не только неопытным горожанам, но даже начинающим спортсменам, особенно в дождь или зимой. Необходимо брать пример с других стран. Например, в Екатеринбурге для велосипедистов желтой линией отделена полоса для движения. Это не затратно и можно сделать в Костанае. Пусть не на всех улицах, а хотя бы на основных.
Чтобы власти обратили внимание на это, необходимо как можно чаще будировать этот вопрос, поднимать его в СМИ, писать письма на имя акима. А еще привлекать руководителей к велопробегам, приглашать их принимать участие в мероприятиях. В этом году мы так и сделали. Федерация велоспорта пригласила на открытие велосезона акима области и акима города. И они приняли в нем участие. Как только активисты, горожане начнут публично заявлять, что нужны велодорожки, просить руководителей города обустроить их или хотя бы выделить специальные места, где велосипедисты могли бы кататься, власти начнут что-то предпринимать.
Сергей КАРПЕНКО, велосипедист-любитель:
- За последние годы в Костанае число велосипедистов выросло в разы. Городские и областные власти уже обратили внимание на велосипедную культуру и экологически чистый транспорт. Приятно, что первые руководители лично принимают участие в велопробегах. А значит, они заинтересованы в развитии велосипедного спорта и в том, чтобы горожане пересаживались на велосипеды. И сейчас общественности необходимо призвать власти к тому, чтобы в Костанае обустроили велодорожки, чтобы велосипедисты могли безопасно передвигаться по областному центру.
Я же от лица велосипедистов-любителей хочу обратиться к администрации Костаная с предложением. Мы понимаем, город загружен, и чтобы дать толчок развитию велоинфраструктуры, можно начать с выделения за городом участка для велосипедистов. На нем можно обустроить велосипедную зону или велотрек. И люди бы получили возможность кататься на свежем воздухе, а не загружать центр города и скверы.
Юрий ПАНАСЕНКО, старший инспектор УДП ДВД Костанайской области:
- Во-первых, не нужно создавать панику, велосипедистов пока никто не штрафует за езду на тротуарах. Во-вторых, если люди реально хотят, чтобы в городе появилась инфраструктура для велосипедов, нужно письменно обращаться к властям города. И думаю, что это придется сделать не один раз. Административные полицейские, со своей стороны, проводят работу по улучшению сети улично-дорожного движения Костаная. Также пишем обращения в акиматы, но если к этой работе подключатся жители города, то эффект будет больше.
Арсен ШАКУОВ, президент Ассоциации по безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы):
- Как привлечь внимание властей к этой проблеме? Есть только один способ - создать общественный резонанс. У нас пока проблемой слабой велосипедной инфраструктуры озадачено не очень много людей. Они пишут обращения, выступают. В частности, наш алматинский союз велосипедистов пытался повлиять на отмену запрета о езде велосипедистов по тротуарам, но к ним не прислушались. Но нужно идти дальше.
К сожалению, наши люди быстро сдаются. Пошумели раз, два, им отказали, они отступили, но в у нас, чтобы чего-то добиться, нужно проявлять еще больше активности. Собирать как можно больше людей, устраивать мирные митинги, выходить с плакатами, только так можно убедить властей. Я считаю, что есть в этом вопросе недоработка и нашей организации, но нас пока не зовут обсуждать законы. Надеюсь, что скоро мы этого добьемся.
Материалы номера