Когда в маркетах не все супер
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Узкие проходы, отсутствие ценников, некомпетентные менеджеры - в продвинутых магазинах Костаная
В Костанае создан прецедент. Житель областного центра Иван Ларин подал в суд на руководство супермаркета «Тамаша». Поводом для иска стало воровство личных вещей из закрытой ячейки. Костанаец заявил, что обнаружил пропажу после того, как сделал покупки и вернулся к камере хранения. Она оказалась закрытой, но кто-то воспользовался ключом от другой.
В суде Ларин намерен доказать, что любым ключом в «Тамаше» можно открыть любые камеры хранения. Этот факт не только бьет по имиджу конкретного супермаркета, но и дает повод сомневаться в качестве обслуживания в других продвинутых магазинах. Корреспонденты «НГ» решили выяснить, насколько сегодня комфортны и безопасны местные супермаркеты.
Не только «Тамаша» не хороша
6 апреля начали рейд с Казахско-французского центра, где расположен один из супермаркетов «Тамаша». Первым делом оставили в ячейках у входа в «Тамашу» сумку и кепку. Прогуливаясь с большими тележками вдоль заставленных товарами полок, отмечаем, что в некоторых проходах вдвоем разъехаться можно с трудом. Напротив холодильной витрины с тортами 6 апреля девушка на стремянке разгружала товары, загородив половину прохода. В этот день еще в трех местах проходы были блокированы тележками, коробками и коробочками с товарами.
В «Тамаше» протиснуться к растительному маслу мимо раскладывающей хлеб девушки нереально
Особые неудобства создавала тележка, «припарковавшаяся» в отделе с хлебобулочными изделиями и растительным маслом. Я протиснулась мимо и уперлась в спину девушке в дорогой шубе, выбирающей масло. Взяв со стеллажа бутылку, девушка резко развернулась и наткнулась на мою тележку, я, в свою очередь, уперлась в тележку менеджера. Чтобы разъехаться и выпустить покупательницу масла, потребовались время и серия маневров. А мне пришлось вновь возвращаться к стеллажам.
Возвращаясь к ячейкам с вещами, мы обменялись ключами с фотографом и… запросто открыли ячейки друг друга! Я ключом под номером 19 открыла ячейку под номером 17, а коллега - наоборот.
Такими же универсальными оказались ключи и в супермаркете «Норма» на перекрестке Абая - Гоголя. В самом торговом зале проходы оказались еще более узкими, чем в «Тамаше», в некоторых местах также препятствовали движению стремянки и коробки.
Номер «открой ячейку соседа» в новом супермаркете «Рахат» не прошел. Ура! Зато удивили довольно высокие цены и разговорчивые менеджеры с радиотрубками. Один из них сразу стал говорить, что цены у них действительно высокие, второй не смог подобрать нужный товар.
«У вас ром Bacardi есть?» - интересуюсь я возле стеллажей с алкоголем. «Какая ромба?» - недоумевает продавец. Я повторяю вопрос. «А-а, ром Bacardi!» - вспоминает продавец и начинает путешествие вдоль стеллажей. Я, не сходя с места, опускаю глаза и, найдя нужный мне алкогольный напиток, указываю на это продавцу. «Я, честно говоря, на соках специализируюсь, так что пока не запомнил, где какой алкоголь», - говорит менеджер.
«Бесценный» «Астыкжан»
Не подошли «чужие» ключи к ячейкам и в торговом центре «Астыкжан». На входе девушка пояснила, что сумки и небольшие пакеты без аналогичных товаров можно вообще не оставлять. Но, если оставим, то возвращаться за ними придется через весь зал. Мы оставили для чистоты эксперимента.
На огромных торговых площадях «Астыкжана» есть, где разъехаться. Но есть проходы между стеллажами, заставленные товаром так, что становится трудновато. В одном из таких проходов девушка с большой тележки выкладывала товар, подступиться к кремам в это время было невозможно.
Не обнаружив ценника на прилавке с солью для ванн, я обратилась к первому попавшемуся менеджеру. «Я этими товарами не занимаюсь», - объяснила девушка. Минуты через две подоспел нужный менеджер, который показал, где именно искать цену на товар.
Продавец «Астыкжана» так и не нашла ценник на мороженое «48 копеек»
А вот ценника на мороженое «48 копеек» с крупной шоколадной крошкой не оказалось вообще. В витрине с разнообразным мороженым разобрать, какой ценник к какому товару относится, вообще нереально. Одна цифра наползает на другую, от некоторых названий остается только несколько букв. Так и не найдя нужный ценник, зову единственного доступного в этот момент менеджера, раскладывавшего колбасу. Девушка в свою очередь вызывает другую, ждать которую приходится минут 5. Перегнувшись через всю витрину и простояв так еще минуты 3, девушка наконец констатирует: «А ценника на это мороженое вообще нет, пойду пробью на кассе».
В «Особе» - как под конвоем
В супермаркете «Особа» табличка предупреждала «В торговый зал с сумками не входить!». Оставив личные вещи в ячейках, взяв тележки, отправились за покупками. Но не тут то было: вдоль стеллажей с бытовой химией, спиртными напитками разъехаться двум тележкам невозможно. Пришлось сдать назад и свернуть в другой проход, чтобы человек, шагавший с тележкой навстречу, проехал. Тут же между нами пытался протиснуться еще один покупатель с корзинкой. Ему пришлось выписывать зигзаги, прижимаясь к полкам.
В узких проходах «Особы» с двумя тележками не разъехаться
Кое-как разъехавшись в узких проходах, решили изучить ассортимент. На многих товарах, например, на пачках с киселем, дрожжами, не оказалось ценников. Чтобы выяснить, сколько стоит продукт, пришлось сначала найти менеджера. Она забрала выбранный товар, сходила на кассу, пробила его и лишь затем озвучила цену. Способ не очень удобный, но другого не было.
На некоторых товарах в «Особе» ценники отсутствуют
Решили прикупить в «Особе» молочные продукты. Только подойти к ним оказалось невозможно, путь преграждали ящики с молоком и сметаной, которые стояли на полу. Тут же техничка мыла пол, двигая шваброй ящики. Менеджеры не обращали внимания на то, что покупатели пытались подойти к полкам, и продолжали выкладывать товар.
Зато охранник не упускал нас из вида. Он ходил за нами по пятам, постоянно что-то шептал по рации. Но как только мы расплатились на кассе, охранник о нас забыл. Поменявшись ключами, мы спокойно открыли ячейки, в которых оставляли свои вещи. Ключи подошли, но никто из охранников даже не поднял глаза в нашу сторону.
«ТОТ»: назад в СССР
В супермаркете «ТОТ», который находится по ул. Бородина, и вовсе можно легко взять чужие вещи и уйти незамеченным. Вовсе не с целью проверки, а просто перепутав номер своей ячейки, вставила ключ в замок соседней - и дверка открылась. Внутри лежал чужой ноутбук и две сумки. Забирай и уходи, охранники за шкафчиками не следят. Я, конечно, аккуратно закрыла дверку. Но для себя отметила: ситуация из разряда «бери и уходи!». Выбора у покупателей нет: на входе в торговый зал вновь табличка «С сумками не входить!».
«ТОТ» напомнил советский оптовый склад. Приемку новых товаров вели прямо в торговом зале. С улицы заносили ящики, коробки и выставляли их на полу, загораживая проходы. Тут же менеджеры считали, записывали, распаковывали. Клиенты казались лишними. В зале царил полумрак. Плитка на полу разбита, катить даже пустую тележку по такому полу проблематично: она дребезжит, попадает в ямки, плохо лавирует между сломанной плиткой. Товар на стеллажах покрыт пылью, а ценники напечатаны настолько мелко, что рассмотреть их можно только вблизи. На некоторые товары цены не указаны вовсе.
В «ТОТе» буквы на ценниках настолько мелкие, что даже продавцы к ним приглядываются
«Подскажите, сколько стоит крошка для украшения куличей?» - не найдя ценника, спрашиваем у менеджера. Ответ наверняка понравится руководству супермаркета: «Пройдите на кассу и, когда будете расплачиваться, вам скажут цену». Поняв, что мы хотим узнать цену до покупки, девушка все же взяла товар, сама сходила на кассу и сообщила цену.
В супермаркете «ТОТ», который расположен в районе центрального рынка, царит такая же атмосфера. Мы обнаружили только одно отличие в лучшую сторону - одним ключиком можно открыть только одну ячейку. Хотя и тут в рабочем состоянии только часть шкафчиков.
После мрачного «ТОТа», в супермаркет «Солнечный», который расположен в районе КСК, было приятно войти. Ненавязчивая музыка, современное торговое оборудование, радует глаз выкладка товаров. Но как только мы подошли к спиртному, настроение пропало. Возле драгоценного товара дежурил охранник. Он сверлил нас взглядом, пока мы изучали ассортимент, и выпустил нас из под наблюдения, только когда мы отошли.
Итак, подводим итоги. К основным недостаткам костанайских супермаркетов можно отнести небезопасность камер хранения, узкие проходы, раскладку товара, которая мешает покупателям.
Из общих недостатков: ни в одном нет издали видных, например, подпотолочных указателей, где и какой товар продается. Чтобы что-то найти, надо обойти весь магазин. Это крайне неудобно. К недостаткам стоит отнести также нерасторопность и неосведомленность консультантов и в некоторых случаях отсутствие ценников.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Даже в широких проходах «Астыкжана» трудно разъехаться, если менеджеры выкладывают товар
Из-за наползающих друг на друга ценников в «Астыкжане» невозможно определить ни названия товара, ни его стоимость
Материалы номера