У любителей экологичного транспорта нет перспектив. И пока, похоже, не предвидятся

Велосипедистов в Костанае становится больше, а специализированные дорожки не появляются

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Жители Костаная, равно как и других населенных пунктов области, все чаще готовы пересесть на велосипед. Этому способствуют пробки и нехватка парковок в городах, отсутствие или недостаток общественного транспорта в более мелких населенных пунктах.

Ну и, в конце концов, велосипед - это мировой тренд. Экологически чистый транспорт, здоровая нагрузка для того, кто в седле. А часто - и реальная экономия времени.

Во всем мире число велосипедистов ширится, а инфраструктура для них - обязательная часть забот городских властей, кровно заинтересованных в том, чтобы на двух колесах ездили чаще, чем на четырех. Однако, как убедились корреспонденты «НГ», ситуация с велосипедными дорожками и велосипедами в целом по Казахстану и, в частности, у нас в Костанае плачевная.

Без дорожек и парковок

Стремящаяся попасть в тридцатку развитых стран мира наша республика в велосипедных тонкостях сильно от этих самых стран отстала. Даже в столицах - Южной Алматы и Северной Астане - о велосипедах активно заговорили всего пару лет назад. Акимат Астаны только в этом году подписал меморандум с фондом «Самрук-Казына» о развитии велосипедных объектов, в рамках которого до 2017 года в столице появится до 100 велопарковок и 1 000 «прокатных» велосипедов.

Костанай в этом плане пока - далеко отставшая провинция. Хотя любителей экологически чистого транспорта и у нас все чаще можно встретить, спешащих утром на работу, а вечером - деловито крутящих педали в сторону мест отдыха.

Костанаец Александр РУДЕВ пересел на велосипед в 2009 году. И он отмечает, что велосипед постепенно становится не просто средством передвижения, а модным трендом.

- Если 5 лет назад на велосипедах ездили только спортсмены и дедушки на дачу, то сегодня на наших улицах можно встретить молодых людей 20-30 лет, - отмечает Рудев. - Для них велосипед становится модным средством передвижения. Буквально на днях встретил девушку, которая выехала на велосипедную прогулку. Мы с ней разговорились, оказалось, что в Костанае есть небольшое велосипедное сообщество и группа в социальных сетях. Они общаются, организуют встречи, мероприятия.

Из-за отсутствия велоинфраструктуры велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части

Но даже в областном центре велосипедная инфраструктура отсутствует напрочь. Велосипедистам приходится на свой страх и риск ездить по проезжей части или маневрировать на тротуаре, рискуя самим сбить пешехода.

Уже 3-4 года назад велосипедист-любитель Андрей КАРАБУТ при наличии машины предпочитал добираться на работу из центра Костаная в район железнодорожного вокзала на велосипеде.

- Последний год велосипед чаще использую для загородных прогулок, - говорит Андрей Карабут. - Передвигаться по городу из-за постоянно увеличивающегося потока машин становится все опаснее. Двигаться по тротуарам сложно из-за пешеходов. Не говоря уже о том, что нигде не предусмотрены велопарковки. Считаю, в Костанае давно пора создавать велосипедные дорожки.

Любителя поддерживают и профессиональные спортсмены.

- Специальные дорожки можно сделать в зонах отдыха, - говорит старший тренер области по велоспорту Николай ХАТУНЦЕВ. - Сейчас застройка идет в районе КЖБИ, там бы не помешала дорожка длиной 2-3 км. Можно велодорожки обустроить в районе пляжа. Посмотрите, как в Петропавловске. У них в пригороде, в зоне отдыха, предусмотрены велодорожки. Там катаются и любители, и спортсмены. А в городе, чтобы хоть с чего-то начать стоит на широких улицах для велосипедистов обозначить желтой линией зону для движения. Как это сделано во многих европейских странах.

 

Подобных велопарковок в Костанае всего несколько штук

Обещания Рудного

Проблемы с передвижением на велосипедах жители области обсуждают не только между собой, они ставят эти вопросы перед властями. В начале июня на блог акима Рудного Бахытжана ГАЯЗОВА поступило сообщение от рудничанки. «Я ежедневно использую велосипед для передвижения по городу и в промзону на работу. При езде по тротуарам пешеходы, мягко говоря, недовольны, - написала пользователь блога Ксения. - При выезде на проезжую часть 90% водителей вообще не замечают или игнорируют мое движение. Имеются ли в нашем городе специализированные велосипедные дорожки или полосы? Постоянно возникают проблемы с парковкой велосипедов возле магазинов, аптек, торговых центров. Нет возможности припарковать велосипед, потому что отсутствуют противоугонные устройства - элементарные поручни, перила. Почему нигде нет велосипедных стоянок?»

Ответ акима Рудного прозвучал обнадеживающе. «На сегодняшний день в нашем городе велосипедисты имеют возможность передвижения только по существующим тротуарам в пешеходной зоне, - ответил на блоге Бахытжан Гаязов. - Вопрос устройства велосипедных дорожек в сфере благоустройства ранее не рассматривался и, соответственно, финансирование на разработку проектов и строительство велодорожек, велопарковок предусмотрено не было. В настоящее время, когда велосипед стал приобретать большую популярность, возникла необходимость... создания условий для безопасного передвижения велосипедистов по городу. При последующем проектировании и строительстве автомобильных дорог в установленном порядке будет рассмотрено устройство велоинфраструктуры и предусмотрены средства на финансирование данных работ».

Ничего конкретного, но хоть внимание к вопросу аким обозначил. Гаязов также обещал на ближайшей встрече с предпринимателями предложить им устроить велопарковки возле своих предприятий. При попытке узнать детали велополитики рудненского акимата, мы потерпели фиаско. Заместитель акима Рудного Серик ИСКУЖИНОВ, курирующий этот вопрос, за два дня не нашел десяти минут, чтобы обсудить его с корреспондентами «НГ». Это лишний раз доказывает, что чиновников эта тема волнует только на словах.

Реалии Костаная

Велосипедисты в основном катаются в пешеходных зонах парков и скверов

На самом деле сегодня и в областном центре нет четких планов велоинфраструктуры. Чиновники уверяют, что технически при существующей застройке это сделать невозможно.

- В Костанае не предусмотрены дорожки и парковки для велосипедистов, - пояснила главный специалист отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Алмагуль ЕСЕНАЛИНА. - И на ближайшее будущее развитие этой инфраструктуры не планируется. Мы понимаем, что количество автотранспорта растет и необходимо создавать условия, чтобы люди пересаживались на велосипеды, как это делают в европейских странах. У нас уже много горожан, которые ездят на велосипедах, среди них и чиновники, и проектировщики, и архитекторы. Но мы не предусматриваем дорожки не потому, что нет денег или желания. Дело в том, что наши улицы не строятся заново, а лишь капитально ремонтируются и реконструируются. Они слишком узкие и загружены автотранспортом. Та ширина, которая есть, не позволяет вписать еще и дорожку для велосипедистов. На одну дорожку нужен свободный метр, а его нет.

В целом же чиновники не против в качестве эксперимента на одной из улиц отделить желтой линией зону для движения велосипедистов. Но говорят, что инициативу по поводу развития велоинфраструктуры жители города не проявляют.

- Ни в акимат Костаная, ни на блог акима, ни в отдел ЖКХ ни разу костанайцы не обращались с просьбами или с предложениями организовать велосипедные дорожки и парковки, - отмечает Есеналина. - Значит, потребность не созрела. Если от горожан будут поступать предложения, то, возможно, на вновь застраиваемых территориях, в новых районах будут предусмотрены велодорожки и парковки. В зоне отдыха по Гашека планируется построить дорожки для велосипедистов.

Разница менталитетов

Пока весь велосервис представлен прокатом велосипедов в Сити-центре. Здесь можно взять на прокат велосипед или велосипед-тандем, оставить под залог удостоверение и покататься по городу. Час проката обойдется в 500 тенге, сутки - 5 000 тенге. Но кататься особо негде, а вернуть транспорт необходимо там, где взял. В расширении или усовершенствовании своего дела предприниматели не заинтересованы.

Аренда велосипедов в Костанае пока развита только как развлечение

- В день снимают 10 велосипедов, - говорит менеджер пункта проката Александр ФАТАЛИЕВ. - Катаются по городу, часто едут на новую Набережную. У нас есть еще одна точка в КЖБИ, но взять велосипед там, а вернуть тут нельзя, хотя люди интересуются. Но мы берем в залог документы. Снимают велосипеды и туристы, вот недавно группа французов брала транспорт. Удобно знакомиться с окрестностями на велосипедах.

Желающих сесть на велосипеды много, но активно бороться за право на них ездить по специализированным дорожкам они не готовы. Людям проще приспособиться к существующей транспортной сети, несмотря на ее неудобство и опасность для велосипедистов. А местным чиновникам, уже в силу нашего менталитета привыкшим передвигаться исключительно на дорогих иномарках, велосипедные проблемы и вовсе как телеге пятое колесо.

А как у других?

Королевство Нидерланды по количеству жителей сравнимо с Казахстаном. В 1960-х годах здесь активно строили дороги, о развитии велосипедной структуры не было и речи. Уже лет через десять население начало давить на власть, заявляя о росте ДТП, ухудшении экологии и даже экономическом спаде из-за пробок. В начале 1980-х годов правительство Нидерландов пересмотрело политику развития дорожной сети. И поняло, что инфраструктуру нужно строить не для машин, а для людей. В середине 1980-х годов в стране активно развивается электрический общественный транспорт. Доступ к центрам городов для машин просто закрыли, ужесточили правила парковки, до сих пор развивают велоинфраструктуру. В последнее время в Нидерландах на 16,5 млн людей приходится 18 млн велосипедов.

В Алматы сторонники развития велосипедного движения провели эксперимент, добираясь до намеченной цели в час пик 5 км по запруженным транспортом улицам на автомобиле, на общественном транспорте и на велосипеде. Трое участников эксперимента начали свое движение одновременно от супермаркета City Center на пересечении улиц Толе би и Байзакова. Выбирая маршрут на свое усмотрение, они старались как можно быстрее добраться до конечной точки пути - супермаркета «Рамстор» (на пересечении улиц Фурманова и Жолдасбекова). Велосипедист добрался до намеченной точки через 20 минут. Автомобилист - через 24 минуты. Пешеход, использовавший общественный транспорт, добрался за 33 минуты. И это при том, что никаких велодорожек на этом отрезке пути нет, а дорога идет в гору.

Кстати

Велосипедное движение Казахстана имеет вековую историю. Согласно архивным записям, первая велогонка была проведена ровно 100 лет назад в Актобе.

В Амстердаме 40% населения передвигается на двух колесах. 

В Копенгагене 32% горожан ездят на работу на велосипеде. В ближайшие три года здесь планируют в 3 раза увеличить бюджет на развитие велоинфраструктуры. Велосипедных дорожек много, большинство из них не только отделены от автодорог специальной разметкой, но и имеют собственные светофоры.

В Германии министерством транспорта, строительства и жилого фонда разработан десятилетний «План развития велодвижения в Германии на 2002-2012 гг.». В Берлине в 2007 году 2,5 миллиона евро было потрачено, чтобы создать велодорожки. Сейчас в столице Германии 80 км велопутей на главных дорогах и 50 км - на тротуарах и в переулках. За последние 10 лет количество велосипедистов удвоилось. В Берлине их 40 000.

Департамент транспорта Великобритании намерен потратить 100 млн фунтов стерлингов на развитие велосипедного транспорта. На эти деньги построят велосипедные дорожки, которые соединят пригороды с центром города. Сам мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде.

В Париже существует система станций велопроката под названием Велиб (Vélib). С момента их появления в Париже велосипедами воспользовались более миллиона раз. Стоимость услуги 29 евро в год.

В Нью-Йорке за последние 10 лет установлено не менее 5 000 городских велопарковок. Эта акция является частью стратегического плана транспортного управления Нью-Йорка по двукратному увеличению велосипедистов в городе к 2015 году.  

 

Не опоздали ли мы со строительством велосипедной инфраструктуры в Костанае?

Аркадий ДЕНИСОВ, общественный деятель, легкоатлет:

- Конечно, опоздали. Планировать ее надо было, когда разрабатывали генеральный план Костаная. Велодорожки, парковки должны быть вписаны в генеральный план. Это ведь перспектива развития областного центра. Планируя застройку новых районов, чиновники уже сейчас никому не выделяют земельные участки в отведенных для этого местах. Также необходимо сейчас учитывать и возможность размещения велоинфраструктуры в новых районах. Можно и вписать дорожки для велосипедистов в существующую инфраструктуру.

В Германии, например, для велосипедистов красной линией отведено место вдоль проезжей части. Занимает это по 1,5 м по обеим сторонам дороги. В Костанае также можно на основных магистральных улицах, таких как Л. Беды, Абая, Победы, Аль-Фараби, отвести по 1 м для велосипедистов, отделить его сплошной красной линией. Водителей эта линия будет дисциплинировать. А если ничего не делать, то неизбежны ДТП.

Артем ГОЛОВАЩЕНКО, мастер спорта международного класса по велоспорту:

- Развивать велоинфраструктуру никогда не поздно. В Костанае уже давно назрел вопрос о создании велодорожек и парковок. Причем сейчас не надо изобретать что-то свое. Стоит взять пример с европейских стран. Велосипедные дорожки легко вписываются в существующую инфраструктуру городов и не создают при этом помех ни автомобилям, ни пешеходам. Я только вернулся из Чехии, где проходили международные соревнования по велоспорту.

Чемпионат проходил в небольшом городе Нове-Место-на-Мораве. Там все предусмотрено для велосипедистов. Около каждого заведения, магазина, стадиона есть велопарковки. На проезжей части для велосипедистов предусмотрены дорожки, которые отделены желтой полосой. И все участники движения соблюдают правила. У нас тоже можно создать подобную инфраструктуру.

Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель ОФ «Помощь»:

- Я не поклонник велоспорта, но у меня много друзей и знакомых, которые ездят на велосипедах. Думаю, что слово «опоздали» здесь не совсем уместно, потому что в этом понимании в Костанае мы опоздали со многим - с ливневками, которых нет, с пандусами для инвалидов и т. д. Лично я, когда иду по тротуару, порой хочу просто пнуть велосипедиста, который летит навстречу. Но, с другой стороны, я понимаю, что это наши дети и друзья, которым просто негде ездить. У нас одна сотрудница ездит на работу на велосипеде и обратно. Говорит, я понимаю, что ездить по тротуарам, где полно пешеходов, не совсем правильно, но ездить по проезжей части опасно.

Так что создание велодорожек сейчас как нельзя актуально. Но также осознаю, что этого у нас никогда не будет. Если денег в бюджете на хорошие дороги не хватает, то сколько нужно вложить в строительство отдельных велосипедных дорожек? Другое дело - локальные зоны с качественными велотреками. Их можно оборудовать в парке Победы и Центральном сквере, не говоря уже о других рекреационных зонах. Например, вокруг здания сельскохозяйственного института, где полно места. Уверен, люди поедут туда кататься.

Юрий ПАНАСЕНКО, старший инспектор УДП ДВД Костанайской области:

- Сделать хорошее дело для города никогда не поздно. Считаю, что в этом смысле не нужно изобретать велосипед. Улично-дорожная сеть Костаная позволяет сделать велосипедные дорожки на тротуарах. Воспользоваться опытом европейцев: выделить каким-нибудь цветом часть пешеходной зоны, поставить небольшой бордюрчик - и велосипедисты смогут ездить, не мешая пешеходам и не опасаясь автомобилистов. Кстати, такая идея была озвучена профессиональными велосипедистами пару лет назад.

На словах ее даже поддержали, но, к сожалению, дальше этого дело не пошло. Если сейчас такая необходимость возникла, можно попробовать хотя бы в качестве эксперимента на некоторых тротуарах сделать велосипедные полосы. Было бы одобрение властей.