Если вино хорошее, но этикетка подгуляла
Галина ПЕТРЕНКО
Изымать из магазинов товар, продажа которого запрещена, никто не собирается
11 мая казахстанское Агентство по защите прав потребителей приняло сразу 5 постановлений о временных запретительных санитарных мерах. Они касаются ввоза и реализации ряда продуктов питания и алкогольных напитков. Для предпринимателей да и для самого агентства важно, что действуют эти меры в период моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Таким образом, в первую очередь ставка делается на законопослушание, добросовестность и даже патриотизм. Потому как первый посыл к занесению товаров в черный список - нарушения казахстанских стандартов по части маркировки и информирования потребителей.
Если этикетка не та
По крайней мере, к импортному алкоголю, а также алкоголю, который завозится из стран-партнеров по Таможенному союзу, именно такие претензии.
- С 1 июня 2014 года вводится временный запрет на импорт и продажу алкогольных напитков, произведенных в Италии, Франции, Шотландии, России, Белоруссии и других странах. Она реализуется с нарушениями требований национального законодательства и требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза. Например, на этикетках российского спиртного указывается возраст, с которого можно покупать спиртное, - 18 лет, а в Казахстане этот возраст - 21 год, - сказал на специально собранной 13 мая пресс-конференции заместитель руководителя департамента по защите прав потребителей Костанайской области Владимир НЕЧИТАЙЛО, - есть и другие нарушения - отсутствие информации о наименовании, месте нахождения производителя или импортера, нечеткость маркировки на этикетке, когда нельзя ознакомиться с ее содержанием, а также отсутствие или неполная информация на государственном языке.
В отличие от других товаров, обративших на себя внимание агентства, о качестве спиртного, наличии в нем каких-то вредных веществ речь не идет.
Как пояснил на пресс-конференции Нечитайло, запрет не носит тотального характера. Если с маркировкой, исполнением техрегламента все в порядке, то импортное спиртное продавать можно. Примерно в том же ключе высказалась сотрудник агентства Айгерим САДУБАЕВА, на которую в своей информации 13 мая ссылается Tengrinews.kz: временный запрет будет сохраняться, пока производители или импортеры не исправят ситуацию со стандартом этикеток. Следовательно, кто исполняет - может работать. Тем более что в Костанайской области такие есть.
- Мы созвонились с рудненским ТОО «Фарватер», которое достаточно давно занимается поставками в область импортных спиртных напитков, там нас заверили, что у них все соответствует действующим нормам и стандартам, - привел пример Нечитайло.
К нам проще, чем от нас
Мы тоже звонили в «Фарватер». Нужна была консультация после прочтения комментария все той же госпожи Садубаевой из агентства: она уточняла, что «белые стикеры, наклеенные на бутылку с иностранным алкоголем и сообщающие информацию о продукте на казахском языке, этикеткой не являются».
- У нас стикеров нет, на продукции, которую мы ввозим, именно полноценные этикетки, - сказала заместитель начальника юридического отдела Роза АЛЬМУХАМБЕТОВА, - переводы для их текстов делаются здесь. Если импорт вина идет, скажем, из Испании, то клеят этикетки на бутылки, которые мы ввезем, на испанских заводах, туда же мы отправляем наши акцизные марки... Так что мы тоже надеемся на то, что запретительные меры не коснутся законопослушных компаний-импортеров.
Кстати, работа, о которой нам рассказали, недешево стоит, особенно когда речь идет о поставляемом небольшими партиями элитном алкоголе. Глава ассоциации «КазАлко» Амиржан КАЛИЕВ даже высказался в прессе по поводу того, что для импортеров из дальнего зарубежья, даже если у них есть огрехи, не надо бы вводить жесткие санкции, лучше подойти дифференцированно и дать им какой-то переходный период.
А в отношении алкогольной продукции из стран ТС действия агентства, по его мнению, выглядят справедливыми и оправданными
- Чтобы завозить в Россию водку, мы должны поехать к ним, заказать этикетки по их стандарту. Там ни одного слова на казахском языке не должно быть. Привезти потом этикетки сюда, наклеить и только так сможем пересечь границу. А с нашей стороны таких требований не было, - сказал Калиев.
В этой части, кстати, действия агентства укладываются в формат защиты интересов отечественного производителя. И они оправданны. Однозначно, не только по части спиртного, казахстанским товарам сложнее попасть на рынки соседей по ТС, чем им к нам. Другое дело, что, может, стоит в данном случае предъявить претензии и представителям страны в комиссии Таможенного союза, почему на том уровне недостаточно активно «расчищают» дорогу нашим товарам. Уж алкоголь-то у нас в тройственном союзе с белорусами и россиянами явно конкурентоспособен.
Н. Гаценбеллер: "Наши специалисты на местах информируют предпринимателей"
Хотелось бы образец
Как вообще будут реализовываться запретительные меры? Агентство довело свои постановления до коллег по ТС - «для выполнения мероприятий, обеспечивающих надлежащую защиту потребительского рынка Казахстана».
- Сейчас департамент, наши подразделения в городах и районах информируют предпринимателей: поставщиков, импортеров, реализаторов - о данных постановлениях. Мы обратились также в областную Палату предпринимателей, чтобы они помогли нам довести полную информацию до бизнесменов, - сказала начальник отдела департамента Наталья ГАЦЕНБЕЛЛЕР. - Естественно, мы стараемся широко информировать население.
Корреспондент «НГ» уточнил, будут ли из торговой сети изымать товары, если, несмотря на временный запрет, их все-таки будут продавать?
- Изымать никто не будет - это собственность, которую законопослушный реализатор должен вернуть поставщику, импортеру, тот - производителю, по обратной цепочке, - сказал Сергей Нечитайло, - мы прежде всего рассчитываем на добросовестность предпринимателей. С апреля в РК действует мораторий на проверки, так что и их не будет. Но если к нам обратятся потребители с жалобами на то, что им продают запрещенную, опасную продукцию (а в списке Агентства по защите прав потребителей такие есть ), то мы по разрешению Генеральной прокуратуры проверки сможем провести.
Цепочка, о которой говорил заместитель начальника департамента, с кого-то должна начинать раскручиваться. Может, с поставщика, который сам поймет, что нужно быстро исправлять ситуации, а скорее всего, с реализатора, который на первой линии встречается с потребителями. Мы звонили в костанайские супермаркеты, письма департамента там получили, но в первые дни кампании еще не вполне определились. А что касается алкоголя, высказали пожелание.
- У нас немалый ассортимент импортного алкоголя, работаем не с одним поставщиком, до сих пор мы были уверены, что если товар прошел входной контроль на границе, весь имеет сертификаты соответствия - то все с ним нормально, - сказал директор сети супермаркетов «Тамаша» в Костанае Сергей СТРЕКАЛОВ, - но раз сейчас агентство предъявляет претензии, хотелось бы, чтобы нам помогли сориентироваться, предоставив образцы правильных этикеток, четкие требования к ним. Просто в порядке консультации, разъяснения. Думаю, это в общих интересах.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера