Челябинск - Троицк - Кустанай
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк
1 декабря 1913 года в наш город прибыл первый поезд, следующий по этой линии
Событие для стремительно развивающегося промышленного торгового центра Кустаная - значительное. Новый город находился в стороне от железных дорог, промышленные товары и зерно, доставленные гужевым транспортом, отправляли с ближайшей станции Омской железной дороги Мишкино.
Вокзал Кустанай. 1913 год постройки
100 лет со дня прибытия
Акционерное общество Троицкой железной дороги в 1911 году завершило строительство линии Полетаево - Троицк и было заинтересовано в скорейшем рассмотрении вопроса о строительстве линии Троицк - Кустанай. 21 сентября 1912 года министром путей сообщения С. Рухловым была утверждена расценочная ведомость сооружения линии в сумме 8 843 319 рублей, не считая расходов по выпуску акций и облигаций. Финансировали строительство Русско-Азиатский и Русский торгово-промышленный банки, Лондонский банкирский дом «КРИСП» и концессионеры: известный промышленник А. И. Путилов, представитель Сибирского торгового банка М. Соловейчик, инженер Н. Денисов. Жертвовали на создание дороги и кустанайские купцы - Кияткин, Слюнин, Уразбаев.
Котлован на р. Уй (Кустанайской бер.опоры. Снято 5 июля 1913 г.)
Работы производились под наблюдением министерства путей сообщения в лице инспектора, действительного статского советника инженера И. Янковского и госконтролем в лице статского советника А. Гизе. Начали в мае 1913 года. До июня 1914 года работы велись под руководством главного инженера путей сообщения А. Ледера, с июня руководство принял главный инженер С. Верховский. Заведующими работами состояли: начальник участка С. Бреев, начальник дистанции С. Рыбин и В. Федоров.
На территории Кустанайского уезда строительство дороги началось в поселке Джаркуль. Там впервые проявил свои инженерные способности студент Петербургского института инженеров путей сообщения Владимир Дмитриевский, впоследствии профессор Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала Макарова, ученый-гидротехник. В областном музее хранятся документы, переданные из Санкт-Петербурга его братом.
В.И. Дмитриевский за работой, август 1914 г.
Железная дорога от Троицка в Кустанай должна была пройти через переселенческие участки Пригородный по зимовочной площади общины Саройской волости, по границе хуторского участка Безсоновского через переселенческие участки Станционный и Веселый Кут, далее по земле Оренбургского казачьего войска, по пос. Веринскому, через хуторские участки Ждиланды, Пешковский, Почтовый, Федоровский, Успенский, по Аракарагайской и Карабалыкской волостям, через переселенческие участки Озерный Рязанцевский, далее через землю Государственного коннозаводства и по городской земле. Укладка пути была закончена в ноябре. 1 декабря 1913 года началось рабочее движение поездов, а также временное коммерческое движение для перевозки воинского продовольствия и частных грузов.
Строительство Кустанайского депо. 3 июля 1913 г.
Первое станционное здание тоже было выстроено в 1913-м. На Троицкой железной дороге предусматривались две пары поездов на участке Полетаево - Троицк по смете 1915 года, а на первый год эксплуатации участка Троицк-Кустанай - одна пара поездов. По сравнению с 1913 годом прирост пассажиров оказался значительным за счет увеличения перевозок воинских чинов. Исключая воинские перевозки, прирост перевозок частных пассажиров составил 8%. Общее количество пассажиров на Троицкой железной дороге, по данным 1914 года, составило 220 000 человек, грузов перевезено 8 245 913 пудов.
Временные бараки на ст. Троицк. Снято 1 мая 1913 г.
Еще во время постройки дорога выполняла все функции железнодорожного пути, открытого для общего пользования, способствуя экономическому развитию прилегающего края, а во время войны дорога оказала неоценимую помощь армии по заготовке и перевозке продовольствия и фуража.
Открытие Кустанайской железной дороги. Встреча первого поезда. 1913 г.
С 1 января 1916 года Троицко-Кустанайская железная дорога протяженностью 170 верст включена в общую сеть имперских дорог, по ней открыто регулярное пассажирское и товарное движение. Новая линия связала Кустанай с центральными районами России и Урала.
В 1952 году тупиковая ветка Троицк - Кустанай пришла в ветхость, в результате скорость движения поездов не превышала 25 км/час, а время нахождения в пути от Кустаная до Москвы составляло не менее 6-7 суток.
И еще один юбилей
В апреле 2013 года отметило 70-летний юбилей Кушмурунское локомотивное депо, начавшее действовать в 1943 году. Это депо за 21 год освоило 7 серий паровозов. Звания Героя Социалистического Труда в 1959 году был удостоен старший машинист депо Кушмуруна Г. Фадеев. В начале 1964 года на смену паровозам пришли тепловозы серии ТГ-3. А в конце 1969 года тепловозные бригады переучивались на новый вид железнодорожного транспорта - электровоз.
Николай Алексеевич Миролюбов был направлен на станцию Кустанай из Челябинска в 1954 году
Очень содержательно о том времени рассказал «НГ» житель Костаная, обладатель высшей награды МПС (министерства путей сообщения) «Почетный железнодорожник» Николай МИРОЛЮБОВ. В 1954 году после учебы он был направлен из Челябинска на станцию Кустанай, где тогда было всего 4 пути и один маневренный паровоз. Работал дежурным по оборотному депо, которое было подведомственно Троицку, а с 1955 года - старшим машинистом на паровозе. Формировал поезда, да так, что пятилетку за три года освоил. В 1960 году Кустанайское отделение железной дороги получило статус самостоятельного. С того времени Николай Миролюбов стал водить пассажирские поезда до станций Тобол и Джетыгара, сменяя тепловозы на электровозы. Более 50 лет отдал он железной дороге. Николай Алексеевич и сейчас на общественных началах возглавляет Совет ветеранов Костанайского депо.
Знаки отличия Министерства путей сообщения СССР: «Машинист 1 класса», «Отличник соцсоревнования» и «Почетный железнодорожник»
Историю железной дороги можно изучить наглядно - по экспонатам музея, который разместился в новом здании железнодорожного вокзала, построенном в Кустанае в 1974 году на месте старого. Руководит музеем Виктор Афанасьевич Бурцев, представитель семейной династии железнодорожников с общим стажем работы 155 лет. Редакция «НГ» выражает благодарность музею за помощь в проведении фотосъемки.
Паровозы ездили по линии Троицк - Кустанай до 1964 г.
…на смену им пришли тепловозы...
…а в 1970 году впервые вышли на линию электровозы
Почетная грамота 1943 г. путеобходчицы Прокофьевой Л.И.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера