Сдвинуть дело с мертвой точки

Евгений ШИБАРШИН

Помогут ли реформы высшего образования улучшить качество профподготовки?

29 октября министр образования и науки Аслан Саринжинов заявил о необходимости разгосударствления вузов. После чего пресс-служба этого ведомства уточнила: речь не о приватизации, а о расширении самостоятельности вузов, чтобы они взяли на себя «полную ответственность за качество образования, за трудоустройство своих студентов, их будущую карьеру». Поможет ли эта мера повышению качества подготовки выпускников?

Создать конкуренцию

Проблема профессионального обучения молодых кадров дала о себе знать с начала двухтысячных. Когда экономика Казахстана начала подниматься с колен, вдруг обнаружилось: квалифицированных специалистов не хватает. Хотя учебные заведения без устали продолжали «ковать кадры».

Все прошедшие годы было много разговоров, что у нас обучают не тому и не так, проводили различные конференции (в том числе и с участием главы государства), однако радикальных изменений не произошло. В стране появляются новые производства, мы всерьез заговорили о возможности «вхождения в Европу», а настоящих профессионалов по-прежнему днем с огнем не сыщешь.

Теперь уже министр образования в поисках рецепта для лечения застаревшей болезни предлагает предоставить государственным учебным заведениям «самостоятельность для усиления конкуренции среди вузов за ресурсы, а также конкуренции среди студентов в условиях рынка».

Что имеется в виду под «конкуренцией за ресурсы», сказать сложно. Если речь идет об абитуриентах, то соперничество за них учебные заведения ведут давно. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, именно конкуренция в этом секторе рынка образовательных услуг постоянно воспроизводит тот самый перекос в подготовке специалистов, который уже несколько лет все критикуют. Речь идет о «перепроизводстве» экономистов и юристов.

Изданная в 2013 году «Статистика системы образования (национальный сборник)» показывает: из общего количества обучающихся в вузах и в системе послевузовского образования в Казахстане (598 507 человек) на юридические специальности учатся 69 989 (из них на платной основе - 61 664), социальные науки, экономика и бизнес - 120 155 (платно - 116 199). И это при полном отсутствии дефицита кадров! В то же время при острой нехватке врачей этой профессией готовятся овладеть лишь 31 542 казахстанца.

Что касается технических специальностей, там обучается 117 365 человек (почти две трети платно - 71 224). Но тут другая проблема. Это еще не означает, что все эти тысячи - будущие, остро нужные стране инженеры. Большинство из них получат диплом бакалавра, а это означает, что они получили образование, но не профессию.

И что вообще удивительно: Казахстан - индустриально-аграрная страна, а сельскохозяйственные науки изучают всего 9 070 студентов. Из них на платной основе - 2 074, причем зачастую это деньги сельских ТОО, которые взяли на себя расходы по обучению детей своих работников.

Вузам нужно выживать

Похоже, ситуация в ближайшее время меняться не будет. Дело в том, что вузы, при всей их заинтересованности готовить специалистов, востребованных на рынке труда, вынуждены думать еще и о собственном развитии, а иногда даже об элементарном выживании. Чтобы получить необходимые для этого доходы, они отвечают не только, а порой и не столько на нужды экономики, сколько запросы населения по оказанию образовательных услуг.

Например, частный Костанайский социально-технический университет сформировал материально-техническую базу, позволяющую обучать 2 500 студентов по 20 специальностям. Однако по информации ректора КСТУ, доктора физико-математических наук Кадыргали ДЖАМАНБАЛИНА, из них только 10% учатся по государственным грантам.

Чуть лучше в этом смысле обстоят дела в Костанайском государственном университете, но ректор КГУ, доктор ветеринарных наук Аскар НАМЕТОВ говорит, что и у них около половины студентов проходят обучение на платной основе. При этом, в отличие от частных вузов, КГУ не может получать доходы от другой деятельности. Даже плата сдаваемых в аренду служебных площадей идет не на счет университета, а в государственную казну.

- Мы не занимаемся перепроизводством высшего образования, - заявил «НГ» Наметов, - Но, если человек платит, значит, его интересует не специальность, а сам факт получения образования.

Оба ректора считают, что времена, когда для устройства на работу по протекции нужен был лишь документ об образовании, уже прошли.

- Сегодня некоторые люди имеют по два или три диплома о высшем образовании для того, чтобы легче найти себе работу, - заявил Джаманбалин. - В таких случаях экономические и правовые знания им помогают.

Если сопоставить эти утверждения с тем, что число студентов для костанайских вузов (в Астане и Алматы ситуация другая) - это фактор выживания учебных заведений, то почтенных докторов наук можно было бы заподозрить в лукавстве. Однако не они создавали утвердившиеся правила игры на поле высшего образования, поэтому гораздо важнее, как в этих условиях сделать так, чтобы общество действительно имело возможность получить от вузов подготовленных специалистов.

Выход тут один - развитие деловых связей с работодателями. Что-то в этом направлении уже делается, но до того времени, когда хозяйствующие субъекты вырывали бы друг у друга выпускников костанайских вузов еще далеко. Главная проблема в том, что вузы не могут иметь ту материально-техническую базу, на которой студентам можно было бы теорию переплавить в практику, а хозяйствующие субъекты по-прежнему больше склонны к получению готового «кадра». В итоге официальная статистика говорит: от общего количества студентов последнего выпуска трудоустроены лишь 65%.

В таких условиях складывается впечатление, что стремление министра образования и науки создать «конкуренцию студентов на рынке труда» за счет расширения самостоятельности государственных вузов - всего лишь очередная бесплодная реформация. Имеют же частные вузы большую степень финансовой свободы, однако качеству обучения она мало способствует.

Ректор КГУ считает, что непосредственно на качество обучения влияет материально-техническая база вуза, кадровый потенциал и продуманность организации учебного процесса.Введение автономии государственных вузов (в Европе ее называют «академической свободой») опосредованно создаст условия для развития этих факторов.

- Сегодня юридический статус нашего университета таков, что все финансовые вопросы мы решаем через министерство, - сказал Наметов. - Наш устав не позволяет, например, открыть ТОО по ремонту автомобилей, в котором студенты могли бы проходить практику, где можно было бы разработать новые технологии по обслуживанию автомобилей, а затем предложить их рынку. Доходы, полученные от их продажи, использовали бы для развития собственной базы.

Ученые КГУ уже сделали несколько научных разработок, имеющих практическую ценность, но правовой статус казенного госпредприятия не позволяет их продавать. Парадокс: по Налоговому кодексу университет облагается налогом на прибыль, а получается, что ее у КГУ, в принципе, быть не может.

Аскар Наметов считает, что предоставление автономии (о чем говорил министр) позволит университету эти проблемы снять. А повышение финансово-хозяйственной самостоятельности даст новые возможности наладить деловые контакты с хозяйствующими субъектами. Эту связь можно сделать системной включением представителей бизнеса в попечительский совет, который будет управлять университетом, получившим статус автономии.

Нужна координация действий

Готов ли бизнес принять инициативы вузов? Если предприятие бурно развивается - да, считает начальник департамента по управлению персоналом АО «АгромашХолдинг» Динара ШУКИЖАНОВА. Там только в 2012 году на практику приняли 216 учащихся местных колледжей и 90 - студентов вузов. В ближайшее время там готовятся запустить еще два технологических проекта, и уже сейчас на заводе появилось 150 вакансий.

- К концу года мы могли бы закрыть вакансии выпускниками автодорожного колледжа, но поскольку новое производство будет еще только обкатываться, нам нужны уже обученные работники, - посетовала Шукижанова, - поэтому мы берем молодых ребят на работу, затем направляем их на обучение в Южную Корею или Россию, где они получают практические навыки по сварке и окраске кузовов автомобилей. В Казахстане аналогов нашему оборудованию нет. Обучение длится более 2 месяцев, а по приезду ребята делятся своими знаниями с коллегами. Также нам приходится привлекать специалистов-консультантов с заводов партнеров, которые проводят обучающие курсы на месте.

Еще хуже с инженерами. Есть выпускники инженерно-технического факультета КГУ, которые уже около 2 лет проходили постоянную практику на «АгромашХолдинге» и там их хорошо знают. Это время им зачли за производственный стаж и теперь с дипломом бакалавра назначили на инженерные должности.

- Но, когда к нам приходят выпускники, которые у нас не были на практике, их возможностей никто не знает, мы не можем принимать их на работу в качестве инженеров, - сказала Шукижанова. - Нам нужно их обучать работать на нашем оборудовании. С таким же успехом можно взять любого человека, не имеющего диплома о высшем образовании.

Вузы пытаются инициировать практику своих студентов. Они учитывают и предложения предприятия при составлении учебных программ. Но беда в том, что для практических занятий дается слишком мало времени, а по мнению Шукижановой, чтобы чему-то научиться, на заводе нужно поработать несколько месяцев. Все вроде бы это понимают, но и учебные заведения, и завод варятся каждый в своем соку, поэтому пока тут больше разговоров, чем дела.

Ректор КСТУ считает, что проблему нужно решать изменением государственной кадровой политики - нужно ввести ответственность предприятий за подготовку кадров.

Депутат сената, доктор технических наук Хусаин ВАЛИЕВ предложил для этой цели использовать налоговое законодательство.

- Нужно обязать предприятия принимать студентов на практику, - сказал «НГ» сенатор. - Что касается расходов, то можно ввести соответствующую преференцию на налог с прибыли. Проводишь практику - часть налога остается на предприятии, нет практики - эти деньги отдаешь государству.

Валиев считает также необходимым ввести временные ограничения лицензий на специальности (сейчас они бессрочны). Прошел срок - проверили, как вуз выполняет лицензионные обязательства. Не выполняет - лицензию забрали.

Пока же в этой сфере многое зависит лишь от организации взаимодействия вузов и работодателей.На примере АО «АгромашХолдинг» Динара Шукижанова убедилась, что пока тут нет системы. А нужен четкий алгоритм, формировать который нужно при участии местной власти. Потому что подготовка специалистов, потребных для региональной экономики, - вопрос стратегически важный.

по данным сборника "Статистика системы образования"

Поможет ли автономия вузов повышению качества подготовки специалистов?

Хусаин ВАЛИЕВ, депутат сената Парламента РК, доктор технических наук:

- Автономия вузов - это мировая практика. Но здесь нужно учитывать, что мы живем в другом государстве, с другим менталитетом населения и другими экономическими возможностями. И у нас другая история. Система образования, по своей сути, очень инерционна, поэтому «резкие движения» в ней не допустимы. Нужно начинать аккуратно. Здесь должен быть вначале пилотный проект, где эту идею можно апробировать. Как минимум, необходимо собрать ректорский корпус, посоветоваться, послушать мнения людей, спросить студентов. После чего принимать окончательное решение.

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор КИнЭУ, доктор экономических наук:

- Это лишь один из рычагов повышения качества обучения. Нужен целый комплекс мер. В конечном итоге работодатель должен получить высококлассного специалиста. Автономия даст возможность коллективу вуза совместно с работодателями отшлифовать учебные планы в соответствии с направлениями подготовки специалистов. Сейчас государственный обязательный стандарт образования все регулирует в очень жестких рамках. С автономизацией вузы все равно будут работать в этих же рамках, но должны получить больше свободы, чтобы оперативно учитывать потребности регионального рынка труда. Ведь региональные вузы готовят специалистов для местных работодателей.

Мурат АБЕНОВ, директор палаты предпринимателей Костанайской области:

- Вузы получат возможность совместно с бизнес-структурами разрабатывать и внедрять инвестпроекты. Как это сейчас делается в некоторых российских вузах. Тогда ученые получат возможность заниматься прикладной наукой, «подтягивая» к ней и своих студентов. В условиях автономии вузами будут управлять попечительские советы, в которые войдут предприниматели. Это позволит лучше согласовывать учебные планы, делать их более направленными на практику.

Жасулан АЛПЫСБАЕВ, проректор Рудненского индустриального института, кандидат политических наук:

- Автономизация вузов в Казахстане только планируется, но если говорить о европейской модели, то она реализуется в 3 направлениях: управленческом, академическом и финансовом. Каждое из них имеет еще 3 уровня. Вся эта система дает возможность более гибко и оперативно отвечать на потребности рынка труда. В том числе самостоятельно открывать специальности, разрабатывать образовательные программы и выбирать механизм обеспечения качества обучения. И даже иметь право определять сроки начала и окончания учебного года. В какой мере все это будет воплощаться в Казахстане, пока сказать трудно, но любая из этих мер должна положительно повлиять на качество обучения.

Еркин АБИЛЬ, проректор Костанайского государственного пединститута, доктор исторических наук:

- Такая форма нужна для того, чтобы вузы реагировали в первую очередь на потребности региона. Это невозможно без создания рядом с вузом общественного органа управления. Будет ли он называться «попечительским советом» или как-то по-другому. Сейчас они есть, но у них нет реальных рычагов воздействия на администрацию вузов. Если такие органы получат права, туда смогут войти представители местных органов власти, ассоциации работодателей. Они и будут формировать политику вуза. Кому, как ассоциации работодателей оценивать качество подготовки специалистов? Это не означает, что вузы абсолютно выйдут из-под контроля государства, но за министерством останется лишь контроль за соблюдением вузами государственной политики.