Не думать об искусстве свысока
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Игорь ПРАВЩИКОВ, ng@ng.kz
Политика профессионального невмешательства привела к тому, что на улицах и площадях Костанайской области плодятся антихудожественные, недружественные среде и друг другу малые архитектурные формы. Как оказалось, к тому же некоторые являются бессмысленным и бездарным повторением уличных скульптур в других городах. Пока с помощью наших читателей удалось отследить три повтора. Сколько их на самом деле - можно только предполагать. Как получилось, что частью ландшафтного дизайна стали плохие копии?
«Это не плагиат. Мы просто увидели...»Долго бы мы с вами этого не узнали, если бы не фотографии пяти скульптур, выставленных на набережной в Усть-Каменогорске. Снимки на своем сайте vsobolev.com опубликовал в мае 2012 года путешественник, фотограф и блогер Владимир Соболев. И надо ж такому случиться - из пяти скульптур две оказались до боли знакомыми.
Скульптура в Затобольске. Фото Николая Соловьева
На усть-каменогорской Набережной скульптура стоит в аллее влюбленных и называется «Жених». Фото Владимира Соболева
Обе красуются на площади в Затобольске. Это некто с крылом, прозванный в народе «Бабаем-сутенером» (официальное название «Под надежным крылом»), и мужчина с гитарой, косо посаженный на садовую скамью.
Скульптура в Затобольске. Фото Николая Соловьева
Скульптура Бари Алибасова на набережной Иртыша в Усть-Каменогорске. Фото Владимира Соболева
В несомненном и нескрываемом сходстве этих произведений с усть-каменогорскими скульптурами может убедиться каждый, взглянувший на фото. Чиновники из акимата Затобольска, которые выделили 6,5 млн бюджетных тенге на «малые формы», считают, что никакого криминала в обнаружившемся сходстве нет.
- С чего вы взяли, что это плагиат? - аким Затобольска Женис ШИНКИН даже обиделся. - Эскизы скульптур, которые нам больше всего понравились, мы взяли из Интернета, провели госзакупку как положено. Ее выиграла ИП Хакимова, у нее и спрашивайте, какого художника нанимали.
Заместитель директора ИП Хакимова представился Рустемом, свою фамилию, равно как и фамилию художника назвать отказался, сообщив, что скульптор «давно уехал».
- Фигуры художник делал строго по описанию в тендерной документации, поэтому какие к нам претензии? - спросил Рустем. - Мы сделали все, что требовалось, заказчик скульптуры принял, ему все понравилось. До появления фото на вашем сайте мы понятия не имели, что такие же скульптуры есть в Усть-Каменогорске.
Подрядчик рассказал, что каждая из десяти бетонных фигур в среднем обошлась в 650 000 тенге. Причем изначально затобольский акимат заказывал шесть, еще четыре (три косули и мальчика с волком) сваяли на сэкономленные средства.
Эскизы из Интернета
Затобольский «Человек с гитарой» сидит на скамье перед Домом культуры «Колос». На набережной в Восточном Казахстане расположился очень похожий на него. Только слеплен профессиональнее и лицом на молодого Бари Алибасова смахивает.
- Алибасов - наш земляк, и мы с ним даже друзья, вот я и решил сделать человека с гитарой, похожим на него, - рассказал «НГ» усть-каменогорский скульптур Владимир САМОЙЛОВ. - А потом народ скульптуру прозвал Алибасовым.
По словам Владимира, он лично разрабатывал эскизы скульптур и создавал их из фибробетона со стекловолокном. Некоторые потом покрыли желтой краской под бронзу. Узнав о костанайских клонах своих творений, Самойлов удивился. Но сказал, что воевать за авторские права не станет - слишком хлопотно.
- Был случай, когда мне заказали эскизы, а работать по ним пригласили другого человека, - говорит Самойлов. - Я пытался доказать, что это мои эскизы и выяснил, что нужно вызывать экспертов, оплачивать им дорогу, проживание, доказывать идентичность фигур - в общем долго и дорого.
Самойлов добавил, что эскизы скульптур он в Интернет не выкладывал. Возможно, снимки готовых фигур выложили на сайте акимата Усть-Каменогорска. Ими, скорее всего, и пользовался костанайский скульптор. Ведь малые формы Усть-каменогорскую набержную украсили весной 2012 года, а затобольские клоны - осенью того же года.
Сродни воровству
Увы, «брать эскизы из Интернета» свойственно не только чиновникам в далеких от культурных столиц райцентрах. В Костанайском парке Победы тоже сидит скульптурный гитарист, до боли напоминающий статую на челябинском Арбате. Правда, в челябинской фигуре без труда угадывается известный бард Александр Розенбаум. Костанайский, сделанный намного хуже, способен только отпугивать прохожих.
- Похож на статую Розенбаума, которая стоит в Челябинске? - удивился заместитель акима Костаная Максут КАЛИЕВ. - Не знаю, на изготовление этой статуи и фигуры Чаплина на Набережной разыгрывались бюджетные средства. Тендер выиграл скульптур из Астаны, который и сделал обе фигуры из бетона за 310 000 тенге каждую.
Не удивительно, если выяснится, что второй костанайский Чаплин, отличающийся как отсутствием портретного сходства, так и неуместностью расположения - такой же клон чужого оригинала. Уверены также, что при тщательном исследовании вопроса, список «чужих» фигур заметно расширится.
Костанайский художник Сергей ЛУГОВОЙ такой способ зарабатывания на искусстве считает недостойным.
- По-моему, копировать чьи-то скульптуры, пусть даже далекие от гениальности малые формы, - воровство, - говорит художник. - Это дело совести каждого создателя. Большинство скульптур, что стоят в Костанае - тихий ужас. И это последствия отсутствия художественных фондов и профессиональных советников при акимате. Понятно, что каждый скульптор имеет право на самовыражение. Но тогда и подход к этому должен быть честным. Выразился - выставляй творения на продажу. Купили - хорошо. Нет - ставь дома. А когда тебе скульптуру заказывают, да еще и за бюджетные средства, подход должен быть другим.
Под «другим» следует понимать разработку эскиза и принятие его художественно-архитектурным советом, который отвечает за то, чтобы скульптура была выполнена профессионально, вписывалась в среду, где будет установлена, не диссонировала с остальными малыми и крупными архитектурными формами.
Все эти нехитрые правила прекрасно были известны и в Костанае, но потом прочно забыты. Совет профессионалов у нас давно заменила левая пятка бастыка, определяющего на свой вкус, что «ай-хорошо», а что «мне не нравицца».
Усть-каменогорские симпозиумы
Америк в этом вопросе открывать не надо. Нужно просто вспомнить забытое старое и оглянуться на более крупные регионы, где на искусство уже перестали взирать с высоты чиновничьих кресел.
В том же Усть-Каменогорске три года подряд - с 2010-го по 2012-й - проходили международные симпозиумы скульпторов, на которые приглашали деятелей искусства из Германии, Италии, США. Помимо того, что местные авторы перенимали опыт у зарубежных коллег, последние еще и подарили Усть-Каменогорску оригинальные гранитные скульптуры.
- Мы оплачивали проезд, проживание, предоставляли материал, а скульпторы вырезали фигуры в силу своей фантазии, - рассказал организатор симпозиумов, главный архитектор Усть-Каменогорска Даурен КАСЫМОВ. - Симпозиум длился месяц, и за это время зарубежные гости успевали и чему-то научить наших, и сделать собственные произведения, которые нам подарили. Они стоят в большой рекреационной зоне нашего парка.
Касымов говорит, что проведение симпозиумов - это традиция конца семидесятых. И вот более тридцати лет спустя у местных акимов хватило креатива повторить старый опыт, на память о котором в Усть-Каменогорске до сих пор стоят скульптуры.
На первый симпозиум в 2010 году приезжали и казахстанские скульпторы.
- Честно скажу, с иностранцами работать проще, - признался Касымов. - У наших амбиции большие. Хотят много денег, а не работы.
Творческий подход приносит свои плоды. Даже далеко не шедевральные уличные скульптуры усть-каменогорских мастеров выгодно отличаются от наших. Они мастеровитее, профессиональнее. И главное - это самостоятельные работы, а не беззастенчивое и грубое копирование.
Материалы номера