Кристально чистая полная луна

Портрет Бадрисафы, подаренный историко-краеведческому музею его автором Николаем Торшиным

В рамках дней культуры Костанайской области в Астане, которые пройдут 18-20 октября, жителям столицы представят спектакль «Ак келин» - о супруге нашего земляка Ахмета Байтурсынова Бадрисафе, имя которой долгое время было в забвении. Спектакль за пределами нашего региона будет показан впервые, это произойдет через год после премьеры в Костанае.

Ее звали Ак келин

Подлинное имя жены Ахмета Байтурсынова - Александра Ивановна. Точная информация о ее происхождении неизвестна. Но, по мнению костанайского журналиста Байтурсына Ильясова (ныне уже покойного), ее отец работал объездчиком в Аманкарагайском лесничестве. Молодой учитель Байтурсынов преподавал в новой школе поселка Аулиеколь. Здесь он и поселился - в доме у родителей Александры.

Вступить в брак людям разной веры в начале 20-го века было невероятно сложно. Но любовь Ахмета и Александры преодолела все преграды. Молодые обвенчались в Троицке по мусульманским обычаям в мечети. Там ее записали как татарку под именем Бадрисафы Мухамедсадык-кызы Байтурсыновой. «Бадрун» - в переводе с арабского означает «полная луна», а «сафа» - «кристально чистая».

«Бұл кісі Александра Ивановна / Құдайдың мен риза маған қиғанына, / Бір кәпірді мұсылман қып сауаптасам, / Татымай ма он молданың иманына». Такие строки оставил Байтурсынов об этом периоде своей жизни.

Бадрисафа выросла в казахском ауле, хорошо знала казахский язык, обычаи и традиции, была необыкновенна приветлива в общении. Люди любили ее за редкие душевные качества: отзывчивость, сострадание к чужой боли и человечность. В народе ее звали Ак келин.

По воспоминаниям приемной дочери Шолпан, Александра Ивановна шила, вышивала, одевалась аккуратно. Когда выезжала с мужем в аул, надевала длинное с оборками платье, камзол. Неизменным оставался белый платок на голове, повязанный по-татарски.

Годы лишений

Жизнь Ахмета, его бесконечные аресты, тюрьмы, ссылки превратили эту скромную девушку из казахского аула в сильного человека со стойкой волей и твердым характером.

Батурсынов был арестован органами НКВД в июне 1929 года, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время - опять с Мыржакыпом Дулатовым, после чего был выслан в Архангельскую область. Его жена Бадрисафа Мухамедсадыковна и приемная дочь Шолпан были отправлены в Томск, сосланы на лесоповал в сибирский поселок Жуковка.

В 1934 году по ходатайству Екатерины Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьей, в которое было уже уже трое приемных детей, вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. Установлено, что они проживали недолгое время в Кустанае - в доме, который размещался на месте дома № 145 по пр. Абая.

Расстрел Ахмета Байтурсынова не прошел бесследно и для его супруги. Ей постоянно приходилось менять место жительства. Где и как она выживала, никто не знает, не осталось данных об этом периоде.

По словам дальней родственницы Ахмета Байтурсынова Нурзипы Амировой, после расстрела Ахмета, в 1937 году, Бадрисафа была в Костанае. Это было незадолго до войны, но потом она снова исчезла. Потом появилась в Костанае второй раз - то ли в 1942-м, то ли в 1943 году. Александре Ивановне, по мнению Нурзипы Амировой, к тому времени было 64-65 лет. Возможно, что она получила направление в дом инвалидов, находящийся вблизи Костаная, в поселке Александровский.

В начале 90-х годов прошлого века академик, историк Зулкарнай Алдамжар организовал экспедицию в п. Александровка, но там следов пребывания Бадрисафы-апай в доме инвалидов не нашли.

Последний приют

В июне 2009 года в газете «Егемен Қазақстан» вышла статья костанайской журналистки Назиры Жаримбетовой. В ней, со ссылкой на слова аксақала Есимхана Турлыбекова, ныне проживающего в Костанае, сообщалось, что примерно в ноябре 1947 года в поселке Каскат Мендыкаринского района появилась русская женщина по имени Александра. Ее сопровождал наш земляк Касым Тогызаков, который ранее общался с Ахметом Байтурсыновым.

Касым Тогызаков привел эту женщину в дом Есимхана Турлыбекова и сказал, что это супруга известного человека, но попросил скрывать эту информацию. Он попросил дать ей жилье и помощь - выжить. По воспоминаниям Есимхана, женщина была очень высокого роста, красивая, с длинными волосами. На ней был белый платок, повязанный по-татарски. Позже, когда Турлыбеков увидел фотографию Бадрисафы, он подтвердил, что это одна и та же женщина.

Около полутора лет она жила в Каскате. Недалеко от поселка находилось озеро, и Александра вместе с Есимханом, которому тогда было 11-12 лет, ловила рыбу. Этим семья выживала. Но однажды поздней осенью Александра ушла на озеро и не вернулась. Есимхан и его отец пошли ее искать и нашли мертвой.

Поскольку на родовом кладбище русскую нельзя было хоронить, они похоронили ее за территорией кладбища. Земля была замерзшей, глубокую могилу не удалось сделать. Позже вместе с братом Есимхан проходил мимо захоронения и они увидели, что талая вода нарушила могилу, уже был виден скелет. Вместе с братом они перезахоронили останки.

Эпилог

5 сентября 1989 года, через 10 месяцев после реабилитации Ахмета Байтурсынова, была реабилитирована и Бадрисафа.

В ноябре 2009 года на предположительном месте захоронения Александры, в поселка Каскат, побывала экспедиция «Бадрисафа», организованная по инициативе доктора педагогических наук Риммы БЕКТУРГАНОВОЙ. Экспедиция также побывала во всех уголках, которые могла посещать Бадрисафа: в Алматы, Оренбурге, Томске.

В ноябре 2012 года на костанайской сцене состоялась премьера пьесы журналиста Людмилы Фефеловой, члена экспедиции «Ак келин», написанной по материалам, собранным экспедицией.

- Спектакль был показан в ряде городов и районов Костанайской области, везде он прошел с большим аншлагом, - говорит Римма Бектурганова, ставшая одним из спонсоров постановки. - А также пьесу показали на родине Ахмета Байтурсынова - в Торгае. Сегодня настал момент, когда пьесу можно показать в Оренбурге, Омске. Это станет очередным этапом пропаганды о жизни тех, кто выполнил великую миссию - воевал за независимость Казахстана, был настоящим патриотом и интернационалистом.

К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии Бадрисафы. Этот пробел восполнил костанайский художник Николай Торшин, которому заказали ее потрет.

Сегодня картина находится в Костанайском историко-краеведческом музее, которому портрет подарил его автор.

Памятник Бадрисафе Байтурсыновой в Мендыкаринском районе