Там, где камни управляют облаками

Вид на Тобол в гранитных берегах неподалеку от поселка Денисовка, до воды - метров десять

Галина КАТКОВА

Когда на этот раз я слушала рассказ о поездке на запад Костанайской области, меня даже досада брала. Я родом почти что из тех мест. В соседней Денисовке бывала много раз, да и по окрестностям вроде каталась. Но и сотой доли всего интересного и красивого, что там есть, не узнала и не разглядела. Эх, прав был классик, мы ленивы и нелюбопытны. Надо исправляться.

Сотрудник отдела природы областного краеведческого музея Андрей АНДРЮЩЕНКО съездил в Денисовский район вместе с юными геологами. Решил показать им истинную в наших краях редкость - настоящие скалы, места, где Тобол-река катит свои воды в гранитных берегах. Прямо как в песне.

- Это не метафора. Основная составляющая скал - серые и красные граниты, с оттенками серого, зеленоватого, - начинает Андрей краткий курс минералогии для «НГ», - скальные выходы еще кое-где по Тоболу есть, но таких массивных, как неподалеку от Денисовки, больше нигде на территории области нет. Из-за этих скал Денисовка - место, обделенное дождями. Камни настолько напитываются солнечной энергии, что над ними практически постоянно стоит столб теплого воздуха. И он просто разгоняет облака. Мне, кстати, директор местного музея Наталья Таран напомнила: еще в советские времена в журнале «Наука и жизнь» писали, что есть в Казахстане такое уникальное место...

Эта поездка Андрющенко оказалась очень «населенной» людьми, которые имеют самое прямое отношение к нашему географически-биологическому сюжету. Андрей везде, куда приезжает, старается увидеться с коллегами из музеев. А уж тем более в таком отличном, как денисовский. Будете - обязательно зайдите, советует он всем, там много интересного. Один зал природы чего стоит.

А в другом висят работы Валерия Сейтбаталова, местного художника, который из-за своего недуга вынужден был научиться рисовать, держа кисти, карандаши зубами. Несколько лет назад семья Валерия уехала жить в Польшу. Музею художник оставил несколько своих картин, среди них - пейзаж «Гнилая балка». Несмотря на неромантическое название, запечатлено место очень красивое.

- Мне Наталья рассказывала, что Валерий, с которым они связь держат посредством Интернета, скучает по Денисовке и рисует родные места. Первое, что нарисовал - Гнилую балку. Собственно туда мы и стремились, - говорит Андрющенко, - место располагается в 12-14 км, если двигаться от райцентра против течения Тобола. Гнилая она оттого, что очень влажная, мокрая. Там, говорили, и подводные пейзажи уникально хороши для съемки... Но так мы до нее и не добрались. Наш комфортабельный автобус имел лишь один недостаток для этих мест - низкую посадку. Так и осталась балка для нас гнилой, прекрасной и недоступной. Пришвартовались мы пятью километрами раньше. Но и там, к счастью, было на что посмотреть. Первой нас там радушно встретила гадюка и дала возможность сразу же напомнить городским пацанчикам азы безопасной полевой жизни. А именно - ходить надо, глядя не только на небо и вдаль, но прежде всего под ноги. Не наступишь - молодец, потому что сама гадюка никогда на тебя не нападет. Яд для нее слишком большая ценность, чтобы тратить куда попало.

Андрющенко только дай волю поговорить про «милых и пассивно ядовитых». С искренним восхищением он показывал на фото красавицу-жабу, которую древние германцы подозревали в том, что внутри у нее драгоценные камни, потому глаза такие большие и блестящие. С большим одобрением отзывался о защитных привычках ночной бабочки, на которую была устроена фотоохота. У нее «пузико красное и волосатое, крылышки снизу желтые, то есть предупреждающих об опасности цветов, а если эти ее волоски попадут вам внутрь, то запросто вызовут отек Квинке». Изумительные создания.

Бабочка порхала над денисовскими скалами, в то время как более тяжелые двуногие перемещались по ним, поддерживая друг друга.

- Берега развеселые. К воде подбираться сложно. Мест, удобных для купания, - на несколько километров три с половиной штуки. Нырять там с ходу не стоит из-за подводных камней, - советует Андрей, - и вообще, в тех водах ценится не чистота вашего баттерфляя, а умение надежно держаться на плаву. Воды, кстати, редкостно чистые. Да и берега.

По словам Андрея, на них жизнь в ботаническом понимании этого слова сосредоточена в первую очередь в скальных трещинах, где задерживаются естественным образом почва и влага. Из них выбираются на солнце белый клевер, луки разные, зелеными волнами ползет по камню можжевельник. (Наши путешественники еду готовили на сухих можжевеловых дровишках, гурманы). На небольших промежутках между скалами и водой занял плацдарм стрелолист. И даже под водой растения вцепляются корнями в скальные трещины.

А за скалами, «вглубь материка» простирается степь, над ней, разомлевшей от зноя, плывет аромат подмаренника. Этот запах трудно забыть, даже если ты уехал отсюда навсегда.

Въедливый биолог поправляет, что в данном случае речь идет о подмареннике обыкновенном. Потому как здесь Андрей обнаружил и подмаренник настоящий, он же подмаренник северный.

Сильное и почти художественное впечатление оставляет вид лишайников на скалах. Они разноцветные, кажется, что на каменных холстах работал бродяга-импрессионист.

Мелькают фотографии: васильки нескольких видов, куртины степного гвоздичника, цветки которого мы в детстве называли «часики» и безжалостно, увы, откручивали нежные головки, стремясь остановить время. Пышная богородская трава пахнет, кажется, прямо с монитора.

Напоследок Андрей достает вещественный привет из тех мест - горсть заточенных плоских камешков и объявляет, что они дело рук древнейших наших предков, какие-то сколы, отщепы, короче, остроконечные орудия. Археологической ценности не представляют.

Ну и ладно. Зато эти штуки, как все подлинное на свете, заставляют хоть на миг ощутить себя частью огромной общности - человечества, природы, жизни, каждая капля которой и каждый камень так хороши.