Плюсы и минусы программы модернизации
Валерий ЯКУШЕНКОВ
О программе модернизации с точки зрения жителя, для которого непосредственно она предназначена
В начале прошлого 2012 года мы, жильцы дома 186 по ул. Бородина в Костанае, узнали о программе модернизации из СМИ. Сразу за бывшим ДК «Строитель» расположены пять двухэтажек 50-х годов постройки, «убитые» в прямом и переносном смысле. Одна из них наша. Крыши дырявые, дождевая вода бежит в квартиры, подъезды практически разрушены, пол сгнил, система отопления проржавела - держится на хомутах, отмостки нет совсем. В ПКСК мы не состоим, да и когда были в его составе, не было никакого ремонта, даже текущего. Поэтому участие в программе представлялось единственным выходом. Сейчас ремонт нашего дома завершен. Хочу поделиться опытом, который может пригодиться тем, кому такой ремонт предстоит.
Если вкратце
Поскольку на своей работе дежурю по сменам и поэтому имею время ходить по инстанциям, соседи поручили заниматься документами. Зарегистрировали кондоминиум. Нашли подрядчика. Сделали ремонт крыши - металлочерепица. Подъезды из O.S.B. Заменили пол в подъездах, новые двери в квартирах - не у всех такие есть, перила и балясины новые, все провода в кабель-каналах, сделали отмостку. Козырьки над подъездными дверями, тротуарная плитка, лавочки с урнами. Красота! Родственники и друзья, приходя в гости, первым делом говорят: «Как ваш дом изменился. Не узнать!»
Жильцы соседних домов внимательно наблюдали за процессом. Уговоры сотрудников жилищной инспекции и акимата действовали на людей слабо, а тут результат перед глазами. Так жильцы соседних домов решили тоже участвовать в программе. Поскольку я уже прошел весь путь сбора документов, меня попросили помочь. Ремонт этих двух домов сейчас уже в разгаре!
Тонкости процесса
Обычно в таких историях начинают за здравие, а заканчивают за упокой. Начну с минусов, потом о положительном. Есть и то, и другое.
Оформление занимает 3-5 месяцев, намного дольше, чем сам ремонт. О количестве бумаг можно судить по такому факту: я купил упаковку (100 штук) файлов для сдачи документов в инстанции - и их не хватило. Число распечаток и ксерокопий идет на сотни. Понятно, что деньги государственные, и все должно быть оформлено по закону. Но некоторые чиновники требовали избыточные документы, которые потом оказывались совсем не нужны.
С протоколами вообще полная неразбериха. Абсолютно каждый чиновник, в каждом кабинете утверждает, что только он знает, какая должна быть форма протокола. Приходится каждый раз переделывать протоколы по вкусу нового чиновника, собирать подписи жителей, а это - время и труд.У меня несколько разных образцов протоколов, причем все их отличие в перестановке слов местами и расстановке запятых. Смысл же везде одинаковый. Неплохо бы, наконец, принять единый образец.
Только в архитектуре не было проблем. Сдал на согласование, через три дня забрал.
При ремонте домов необходимо содействие коммунальных служб. Четко выполнила свою работу только КТЭК - заменила, подняла, убрала свои трубы, чтобы можно было беспрепятственно провести ремонт. «Казахтелеком» убрал свои провода в кабель-каналы - красиво и практично. За это им спасибо.
Государство заинтересовано, но...
Теперь о плохом. Около ремонтируемых домов необходимо снести деревья, мешающие ремонту. Еще осенью получил разрешение комиссии на снос деревьев и просил сделать это за счет бюджета. Деревья висят над крышей, с одного из них отвалилась большая ветка и пробила крышу насквозь. Но «Тазалык» категорически отказался их сносить.
К господину Кушниру, директору «Тазалыка», ни в кабинет, ни по телефону пробиться было невозможно, просто небожитель какой-то. Узнал номер его сотового - и услышал, что ни ремонт, ни наш кондоминиум, ни программа модернизации его не волнуют. Отказ мотивировал тем, что решение комиссии неправомочно и нет денег.
В тот момент, когда я упрашивал чиновников помочь в этом вопросе, у соседнего дома в 50 метрах сносили деревья. Как это соотносится с отменой решения комиссии и отсутствием денег? Писал на сайт акима, но модератор не пропустил этот «криминальный» вопрос. Конечно, в этом году снова пойду на комиссию и напишу заявление. Но «Тазалык» просит наличных денег.
Регистрация кондоминиума на каждый дом обошлась примерно в 100 000 тенге, причем удалось сделать это в рассрочку, и еще не со всеми рассчитались. Где люди возьмут сразу еще 70 000 тенге на деревья? Очень надеюсь в этом вопросе на помощь акимата.
Во время ремонта было необходимо убрать провода с крыши, потом отключить дом от электропитания для замены оборудования. Написал заявление в КЭЦ. Главный инженер твердо обещал все сделать, но никто ни разу не приехал. Диспетчер электросетей на многочисленные звонки просто послал меня по всем известному, но непечатному адресу. В приемной ответили, что заявление потеряли и ничего не знают. Подрядчик за свой счет нанимал вышку и частных электриков. Считаю, это не случайные недоработки, а политика энергетиков.
Если руководство города и области не повлияет на «Тазалык» и КЭЦ в вопросе модернизации ЖКХ, трудно придется тем, кто начнет ремонт.
Вообще, каждая инстанция, отвечающая за программу, - ЖКХ, жилищная инспекция, акимат, СПК «Тобол» - хорошо знает свои обязанности, но координация между ними налажена слабо.
Были сложности с нахождением подрядчика. Многие строительные фирмы отказываются браться - мал объем работ, крохотная (от 4 до 8 млн тнг) по их меркам сумма и большой объем документов. Случайно нашли фирму «ПАН-Строй». Берутся за любой объем работы, цены не задирают, да и качество работы хорошее.
Почему это нужно делать
О плюсах программы. Для старых домов она - единственное спасение. Надеяться, что кто-то придет и сделает все бесплатно, бессмысленно. Собрать сразу несколько миллионов с нашими зарплатами невозможно. Государство выделяет необходимую сумму, за что ему большое спасибо.
В разговорах с людьми часто слышу, что не хотят брать деньги, потому что не желают платить проценты. Сто раз объяснял, что программа государственная, а не банковская. Процентов не предусмотрено ни в программе, нет их ни в договоре, ни в графике погашения. Процентов нет в принципе! Сколько взяли, столько и вернули. В связи с этим мы выиграем за счет инфляции. Сумма платежа не меняется, и с каждым годом платить будет все легче.
К тому же люди с маленькими доходами получают соцпомощь. Это реально работает! Например, в нашем доме мать-одиночка с маленькой зарплатой за ремонт дома своих денег вообще не платит. Нужно только обратиться в управление соцзащиты по телефону: 50-07-63.
Несколько раз слышал, что в этом году подрядчика будут выбирать чиновники, иначе говоря, жидльцам его навяжут. Этого нельзя делать ни в коем случае! Если этот выбор будут делать люди, не имеющие отношения к ремонтируемому дому, то появится теоретическая возможность для злоупотреблений вроде откатов. А если есть теория, то может появиться и практика.
Пусть деньги платит государство, но возвращаем-то мы их из своего кармана. Кто лучше, чем сами жители, определит для себя выгоду? Поэтому выбор подрядчика должны производить только сами жители!
Взгляд в перспективу
На нашем пятачке один дом отремонтирован, два - в процессе, два оформляют документы. Улицу Бородина отремонтировали - настоящий проспект. В прошлом году написал заявление об участии в программе «Наш двор». Пока вместо двора - поле боя, детей в наших домах много, а играть им негде. Аким города, когда приезжал на ремонт, пообещал, что детская площадка будет! Я верю.
Когда это все будет сделано, в газетах больше не будут писать: «район Клуба строителей не предлагать». Сейчас, когда платим за ремонт сами, у моей семьи и большинства соседей изменилось отношение к нашему дому. Регулярно убираем подъезды, поддерживаем порядок, бережно относимся к своему имуществу.
Программе - второй год, и все минусы обязательно уйдут, и останутся только плюсы. Участвуйте, пока не поздно. Цены на стройматериалы и работу подрядчиков растут ежемесячно. Шевелитесь! Под лежачий камень вода не бежит.
Кстати, если кому нужна помощь и совет - обращайтесь, помогу. Мой телефон: 8-705-577-06-50.
Хочу сказать спасибо некоторым людям, с которыми сотрудничал в процессе работы. Сотрудницы департамента строительства СПК «Тобол» Эпова В. М. и Михайленко А. М. помогали, всегда вежливые, приветливые. Как они справляются с таким огромным количеством документов - уму непостижимо. Хорошие рабочие отношения сложились с начальником жилищной инспекции Айдосовым А. и его сотрудниками. Спасибо сотрудникам юридического отдела акимата Костаная Е. Т. Оспанову, земельного комитета Беисову Е., соцзащиты Чистиловой Е. В!
P.S. Рядом с нашими домами расположен пустырь, где когда-то был дом. Мусор и бомжи. Отдайте частнику под магазин или постройте жилой дом по госпрограмме. Это коллективная просьба жителей наших домов.
Материалы номера