«Будет 100-процентно казахстанским»

Галина КАТКОВА

ТОО «СарыаркаАвтоПром» обещает выпустить 25 000 «номадов» уже в 2015 году

Тема повышения отечественного содержания во всем, что у нас производится, была одной из самых актуальных в преддверии Нового года. Понятно почему. В 2013 году «пятилетка» новой казахстанской индустриализации переваливает за половину. Нужно оценивать хотя бы промежуточные результаты.

С одной стороны и с другой

На одном из последних в прошлом году крупных совещаний, характеризуя социально-экономическое развитие региона, заместитель акима Костанайской области Мурат ДАРИБАЕВ сообщил: несмотря на то, что сальдо внешней торговли региона остается положительным, а сам оборот увеличился, импорт тоже вырос. Конкретные цифры таковы:

внешнеторговый оборот за январь-сентябрь -  $3,5 млрд, в том числе экспорт - $2,6 млрд, импорт - $900 млн. Плюсовое cальдо внешней торговли составляет $ 1,7 млрд, доля стран Таможенного союза составляет около 34%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот увеличился на 19%, импорт - на 53%. В частности, импорт транспортных средств возрос в 4,4 раза, сахара и кондитерских изделий в 3 раза, медикаментов, нефтепродуктов и оборудования в среднем в 1,5. Дарибаев подчеркнул, что в структуре импорта преобладает готовая продукция, главным образом продукция высоких переделов. То есть та, которая прошла длинный путь поэтапного превращения разного сырья в машины, телевизоры, ноутбуки. А каждый этап - это дополнительные рабочие места и наращивание добавочной стоимости товара.

- В нашей ситуации увеличение импорта свидетельствует, с одной стороны, об обновлении основных фондов, но в то же время дает повод для размышлений. Особенно накануне вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, - добавил Дарибаев.

Если сборку «измельчить»...

В области, в рамках Карты индустриализации, реализуется несколько проектов, ориентированных на производство высокотехнологичной продукции. Один из них обещает на пике производительности поставлять в год на рынок 25 тысяч легковых автомобилей, которые будут считаться 100-процентно казахстанскими.

- Наше предприятие было создано с целью осуществления инвестиционного проекта «Производство автомобилей в Костанае», участниками являются СПК «Тобол» с долей в 49% и группа компаний «Аллюр Авто» - 51%. Участники совместного предприятия инвестировали в проект более 4,3 млрд тенге. Сейчас на предприятии реализуется три проекта, - рассказывал директор ТОО «СарыаркаАвтоПром» Рашид БАЙБУЛАТОВ. - Первый - производство автомобилей УАЗ с моделями «патриот» и «пикап», второй -  производство автомобилей Iveko 7 модификаций. Третий - выпуск автомобиля SsangYong модели Nomad.

В 2011 году на промплощадке товарищества была начата крупноузловая серийная сборка российских автомобилей, в 2012 - итальянских Iveco. Для их выпуска поставлялись полностью собранные крупные компоненты автомобиля: двигатель, кабина, шасси. В декабре 2012 года казахстанцы подписали договор о том, что готовы вести сборку по технологии CKD 3A. Это стандарт корпорации Iveco, по которому на костанайский завод будут приходить полностью разобранные рама и шасси.

Понятно, что это означает усложнение этапа сборки. И одновременно рост казахстанского содержания в конечном товаре, потому что в таких случаях предприятию требуется, как правило, совершенствовать и модернизировать технологические линии, наращивать количество работников, повышать их квалификацию. 

- Во второй половине 2013 года планируется начать сборку внедорожника Nomad методом мелкоузловой сборки, когда сварка, окраска кузова и сборка автомобиля происходят на производственных площадях в Костанае. Это будет первый 100-процентно казахстанский автомобиль, - заявил Байбулатов. - С 2014 года основная часть «номадов» пойдет на экспорт в страны СНГ. Для реализации этого проекта в августе 2012 года подписан договор финансового лизинга с компанией «БРК-лизинг» на сумму $61,9  млн для приобретения технологического оборудования.

Потенциальная производственная мощность предприятия - до 25 000 автомобилей в год при работе завода в одну смену. Если сейчас на предприятии более 50 рабочих мест, то в рамках  этого проекта планируется создать более 500 новых. Уже сейчас заключены договоры на обучение по техническим специальностям с крупнейшими вузами страны, области. Предприятие также сотрудничает с кадровыми агентствами в Казахстане и России.

С опережением графика

Аким области все-таки попросил уточнить насчет 100-процентно отечественного происхождения автомобиля, который пусть сложно, но будет собираться только в Костанае. 

- По нашему законодательству, для того, чтобы продукция считалась казахстанской, мы должны достичь некой доли отечественной локализации, - пояснил директор ТОО. - На текущий момент в Казахстане есть согласованный с Россией алгоритм, который регламентирует нам определенные правила. Предприятие должно обладать производственными мощностями, позволяющими выпускать 25 тысяч авто, включая собственные сварку и окраску кузова, в две рабочих смены. Речь идет не просто о сборке, которой сейчас занимаются все казахстанские автомобильные компании, а о гораздо более технологически сложном и трудоемком производственном процессе. Просчитанная доля казахстанского содержания в модели Nomad уже на первоначальном этапе будет составлять более 30%. Все это позволяет нам с уверенностью говорить о нем, как об отечественном авто.

На пик производительности по плану реализации инвестпроекта завод  ТОО «СарыаркаАвтоПром» должен выйти в 2017 году. Но директор заявил, что коллектив намерен сделать это уже в 2015 году.

А на 2013 год запланирован выпуск 1600 единиц Iveco и УАЗов - 1600 единиц и 750 внедорожников Nomad.

 

Фото из архива «НГ»

ТОО «СарыаркаАвтоПром» начало производственную деятельность с крупноузловой сборки УАЗов