Транзитным пассажирам путь заказан
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Почему десятки костанайских поселков оказались отрезанными от областного центра?
С конца октября на автовокзалах Костанайской области творится полная неразбериха. Пассажиры, годами пользующиеся привычными международными рейсами, не понимают, почему им теперь не продают билеты до родного поселка. При этом автобусы в сторону России уходят полупустыми. Запрет воспринимается как новая идея правительства, еще не опробованная и не до конца продуманная. Иначе как можно объяснить тот факт, что целые поселки оказались практически отрезанными от мира? Но на самом деле норма, согласно которой международные автобусы не имеют права перевозить транзитных пассажиров, действует уже полтора года! Просто раньше на нее смотрели сквозь пальцы.
Международные, но не народные
В Костанайской области к категории международных можно отнести как минимум 6 маршрутов. Это автобусы, следующие из Костаная в Челябинск, Магнитогорск, Омск, Курган. Еще по двум направлениям - в Орск и Оренбург - идут автобусы из Рудного и Житикары. По пути следования каждого маршрута до российской границы находится как минимум 5-6 казахстанских поселков и районных центров, попасть в них самым логичным путем, приобретя билет в кассе костанайского вокзала, с недавних пор стало невозможно.
- Если автобус осуществляет международный рейс, ни в один населенный пункт Казахстана билеты мы не продаем, - коротко отвечают диспетчеры.
Что делать в такой ситуации людям? Или нарушать закон, нелегально садясь в автобус без билета и оплачивая напрямую водителю (что и делает сегодня большинство наших сограждан). Или добираться до пункта назначения на такси, которое обойдется в полтора-два раза дороже.
В популярности первого способа корреспонденты «НГ» убедились 9 ноября во время отправления автобусов в Челябинск и Омск около 16.00. На табличке, красующейся за лобовым стеклом комфортабельного автобуса, крупными буквами выведено: Костанай - Омск. Через Узунколь, Пресновку, Петропавловск. Однако билеты в кассах автовокзала в три указанных казахстанских пункта не продают.
- До Узунколя возьмете без билета? - интересуюсь у водителя.
- Конечно, 1000 тенге, и я вас хоть лежа возьму! - шутит водитель.
В принципе, можно и лежа, потому что автобус вместимостью около 50 мест не заполнен даже наполовину. Такая же ситуация с рейсом Рудный - Челябинск, который проходит через Костанай, Федоровку и Карабалык.
- Это просто дурдом! - возмущается пассажирка из Рудного Гульзада. - Если следовать правилам, по которым сейчас билеты до казахстанских пунктов не продают, то я бы и до Костаная из Рудного не добралась. Мне нужно ехать дальше в Карабалык, для меня это удобный рейс. Но теперь приходится договариваться с водителями и дергаться всю дорогу.
- А до Красной Пресни возьмете? - пытаю я уже водителя курганского маршрута. - А то в кассе сказали, что билеты не продают, и вы даже останавливаться не будете.
- Как я могу не остановиться, если мой маршрут идет через Красную Пресню? - удивляется водитель. - Мне что трудно будет вас высадить?
Логично предположить, что нетрудно. Свободных мест в автобусе валом, в поселок он заедет в любом случае.
Блог в помощь
Жалобы на транспортную неразбериху жители Костанайской области адресуют и на блог Министра транспорта и коммуникаций РК. Вот, к примеру, жительница Карабалыкского района Анна ИСТОМИНА пишет: «В настоящее время на вокзалах п. Карабалык и г. Костаная творится транспортный коллапс, потому что люди не могут вовремя приехать в больницу, на учебу и пр. из районного центра в областной и потом вернуться домой! Стоимость частного такси от г. Костаная до п. Карабалык составляет от 3 до 5 тысяч тенге в зависимости от наплыва людей! Автобусы международного направления от г. Костаная до Челябинска и Екатеринбурга уезжают полупустые. При этом десятки пассажиров от беспомощности мечутся на вокзале! Что это? Забота о гражданах своей страны?..»
С такой же проблемой на блог обратилась жительница Федоровского района Людмила СЛЮСАРЕВА: «По правилам перевозка пассажиров на международных автобусах по региону запрещена, как добираться нашим жителям, в том числе студентам, больным людям, пенсионерам, если в Костанай идет одна маршрутка 2 раза в день, а в нее вмещается 12 пассажиров? А областные маршруты давно закрыты. От имени жителей района убедительно просим помочь решить нашу проблему. На пороге зима, и ехать на попутках до областного центра страшно и холодно».
Все началось с жалобы
Почему ажиотаж возник несколько недель назад, несмотря на норму, которая действует уже полтора года? Как оказалось, механизм закрутился «благодаря» жалобе в транспортную инспекцию. Некто написал заявление с сообщением о том, что в ТОО TTS-Reisen, которое также осуществляет международные перевозки, творятся противоправные делишки.
- В начале ноября этого года сотрудниками инспекции транспортного контроля были проведены внеплановые проверки перевозчика и автовокзала, - начальник отдела контроля на транспортно-коммуникационном комплексе инспекции транспортного контроля по Костанайской области Бауыржан ТОКАБАЕВ. - Предметом проверки стала деятельность перевозчика по соблюдению п. 257 главы 8 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом утвержденных постановлением Правительства РК № 767 от 2 июля 2011 года. В результате были выявлены нарушения данного пункта Правил. Фирма привлечена к административной ответственности - штрафу в размере 10 МРП. В связи с этим и остальные перевозчики прекратили перевозки пассажиров между населенными пунктами Республики Казахстан при обслуживании регулярных международных перевозок, а автовокзалы и автостанции области приостановили продажу билетов пассажирам, желающим доехать до казахстанского населенного пункта на международном автобусе.
Напрашивается вполне логичный вопрос: почему нарушения «всплыли» только через полтора года после вступления в силу норм закона? Билеты до Федоровки, Карабалыка и прочих поселков на международные маршруты из-под полы не продавали. Люди открыто покупали их в кассах. Что мешало транспортной инспекции выявить несоблюдение норм раньше?
- Плановые проверки нами проводятся раз в 3 года, - ответил Бауржан Токабаев. - Внепланово мы имеем право посещать объекты только по обращениям граждан. Жалоба поступила этой осенью. Соответственно, нами была проведена проверка.
Перевозчики в недоумении
Пассажироперевозчиков, обслуживающих международные маршруты, в Костанайской области 7. Естественно, они знали, что нарушают закон. Но альтернативы не было. Внутриобластные маршруты развиты слабо. Пассажиры предпочитали поездку на комфортабельном международном автобусе тряске в холодной маршрутке.
- Мы шли пассажирам навстречу и закрывали глаза на этот пункт, - призналась директор ТОО «Костанайский Автовокзал» Любовь АМОНИЧ. - Чтобы все было легально и не в обход налоговой, все билеты пропускали через кассу. Но сейчас, после того, как нас оштрафовали, мы перестали продавать билеты на международные автобусы тем, кто едет в казахстанские поселки. Пассажиры жалуются. Люди не понимают причин запрета. Сейчас мы обратились через Ассоциацию автобусных перевозчиков и автовокзалов РК в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой отменить пункт в Правилах перевозки пассажиров. А пока мы пустили пробный рейс, который идет в Карабалык через Федоровку, Озерное, Воронежское и Успеновку. Однако проблему это не решает.
- На сегодняшний момент выручка у нас очень упала, - говорит директор карабалыкского ТОО «ЭлинТрансСервис» Наталья ПРОЗОРОВА. - Люди не понимают, почему они не могут уехать на полупустых автобусах, а вынуждены ждать маршрутку или нанимать такси, которое стоит 3 000 тенге за место. Нынешний запрет развязывает руки «бомбилам», которые, воспользовавшись случаем, моментально подняли цены. Вообще этот пункт в Правилах, который раньше никто не соблюдал, с самого начала казался бессмысленным.
В соседнем Челябинске очень удивились внезапно возникшей проблеме костанайцев. Законопослушные россияне следуют казахстанским нормам уже второй год - с момента их появления.
- Этот запрет действует и для нас, - рассказала «НГ» директор Челябинского автовокзала Ольга СОЛЯНКИНА. - Автобусы, следующие из Челябинска в Костанай, не заезжают в наши города - Южноуральск и Троицк. Но у нас есть другие автобусы, которые идут в эти города практически каждые 40 минут. Конечно, если у вас в Федоровку или Карабалык поедут по 5 человек, то такой рейс будет нерентабельным. Наши маршруты спросом пользуются.
Пока гром не грянул...
Желанием развивать внутриобластную сеть перевозок чиновники из минтранскома и объясняют свое нововведение, которое так ошарашило костанайцев. Местные власти, судя по всему, спохватились лишь после проверок транспортной инспекции.
- Этот вопрос в нашей области не поднимался, поэтому мы недавно занялись его решением, - рассказал «НГ» начальник отдела пассажирского транспорта и перевозок департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Игорь ГОСТЕВ. - Уже обратились в минтранском с просьбой внести изменения в Правила перевозок пассажиров, чтобы отменить пункт о запрете на продажу билетов в пункты РК, если автобус следует в Россию. Параллельно пытаемся развивать межобластные перевозки. Но пока только запустили прямой рейс Костанай - Карабалык ежедневно на 7.50. И обратно из Карабалыка в Костанай на 16.10. Осуществляет перевозки 17-местный «мерседес». Сейчас проверяем спрос на этот маршрут.
Нерентабельностью маршрутов, следующих из Костаная в близлежащие поселки и районные центры, объясняется и нежеланием перевозчиков принимать участие в тендерах. Очередной конкурс на право обслуживания маршрутов регулярных межобластных автомобильных перевозок состоится 3 декабря. Заявки на участие принимаются до 16 ноября, но желающих пока немного.
Вот и приходится костанайцам выходить из положения за счет микроавтобусов, которые далеко не так комфортабельны и безопасны, как большие автобусы.
Пока местные чиновники выясняют отношения с коллегами высшего ранга, крайними остаются пассажиры.
Ответ на блоге акима Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВА:
«Ранее на автовокзале г. Костаная осуществлялись продажа билетов на международные рейсы и перевозка пассажиров по территории Костанайской области. Однако по итогам проверки деятельности автовокзала инспекцией транспортного контроля, продажа билетов и перевозка пассажиров, следовавших до населенных пунктов на территории Республики Казахстан, на автобусах международных маршрутов была прекращена. П. 257 главы 8 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 02 июля 2011 г. № 767 запрещает перевозку пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан.
Нами направлено письмо в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан с просьбой об отмене данного пункта Правил. При положительном решение данного вопроса повысится рентабельность перевозок и у пассажиров появится беспрепятственная возможность пользоваться услугами комфортабельных автобусов».
К каким последствиям приведет реализация правил перевозки пассажиров, которые утвердили
в министерстве транспорта и коммуникаций?
Виктор КОГАЙ, президент ОЮЛ «Союзе автобусных перевозок и автовокзалов РК»:
- В стадии работы над внесением изменений и дополнений в Закон нами неоднократно давались заключения о неприемлемости вводимой нормы по международным перевозкам. До сегодняшнего дня мы обращаемся в разные государственные органы о необходимости внесения изменений в нормативные акты, в том числе и по проблеме, поднятой вами. Однако нас не слушают. Между тем введенная норма может привести к следующим последствиям. Во-первых, из-за убыточности вводимого порядка перевозок по международным маршрутам, все они могут перестать существовать. Компенсация убытков от перевозок по таким маршрутам законодательством не предусмотрена. Во-вторых, открывается широкое поле деятельности для недобросовестных представителей контролирующих органов, для коррупции. Много ли вы видели водителей, которые при наличии свободных мест в автобусе не брали бы попутных пассажиров? То есть, введенная норма Закона заведомо не будет исполняться. Деньги ушли мимо кассы, ушли от налогообложения. В-третьих, ущемляются интересы потребителя. До некоторых приграничных населенных пунктов можно доехать только воспользовавшись автобусами международных маршрутов. Это абсурд! Представьте поезд казахстанского формирования «Алматы – Москва», который не имеет права перевозить пассажиров между пунктами по территории Республики Казахстан!
Петр СУХИНИН, директор АсПредКо:
- Этим пунктом ущемляются права предпринимателей, которые осуществляют международные перевозки. Им просто таким образом перекрывают воздух. Запрет на перевозку пассажиров на территории Казахстана автоматически приведет к убыточности этого бизнеса. Это вполне логично, потому что в автобусы буду ездить полупустыми, а затраты пассажироперевозчик несет прежние. Таким образом через некоторое время его можно уже объявлять банкротом. Если говорить о конкуренции, в угоду которой был введен этот пункт, то у нас в области ее вообще нет. Востребованность есть, а конкуренции нет и когда она будет — неизвестно. Я считаю, что этот пункт совершенно необдуманный. Слишком много нюансов не учтено законодателями.
Игорь ГОСТЕВ, начальник отдела пассажирского транспорта и перевозок департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области:
- Говорить о последствиях пока рано, ведь мы не знаем, какое решение примут в министерстве. Конечно, для всех и, в первую очередь, для пассажиров будет лучше, если пункт, запрещающий брать транзитных пассажиров, отменят. Письма в министерство и правительство направлены. Теперь этот вопрос, который у нас на особом контроле, будут решать на государственном уровне. Внутриобластные маршруты мы и так развиваем по мере возможности. Мне на днях позвонил пассажир и спросил, как добраться до п. Озерное в Федоровском районе. Я спросил, сколько человек из Костаная едут в Озерное, он ответил — один. Насколько целесообразно запускать маршрут ради нескольких человек? Ни один перевозчик не согласится обслуживать такие нерентабельные маршруты. В итоге будут страдать пассажиры и наживаться таксисты. А правила перевозок должны работать, прежде всего, для удобства пассажиров.
Алексей БОЙЧЕНКО, исполнительный директор ТОО «Туристтранссервис»:
- Это проблема возникла не сегодня. Как только в правилах перевозок появился этот запрет, мы сразу говорили, что ни к чему хорошему это не приведет. Но тогда никто не прислушался. Сейчас это все вылилось в ненужный ажиотаж. Если запрет не отменят, то абсурд так и будет продолжаться. У нас давно нет автовокзалов ни в Федоровке, ни в Карабалыке. Как можно при существующем положении дел вводить подобный запрет? Ради нескольких пассажиров ни один перевозчик не поедет на дальние маршруты. Следовательно внутриобластные маршруты никакого развития не получат. Последствиями запрета станет то, что люди не смогут ездить в свои поселки и обратно. Водитель автобусов брать без билетов пассажиров не станут. В итоге в прибыли останутся только таксисты, а не люди, для которых создавались эти правила.
Материалы номера