Притормозить нелегальное такси
Ольга ЛИХОГРАЙ
Этого ждут от властей в наступившем году костанайские таксофирмы, на деле все сложнее
Навести порядок на рынке услуг такси пытаются власти Костаная. С 17 января начались рейды по проверке водителей в различных районах города. В состав проверяющих вошли представители отдела ЖКХ акимата Костаная, дорожной полиции, транспортной и налоговой инспекций. Рейды, о намерении провести которые было заявлено на совещании по проблемам такси с участием заместителя акима Костаная Валерия Полешко еще в конце 2010 года, обещали сделать регулярными. Однако первые выезды показали, что борьба с нелегальными перевозчиками пассажиров больше напоминает борьбу с ветряными мельницами.
Правильные «гребешки»
Как пояснили «НГ» в КФ ГУ «Межрегиональная инспекция транспортного контроля «Солтустик» по Акмолинской и Северо-Казахстанской областям № 1», представитель каждого из четырех ведомств проверяет таксистов.
- Наша инспекция смотрит, чтобы у водителя было свидетельство о регистрации и медицинское освидетельствование, - рассказал «НГ» начальник отдела контроля транспортного комплекса инспекции транспортного контроля Бауржан ТОКАБАЕВ. - Дорожные полицейские проверяют, чтобы на машинах такси помимо «гребешков» были «пояса», состоящие из черных и желтых квадратов, расположенных в шахматном порядке, размером 30 см в высоту и не менее 100 см в длину. «Гребешки» допускаются либо с нанесением шашечек, либо с одной буквой «т». Если они оформлены по-другому - это нарушение.
Представители из отдела ЖКХ акимата Костаная требуют от водителей показать договор, заключенный между акиматом и фирмой такси, которую они представляют. Проверяют, установлены и работают ли таксометры. Представители налоговой инспекции должны требовать патент, без которого водитель не имеет права заниматься частным извозом.
18 января в рейд по выявлению таксистов-нелегалов вместе с сотрудниками трех ведомств (налоговые инспекторы в этот день отсутствовали) отправились и корреспонденты «НГ». В ходе рейда, который проводился в районе Центрального рынка и быстро увяз в спорах о нормах закона, были проверены пять машин. В числе проверенных оказались два водителя-инвалида.
- Я пытался легально работать таксистом, - рассказал инвалид II группы Владислав ДМИТРИЕВ. - Пошел в налоговую инспекцию, чтобы оформить патент, но мне его не дали. Ведь людей с ограниченными возможностями к перевозкам не допускают. А что прикажете делать? Жить на пособие в 13 800 тенге в месяц, когда у тебя трое детей? В отделе социальной защиты работу не предлагают.
Другой водитель с ограниченными возможностями объяснил, что Центральный рынок всегда считался местом для подработки инвалидов. И их никто не трогал.
«Это попытка монополизировать рынок»
Еще два водителя, вполне здоровые мужчины, категорически отказывались платить штрафы, уверяя, что «гребешки» поставили «для красоты».
- Если я выйду в смену, установлю таксометр и возьму договор с такси «Next», - заявил водитель Юрий ХАВЕР. - Сейчас я просто привез на базар жену, я не таксую. А вообще, откуда такие требования? Покажите мне хоть одного водителя, который работает в Костанае по таксометру! Это в первую очередь невыгодно клиентам.
По словам Хавера, он на рынке перевозок уже более 13 лет, и, по его данным, таксометры автоматически считают по единому тарифу - 1 км - 60 тенге. Это очень дорого. Правильно их настроить в Костанае некому.
- Наносить шашечный пояс вокруг машины я тоже не собираюсь, - заявил проверяющим Юрий Хавер. - Это моя личная машина. Я беру патент в налоговой, месяц таксую. А потом захочу продать автомобиль, и что, пояс снимать вместе с краской, за которую я отдал 120 000 тенге? Я считаю, что подобная борьба с частниками - попытка отдельных таксофирм монополизировать рынок перевозок.
В словах бордюрщика» есть своя правда. Действительно, сегодня в Костанае такси, даже те, у которых есть договор с акиматом, не работают по таксометру. Эта проблема поднималась еще в прошлом году, но пока не решилась. Как, впрочем, и остальные.
Бег на месте
- Эффект от наших рейдов пока невысокий, - признал в ходе проверок начальник отдела транспортной инспекции Темирхан МУКАТАЕВ. - Во-первых, мы изначально не можем доказать, что водитель нелегально таксует, даже если у него на машине «шашечки». Он уверяет, что поставил их просто так и ждет знакомых. В законе нигде не прописано, что нельзя стоять на стоянке с «шашечками». Соответственно, как мы можем требовать от него все остальное - наличие патента, таксометра, договора с акиматом, если не доказано, что он оказывает услуги такси? А доказать обратное мы можем только, если при нас произойдет высадка или посадка пассажира, и тот признает, что едет в такси.
За два дня рейдовых проверок - 17 и 18 января - комиссия выписала протоколы о нарушениях четырем водителям. Исполнительный директор ассоциации перевозчиков такси Костанайской области Олег БАКАЛЫМ возмущен такой работой.
- Я считаю, что это попытки транспортников не выполнять свою работу, - говорит Бакалым. - Два-три нарушителя в день - это даже не 1%, это - бег на месте. Сейчас они поездят еще несколько дней для профанации, посмешат водителей и забудут обо всем. Почему не штрафовать за отсутствие пояса, таксометров?
Темирхан Мукатаев парирует: для штрафов нужны основания. И изменения требуются на законодательном уровне. В частности, внести дополнения в ст. 113 Правил пассажирских перевозок и багажа о том, что водитель, установивший «шашечки», автоматически считается таксистом. А также, что любая диспетчерская служба автоматически признается фирмой-такси. Подобные дополнения от транспортной инспекции были поданы еще в конце 2010 года, но законодательно не утверждены.
Спорный вопрос, грамотно ли считать любую машину, оборудованную, как такси, такси в данный конкретный момент. Ведь это частная машина. Водитель с утра пассажиров возил, а сейчас на базар за картошкой приехал. Сомнительна и невозможность взять нарушителей за руку в ходе нынешних рейдов. Понятно, что отслеживать посадку и высадку пассажиров сложнее, чем просто обходить припаркованные машины. Но вполне реально. При желании.
Материалы номера