Школьные правила невыполнимы

2,5 кв. м на одного ученика никак не выделить - школы переполнены

Юлия АНДРУСЕНКО, andrusenko@ng.kz
Дилара АРОНОВА, ng@ng.kz

Директора костанайских школ - под угрозой административного наказания из-за несоблюдения санитарных норм

19 октября в суде прошло собеседование по делу директора гимназии им. Горького. Ирина Шушпанова надеется прекратить административное производство, связанное с нарушением ею СанПиНов. Она признает, что правила нарушены, однако не нарушить их в сложившейся ситуации невозможно. Чтобы исправить ситуацию, нужны время, огромные бюджетные вливания и - заинтересованность государственных мужей.

Ажиотаж в гимназии

Ситуация с несоблюдением школами СанПиНов открылась случайно. Представители ОО «Родители и дети гимназии им. Горького» неоднократно выражали недовольство тем, что этаж переполненной школы был отдан отделу образования акимата Костаная. По мнению родителей, чиновники занимают место, законно принадлежащее их детям. Члены общественного объединения писали жалобы в различные ведомства, в том числе и в министерство здравоохранения. Министерство уполномочило госсанэпиднадзор провести проверку школы. Управление проверку провело и выявило нарушения. Недопустимо, считают санврачи, что в школе во вторую смену занимаются начальные классы и не соблюдаются нормы площади на одного учащегося. Теперь директор гимназии им. Горького Ирина ШУШПАНОВА обязана выплатить штраф в размере 14150 тенге, а также устранить нарушения в короткие сроки: со сменами до 1 декабря 2010 г., с несоблюдением норм - до 1 января 2011 года. Директор подала ответную жалобу в суд с целью доказать невозможность устранения проблемы в такие короткие сроки.

- Меня обвиняют в том, что в гимназии во вторую смену обучаются ученики 2-х и 3-х классов, - рассказала «НГ» Ирина Шушпанова. - По закону нельзя обучать во вторую смену учеников начальной школы, 5-х классов, выпускных классов, классов с профильным обучением. В гимназии профильное обучение начинается с 7-го класса. Это означает, что по закону во вторую смену могут обучаться только гимназисты-шестиклассники. Но чтобы все эти дети учились в одну смену, просто не представляется возможным! Столовая не сможет вместить и накормить весь наплыв учеников. А как быть с уроками физкультуры? Их придется проводить в 16.00, 17.00, а то и в 18.00, потому что спортзалов в школе всего два, один из которых приспособлен только для начальной школы. Что касается несоблюдений норм площади, то наше здание - старое. Оно спроектировано и построено по нормам 1973 года. Поэтому предъявлять к нему новые требования абсурдно. Возможно, все эти проблемы связаны с переполненностью гимназии. Общее количество наших учеников - 1227 человек. Это действительно способные дети, сдавшие вступительный экзамен. Исключать детей нельзя - это противоречит Закону «Об образовании». Я вижу только один выход из этой ситуации - ужесточить правила приема детей в гимназию, чтобы уменьшить наплыв. Но и это не поможет устранить нарушения до января. Я хочу, чтобы власти вошли в мое положение и поняли, что решить эту проблему сама я не смогу.

Заместитель начальника управления главного санитарно-эпидемиологического надзора по г. Костанаю Зауре ЕЛЬШИБАЕВА разводит руками: не провести проверку они не могли. Выполнять приказы министерства - их прямая обязанность. А СанПиНы - закон.

- Если мы закроем глаза на очевидные нарушения из любых соображений, в том числе и из соображений элементарной человечности, - говорит Зауре Амантаевна, - это будет невыполнением должностных обязанностей. К сожалению, в данной ситуации исправить что-либо можно только изменив законодательную базу.

Впереди - очередной виток судов.

Куда ни кинь - всюду клин

Конечно, директор гимназии не в силах изменить существующую ситуацию. Согласно 49 статье Закона «Об образовании» отказать ребенку в поступлении в школу директор не имеет права. По СНиПам РК за 2004 год вместимость отдельного общеобразова-тельного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. А из СанПиНов следует, что на одного ученика в классе должно быть 2,5 кв. м. Вот и получается, что бы ни предпринял руководитель школы - все нарушения. Не примет ребенка в школу - закон нарушает, наберет больше 1000 человек - СНиПы, а если еще и больше 25 детей в классе или не на каждого ребенка по 2,5 кв. м выделено - СанПиНы.

Очевидно, такое же наказание ожидает директоров остальных школ, когда СЭС осуществит плановую проверку в январе-феврале следующего года и не сможет «закрыть глаза» на «очевидные нарушения», которые ни одно ведомство, включая правительство, благополучно не замечали в течение нескольких лет.

- На начало учебного года сотрудники санитарных служб входят в состав комиссии, которая осуществляет проверку школ на готовность к учебному процессу, - говорит директор средней школы № 22 Ирина СЕРДОБИНЦЕВА, - и они подписывают разрешительный акт, в котором указано количество классов, учеников. В том числе и то, сколько человек будет заниматься в одном кабинете. Обозначено, какие классы будут заниматься в первую смену, какие во вторую. Почему же они не запрещают школе функционировать, если имеют место нарушения?

Да и как я могу не нарушать СанПиНы, если здание нашей школы построено в 1978 году? За это время поменялись все возможные правила и нормы. Не могут младшие классы учиться в одну смену, если у нас всего 8 классов, предусмотренных для занятий младшего звена, а класс-комплектов на сегодняшний день - 16.

Кроме того, еще одной проблемой, которую пришлось решать директору 22-й школы, стала столовая. Здание рассчитано на 980 человек, на сегодняшний день в этой школе обучается около 1200 детей. Из них около 600 в начальной школе. Накормить такое количество детей в столовой, где за одну перемену могут пообедать не более 200 человек, просто не представляется возможным. Вот и получается, что вторая смена для младших классов - необходимость.

Как, впрочем, и в любой школе города.

В средней школе № 115 обучается около 400 школьников. Это не много. Тем не менее 3 и 4 классы тоже занимаются во вторую смену. Потому что не хватает кабинетов. Так как по СанПиНам помещения для младшего звена должны быть оборудованы специальной мебелью, в других помещениях заниматься нельзя. Вот и получается, что директора, сохраняя здоровье малышей, нарушают санитарные правила.

Наказание неизбежно

Но несоблюдение норм и правил связано не только с тем, что к зданиям, построенным в семидесятых годах, применяют нормы 2003 года. В Костанае просто не хватает школ. С каждым годом количество первоклассников увеличивается, а тут еще все больше места надо выделять на одного ученика (в 1971 г. - 1,25 кв.м, в 2003 г. - 2 кв. м, 2008 г. - 2,5 кв. м.). При этом число школ остается неизменным. И как пояснил начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата г. Костаная Николай ДОРОШОК, несмотря на то, что из бюджета на образование в этом году выделено 3 699 531 тыс. тенге, нет возможности изыскать деньги на строительство новых школ.

Единственная построенная за последние 15 лет школа № 10 появилась в областном центре 3 года назад. Она была построена уже по новым санитарным и строительным нормам и правилам. Рассчитана на 900 учеников. Но и это не спасло ее от переполненности. Сегодня в школе занимаются 5 четвертых классов, и по 4 третьих, вторых и первых. Вот и получается, что начальное звено десятой школы состоит из 17 класс-комплектов.

- 1 сентября в год открытия школы к нам пришло более 500 человек, - рассказывает директор средней школы № 10 Рамазан РАИСОВ, - 126 из них - первоклассники, это почти четверть всех учеников. А помимо этого были и остальные малыши из начальной школы. Поэтому 2-е и 0-е классы у нас занимаются во вторую смену. Мне и так пришлось занять несколько кабинетов, предназначенных для старших классов.

Подобная ситуация сложилась практически по всему городу. В прошлом году прокуратура распространила по школам предписание с требованием перевести младшее звено в первую смену. Но выполнить его директора не в силах. По словам старшего помощника прокурора города Костаная Талгата ЖОЛДАСПАЕВА, если по итогам проверки в этом году будут выявлены повторные нарушения, всех директоров, не выполнивших предписания, привлекут к дисциплинарной ответственности.

Вот и получается, что из этой ситуации выхода нет. Законы и нормы принимаются без учета существующей реальности. И для того, чтобы не нарушить один, приходится не соблюдать другой.

Найдется ли в дальнейшем решение у этой проблемы или директоров будут из года в год привлекать к административной ответственности - покажет лишь время.

Однако подвижки в этой ситуации намечаются лишь в сторону ухудшения. По заданию Нурсултана Назарбаева премьер-министр собирает совещание акимов, на котором будут изменены существующие строительные нормы и правила. Эти изменения обеспечат снижение себестоимости строительства школ, детских садов, больниц и позволят эффективно использовать государственные средства. То есть получается, что на строительство школ будет выделяться еще меньше средств, а санитарные нормы останутся прежними. Не вызовет ли этот факт еще больше непроизвольных нарушений? Хотя, впрочем, нам бояться нечего. В ближайшее время строить новые школы в Костанае все равно не собираются.

Так должен был бы выглядеть типовой класс согласно ныне действующим нормам

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

ОПРОС

Что делать с выморочными СНиПами и СанПиНами?

Павел ГОМЗЯКОВ, пенсионер, бывший директор Костанайской СШ № 1:

- Как только школы стали проводить занятия по кабинетной системе, обозначилась переполненность школ. Теперь нет возможности подобрать размер класса по количеству учеников. Но, к сожалению, мы настолько привыкли к такому формату обучения, что вряд ли вернемся к прежнему. Выход из этой ситуации только один. Нужно, изменяя санитарные нормы и правила, исходить из реалий сегодняшнего дня. Мы, имея такое количество школ, не можем заниматься в одну смену. Не хватит мощностей.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ, начальник департамента по защите прав детей:

- Санитарные нормы и правила - это то, что должно соблюдаться директорами школ в первую очередь. Директор должен так организовать учебный процесс, чтобы в кабинетах располагалось количество детей, которое соответствовало бы стандартам. Также во время капитального ремонта школ нужно организовать расширение некоторых классов, не соответствующих СанПиНам. Что касается гимназии, тут негативное влияние на ситуацию, несомненно, оказывает расположение в здании горОО. Возможно, именно на этаже, занимаемом ими, можно было бы расположить детей и таким образом соблюсти нормы.

Ирина АРОНОВА, первый заместитель председателя областного филиала НДП «Нур Отан»:

- Идеальным решением проблемы, конечно, можно назвать строительство новых школ. Но это требует времени. Для решения проблемы сегодня директорам школ нужно прийти к компромиссу с управлением госсанэпиднадзора. Потому что исправить ситуацию самостоятельно директора не в силах, они просто оказываются загнанными в угол. Представителям СЭС стоит обратиться в акимат, чтобы все поняли серьезность этой проблемы. Плохо, что пострадавшими в этой ситуации оказываются дети, все эти скандалы не лучшим образом сказываются на учебном процессе.

Владимир НЕЧИТАЙЛО, начальник отдела санитарно-гигиенического надзора департамента комитета санитарно-эпидемиологического надзора области:

- На мой взгляд, разумным выходом из сложившейся ситуации будет разрешение директору ограничивать набор учеников. То есть ввести какую-нибудь рейтинговую систему, которая позволила бы производить справедливый отсев. В каждой школе пороговый балл сделать различным. От максимального до минимального. Таким образом можно будет урегулировать количество учащихся, не нарушая при этом Закона «Об образовании». Изменение санитарных норм не может повлечь за собой ничего хорошего. Ущемлять детей в пространстве или заставлять их учиться со второй смены неправильно и вредно для их здоровья.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Я считаю, что выходом из данной ситуации может послужить изменение санитарных норм и правил. Проблема сложилась таким образом, что нельзя ее решить, не ущемив в правах либо директора, либо учеников. Если директор не будет принимать учеников в школу - это будет несоблюдение прав детей и их родителей. Но в то же время он не может регулярно выплачивать штрафы, и исправить то, что уже сложилось, тоже не в силах. Значит нужно найти оптимальный выход. Наименее болезненно будет изменить существующие санитарные нормы.