Гранатометы прилетели
Lenta.ru, радио «Азаттык»
Структуры российского предпринимателя Виктора Бута, которого подозревают в крупномасштабной торговле оружием, использовали задержанный в Таиланде «Ил-76» с 35 тоннами боеприпасов, гранат и ракет «земля-воздух» на борту, утверждает The Times. Напомним, что экипаж самолета, в том числе летчик из Костаная Виталий Шумков, сейчас находятся в тюрьме Бангкока. По тайским законам им грозит наказание вплоть до пожизненного заключения.
Последним установленным владельцем самолета, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, был однако не сам Виктор Бут, а сербский торговец оружием Томислав Дамньянович. По словам представителя института Хью ГРИФФИТСА, «Ил-76» неоднократно менял владельцев и в разное время был связан с фирмами, которых ООН идентифицировала как поставщиков оружия в Либерию, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Чад и Демократическую Республику Конго.
14 декабря
в Бангкоке прошли предварительные
судебные слушания по факту задержания
«Ил-76». Оружие направлено на экспертизу,
а пятеро членов экипажа (из которых
четверо - граждане Казахстана) посажены
в тюрьму Бангкока на 12 суток. Всем пятерым
предъявили обвинение в незаконном
хранении оружия, сообщении ложной
информации о характере груза и попытке
нелегального транзита оружия через
территорию Таиланда. Сами летчики
обвинения в свой адрес отрицают. Они
настаивают на том, что ничего не знали
о наличии на борту самолета оружия и
были уверены, что везут буровое
оборудование.
- Экипаж был казахстанский
- это Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев,
Виталий Шумков и командир корабля Ильяс
Исаков. Все они граждане Казахстана,
которых наняла грузинская сторона, -
сообщил председатель
комитета по гражданской авиации
министерства транспорта Радильбек
АДИМОЛДА.
- Самолет ранее состоял в реестре
Казахстана и продан нашей частной
авиакомпанией «Бейбарс» грузинской
авиакомпании Air West Georgia Ltd и выведен из
реестра 7 октября 2009 года.
Пятый член
экипажа - гражданин Беларуси Михаил
Петухов, причем таиландские СМИ пишут,
что именно он является командиром
экипажа. По словам Адимолды, пилоты
числятся в штате казахстанской
авиакомпании East wing, но в настоящее время
находятся в отпуске без содержания.
«Каким образом они были наняты на работу
грузинской авиакомпанией, пока
выясняется», - сказал он.
Адимолда
отметил, что «во всем мире летный состав
принимается по найму любой авиакомпанией,
пилотские свидетельства действуют по
всему миру и у наших летчиков летные
свидетельства имеют международный
характер».
- Пилоты - народ кочевой,
они работают там, где платят, - сказал
он.
Как
сообщил журналистам Адимолда, «зачастую
экипаж не знает, что находится на борту,
поскольку все грузится в ящиках, вскрывать
которые они не имеют права».
- За все
должны отвечать грузоотправители и
грузополучатели, - сказал он.
Пресс-секретарь
МИД Казахстана Ильяс ОМАРОВ
сообщил, что экипаж был нанят грузинской
компанией Air West Georgia Ltd для обслуживания
самолета. «Это соответствует международным
нормам», - добавил он.
Второй
пилот команды Виктор АБДУЛЛАЕВ
рассказал газете «Нью-Йорк Таймс», что
самолет вылетел из Украины, забрал груз
в Северной Корее и направлялся обратно
в Украину через Таиланд, Шри-Ланку и
Объединенные Арабские Эмираты. Кому
предназначался груз, Абдуллаев не
сообщил.
Как передает агентство «Франс
Пресс», премьер Таиланда подтвердил,
что страна происхождения оружия -
Северная Корея. По данным полиции, члены
экипажа на следствии утверждали, что
их наняли только на участок полета от
Пхеньяна до Шри-Ланки, где должна была
состояться плановая техническая посадка
для дозаправки. Но дозаправку пришлось
делать в Бангкоке.
Материалы номера