От Аль-Фараби до МКАД автостопом - за 31 час

Нулевой километр в Москве. Отсюда берут начало все российские дороги (Фото автора)

Сергей ВОЛКОВ, ng@ng.kz

Дорога от Костаная до Москвы автостопом может превратиться в увлекательное приключение

Прохожу насквозь пустой вокзал с двумя одинокими пассажирами, покупающими билеты у кассы. Мне не нужна касса, я выхожу на шоссе у самого его начала, и вот она наконец-то - дорога. Я не профессиональный автостопщик. Но к моменту этой поездки - от Костаная, где я родился и жил раньше, до подмосковного города Дубны, где я живу и работаю сейчас - за все время я уже намотал свой экватор, а может быть и полтора экватора автостопом. Все это - не выходя за пределы СНГ. Пока. От Мурманска до ледников Кавказа и от Белоруссии до середины Сибири. Автостопное движение помогало мне добраться до разных объектов на краю земли, которые я хотел увидеть. Со временем втянулся, и автостоп стал отдельным хобби.

 

Автомобиль марки «пешеход»

Утро благополучно просыпаю, хотелось бы больше, но нужно ехать. Время десять. Рюкзак собран, идем к вокзалу. По традиции нужно оплатить первую поездку дальней дороги. Рядом таксисты. Разговорились. За вывоз на трассу хотят 1000 тенге или 200 рублей. У меня всего на дорогу 400 с небольшим рублей. Поторговались. Мне компания таксистов заряжает машину, видимо, чужого здесь такси за 100 рублей со словами: «Чтоб мы тебя больше здесь не видели!», обращенными к водителю. В итоге за 100 рублей (деньги уже поменял) еду на кольцо объездной дороги. Доплачиваю таксисту еще 50, первый водитель должен быть доволен. На кольце надеваю стопную куртку, прикрепляю к рюкзаку флажок Казахстана и начинаю с хорошим настроем дорогу домой!
При отъезде на вокзальных часах было около часа. Первая машина была «Нивой», в которой сидел водитель в черной форме, похожей на таможенную. Я уже было обрадовался, но это оказался полицейский, который ехал до Озерного. Решив, что прокатиться с полицейским интересно, но стоять в Озерном - не очень, с сожалением отпускаю машину. Следом останавливается «Фольксваген», как потом оказалось, с еще одним полицейским, но только в отставке, который ехал с женой в Карабалык. Рассказал о сути автостопа, о жизни, поспорили немного о сельской жизни и так доехали до поста дорожной полиции.
На посту несколько нарушил режим его работы, собрав всех любопытных его обитателей. Весь состав поста, включая лохматую собаку, до этого нюхавшую мой рюкзак, слушал мои ответы на вопросы об автостопе. В конце дорожные полицейские предложили меня подсадить на любую проходящую машину до таможни, но я отказался и ушел стопить вперед. Не люблю, когда гаишники пытаются помогать, после этого с водителем говорить вроде не о чем. Не любят у нас гаишников, и на посаженных ими нехороший осадок распространяется. Но они все-таки остановили фуру и попросили ее водителя подвезти меня, вставшего подальше за постом.
Проход таможни проблем не вызвал. Только пришлось рюкзак отправить на просветку, как это обычно делают пассажиры автобуса. В пропуске российской таможни я значился как автомобиль марки «пешеход», а вместо госномера была вписана фамилия. На выходе меня встретил потешной сценой китайский маленький микроавтобус с киргизскими номерами. Без сидений, заваленный чуть выше, чем по окна, пестрыми восточными тюками, поверх которых пыталось улечься штабелями большое количество граждан Киргизии. Но у них это не очень получалось. Досмотренные на таможне тюки все время норовили выскочить при открывании двери и попытках залезть на них очередного пассажира. Тюки вбивали назад и снова пытались. Наконец было принято единственно правильное решение - заползать в пространство между тюками и крышей через водительскую дверь. Когда все лежа расположились, микроавтобус поплыл навстречу российским гаишникам на просторы уральских дорог.
Развлекшись и подняв настроение, огляделся. Кругом перед шлагбаумом таможни пустота, сухой бурьян и колючая проволока. Ни кафе, ни магазина. Строения помпезны, но, как всегда в России, они спиной к людям. А водители здесь проводят много часов ожидания, а иногда стоят днями. С казахстанской стороны перед въездом есть и две гостиницы, и кафе, и киоск с горячим чаем, хотя сама таможня выглядит беднее и внутри менее приспособлена.

От границы до столицы

На южноуральские дороги меня увозит фура МАН с костанайскими номерами - точная копия той, которая меня привезла к таможне. Едем до Южноуральска.
Затем за две минуты, на светофоре в Южноуральске, застопливаю легковую до Челябинска. Водитель не может поверить, что автостоп существует в наше время на дорогах. Выхожу на развязке объездной, перелезаю через отбойник, пока иду по подъему на объездную, подголосовываю частым машинам в движении.
Быстро темнеет. Эффективный для автостопа день осенью короток, а ночью нужна другая тактика.
Не успеваю выйти на позицию, останавливается праворульная япошка с транзитными номерами Новосибирска. Водитель спрашивает, как найти дорогу на Уфу. Вписываюсь на сиденье, где в обычных машинах сидит водитель. Через две минуты машина разгоняется в темноте до 150 км/ч. Ощущаю - будет интересно.
Езда новосибирского перегонщика на огромной скорости на праворукой машине по горным дорогам Урала напоминает атаки самолета камикадзе. Несемся, впереди фура, вылезаем на обгон, ору: «Назад!» Я слева первым вижу встречку, и только высунувшись на встречную, ее видит водитель. Прячемся за фуру, едва успев затормозить. Снова на обгон. Успеем - не успеем, успеем - не успеем. Испуганные встречные шарахаются от наших обгонов. Болтаем обо всем на свете - сибиряк не спал ночь, ему ехать в Ульяновск, мне нужно его бодрить и не забывать глядеть перед обгоном вперед. Еще немного бешеной скорости и огни ночной Уфы появляются на горизонте.
На уфимской объездной нас хлопают из-за бетонной глыбы спрятавшиеся гайцы. Дело обходится пятью минутами и тремя сотнями. Сразу рвем дальше. Я рассчитывал ехать всю ночь, но сейчас только второй час местного времени, а уже скоро Сергиевск, там поворот с М5 на Ульяновск. Расстаемся у кафе, лучше бы на самом повороте, до которого я, протупив, решил не ехать. Здесь я простоял полтора часа, медленно дубея на минус восьми в тоненькой курточке между Башкирией, Самарией и Татарией. Уже давно грызло желание уйти греться в бесперспективное, с точки зрения отъезда, кафе, но тут грузовик с надписью «Магнит» затормозил. И отогревался я уже в кабине грузовика, идущего в Тольятти.
В 5 утра был уже на въездном посту Тольятти. Было очень рано и холодно, поэтому в кафе на 50 рублей целый час ел картошку и пил чаи с рогаликами, вывезенными еще из Казахстана. Потом полчаса стопил на трассе, за это время отправил ехать дальше пару «ГАЗелей», на которых в эту поездку решил не ездить принципиально. Наконец, остановился опять МАН, везет мне с ними. Машина оказалась из Ногинска, это Подмосковье, шла из Самары.
На ней я доехал до поворота с М5 на вторую бетонку Московской области, где через 40 минут устало застопил «бычка» до МКАД.
Высадившись у МКАДа начинающимся вечером, посчитал, что я всего только 31 час в пути. От пр. Аль-Фараби в Костанае до МКАДа в Москве. Личный рекорд по скорости, однако! И, наконец, почти в 2 часа ночи попал на свою улицу Энтузиастов в Дубне.
В качестве заключения могу добавить, что автостоп жив, а если очень захотеть, то все обязательно получится.

 

Из истории

Автостоп как стиль жизни проник в СССР с первыми магнитофонными записями с той стороны глобуса, но был неорганизованным. С началом загнивания системы появились первые точки, где можно было встречаться автостопщикам. Как правило, это были квартиры энтузиастов или «Эльбы» - такие встречи, на которые съезжаются несколько сотен автостопщиков сразу. Там можно было обмениваться идеями, тактикой, маршрутами, книгами, стопниками и снаряжением. С развитием Интернета стало проще, но, с другой стороны, с развалом Союза на трассах стало неспокойнее, и рост движения замедлился. Сегодня в три наиболее известных объединения входят до тысячи стопщиков. Примерно человек 200 - люди, прошедшие множество стран и маршрутов, нередко на соседних континентах. Есть и принимавшие участие в автостопных кругосветных путешествиях.