От Аль-Фараби до МКАД автостопом - за 31 час
Нулевой километр в Москве. Отсюда берут начало все российские дороги (Фото автора)
Сергей ВОЛКОВ, ng@ng.kz
Дорога от Костаная до Москвы автостопом может превратиться в увлекательное приключение
- Прохожу насквозь пустой вокзал с двумя одинокими пассажирами, покупающими билеты у кассы. Мне не нужна касса, я выхожу на шоссе у самого его начала, и вот она наконец-то - дорога. Я не профессиональный автостопщик. Но к моменту этой поездки - от Костаная, где я родился и жил раньше, до подмосковного города Дубны, где я живу и работаю сейчас - за все время я уже намотал свой экватор, а может быть и полтора экватора автостопом. Все это - не выходя за пределы СНГ. Пока. От Мурманска до ледников Кавказа и от Белоруссии до середины Сибири. Автостопное движение помогало мне добраться до разных объектов на краю земли, которые я хотел увидеть. Со временем втянулся, и автостоп стал отдельным хобби.
-
-
Автомобиль марки «пешеход»
- Утро благополучно просыпаю, хотелось бы больше, но нужно ехать. Время десять. Рюкзак собран, идем к вокзалу. По традиции нужно оплатить первую поездку дальней дороги. Рядом таксисты. Разговорились. За вывоз на трассу хотят 1000 тенге или 200 рублей. У меня всего на дорогу 400 с небольшим рублей. Поторговались. Мне компания таксистов заряжает машину, видимо, чужого здесь такси за 100 рублей со словами: «Чтоб мы тебя больше здесь не видели!», обращенными к водителю. В итоге за 100 рублей (деньги уже поменял) еду на кольцо объездной дороги. Доплачиваю таксисту еще 50, первый водитель должен быть доволен. На кольце надеваю стопную куртку, прикрепляю к рюкзаку флажок Казахстана и начинаю с хорошим настроем дорогу домой!
- При отъезде на вокзальных часах было около часа. Первая машина была «Нивой», в которой сидел водитель в черной форме, похожей на таможенную. Я уже было обрадовался, но это оказался полицейский, который ехал до Озерного. Решив, что прокатиться с полицейским интересно, но стоять в Озерном - не очень, с сожалением отпускаю машину. Следом останавливается «Фольксваген», как потом оказалось, с еще одним полицейским, но только в отставке, который ехал с женой в Карабалык. Рассказал о сути автостопа, о жизни, поспорили немного о сельской жизни и так доехали до поста дорожной полиции.
- На посту несколько нарушил режим его работы, собрав всех любопытных его обитателей. Весь состав поста, включая лохматую собаку, до этого нюхавшую мой рюкзак, слушал мои ответы на вопросы об автостопе. В конце дорожные полицейские предложили меня подсадить на любую проходящую машину до таможни, но я отказался и ушел стопить вперед. Не люблю, когда гаишники пытаются помогать, после этого с водителем говорить вроде не о чем. Не любят у нас гаишников, и на посаженных ими нехороший осадок распространяется. Но они все-таки остановили фуру и попросили ее водителя подвезти меня, вставшего подальше за постом.
- Проход таможни проблем не вызвал. Только пришлось рюкзак отправить на просветку, как это обычно делают пассажиры автобуса. В пропуске российской таможни я значился как автомобиль марки «пешеход», а вместо госномера была вписана фамилия. На выходе меня встретил потешной сценой китайский маленький микроавтобус с киргизскими номерами. Без сидений, заваленный чуть выше, чем по окна, пестрыми восточными тюками, поверх которых пыталось улечься штабелями большое количество граждан Киргизии. Но у них это не очень получалось. Досмотренные на таможне тюки все время норовили выскочить при открывании двери и попытках залезть на них очередного пассажира. Тюки вбивали назад и снова пытались. Наконец было принято единственно правильное решение - заползать в пространство между тюками и крышей через водительскую дверь. Когда все лежа расположились, микроавтобус поплыл навстречу российским гаишникам на просторы уральских дорог.
- Развлекшись и подняв настроение, огляделся. Кругом перед шлагбаумом таможни пустота, сухой бурьян и колючая проволока. Ни кафе, ни магазина. Строения помпезны, но, как всегда в России, они спиной к людям. А водители здесь проводят много часов ожидания, а иногда стоят днями. С казахстанской стороны перед въездом есть и две гостиницы, и кафе, и киоск с горячим чаем, хотя сама таможня выглядит беднее и внутри менее приспособлена.
-
От границы до столицы
- На южноуральские дороги меня увозит фура МАН с костанайскими номерами - точная копия той, которая меня привезла к таможне. Едем до Южноуральска.
- Затем за две минуты, на светофоре в Южноуральске, застопливаю легковую до Челябинска. Водитель не может поверить, что автостоп существует в наше время на дорогах. Выхожу на развязке объездной, перелезаю через отбойник, пока иду по подъему на объездную, подголосовываю частым машинам в движении.
- Быстро темнеет. Эффективный для автостопа день осенью короток, а ночью нужна другая тактика.
- Не успеваю выйти на позицию, останавливается праворульная япошка с транзитными номерами Новосибирска. Водитель спрашивает, как найти дорогу на Уфу. Вписываюсь на сиденье, где в обычных машинах сидит водитель. Через две минуты машина разгоняется в темноте до 150 км/ч. Ощущаю - будет интересно.
- Езда новосибирского перегонщика на огромной скорости на праворукой машине по горным дорогам Урала напоминает атаки самолета камикадзе. Несемся, впереди фура, вылезаем на обгон, ору: «Назад!» Я слева первым вижу встречку, и только высунувшись на встречную, ее видит водитель. Прячемся за фуру, едва успев затормозить. Снова на обгон. Успеем - не успеем, успеем - не успеем. Испуганные встречные шарахаются от наших обгонов. Болтаем обо всем на свете - сибиряк не спал ночь, ему ехать в Ульяновск, мне нужно его бодрить и не забывать глядеть перед обгоном вперед. Еще немного бешеной скорости и огни ночной Уфы появляются на горизонте.
- На уфимской объездной нас хлопают из-за бетонной глыбы спрятавшиеся гайцы. Дело обходится пятью минутами и тремя сотнями. Сразу рвем дальше. Я рассчитывал ехать всю ночь, но сейчас только второй час местного времени, а уже скоро Сергиевск, там поворот с М5 на Ульяновск. Расстаемся у кафе, лучше бы на самом повороте, до которого я, протупив, решил не ехать. Здесь я простоял полтора часа, медленно дубея на минус восьми в тоненькой курточке между Башкирией, Самарией и Татарией. Уже давно грызло желание уйти греться в бесперспективное, с точки зрения отъезда, кафе, но тут грузовик с надписью «Магнит» затормозил. И отогревался я уже в кабине грузовика, идущего в Тольятти.
- В 5 утра был уже на въездном посту Тольятти. Было очень рано и холодно, поэтому в кафе на 50 рублей целый час ел картошку и пил чаи с рогаликами, вывезенными еще из Казахстана. Потом полчаса стопил на трассе, за это время отправил ехать дальше пару «ГАЗелей», на которых в эту поездку решил не ездить принципиально. Наконец, остановился опять МАН, везет мне с ними. Машина оказалась из Ногинска, это Подмосковье, шла из Самары.
- На ней я доехал до поворота с М5 на вторую бетонку Московской области, где через 40 минут устало застопил «бычка» до МКАД.
- Высадившись у МКАДа начинающимся вечером, посчитал, что я всего только 31 час в пути. От пр. Аль-Фараби в Костанае до МКАДа в Москве. Личный рекорд по скорости, однако! И, наконец, почти в 2 часа ночи попал на свою улицу Энтузиастов в Дубне.
- В качестве заключения могу добавить, что автостоп жив, а если очень захотеть, то все обязательно получится.
-
-
Из истории
- Автостоп как стиль жизни проник в СССР с первыми магнитофонными записями с той стороны глобуса, но был неорганизованным. С началом загнивания системы появились первые точки, где можно было встречаться автостопщикам. Как правило, это были квартиры энтузиастов или «Эльбы» - такие встречи, на которые съезжаются несколько сотен автостопщиков сразу. Там можно было обмениваться идеями, тактикой, маршрутами, книгами, стопниками и снаряжением. С развитием Интернета стало проще, но, с другой стороны, с развалом Союза на трассах стало неспокойнее, и рост движения замедлился. Сегодня в три наиболее известных объединения входят до тысячи стопщиков. Примерно человек 200 - люди, прошедшие множество стран и маршрутов, нередко на соседних континентах. Есть и принимавшие участие в автостопных кругосветных путешествиях.
Материалы номера