Сезонный финал

Проект на реконструкцию Каирбекова изменили на ходу

Ольга ЛИХОГРАЙ

Ремонт наиболее востребованных дорог в Костанае все еще не закончен

Из 12 участков улиц Костаная, реконструкция и капитальный ремонт которых должны завершиться в этом году, на семи работы в разгаре. И подрядчики, и чиновники называют весьма примерные сроки их сдачи. Но очевидно, что остается не больше месяца: класть асфальт в начале ноября, когда грянут морозы, просто бессмысленно. Как оказалось, что дорожники лето красное «пропели», а самые нужные трассы областного центра отремонтировать не успели?

Провал в асфальте

Первым проверку временем не выдержал участок по ул. Алтынсарина. Асфальт буквально провалился всего лишь спустя неделю после капитального (!) ремонта. Зияющая дыра, которую латают по сей день, размерами впечатляет. Подрядчик уверяет, что здесь ни при чем.

- Когда шли подготовительные работы, «Костанай-Су» под этим участком меняло трубу, - рассказывает директор ТОО «АБЗ плюс» Мендыбай ОМАРОВ, - хотя в проекте это не значилось. В итоге водопровод проложили, но участок под асфальт плохо подготовили, дорога просела.

По словам Омарова, на замену трубы не было ни проекта, ни сметы. ГКП «Костанай-Су» официально признало, что дорога просела по их вине. По второму кругу сотрудники «АБЗ плюс» закатывают асфальт сами, но счет за эти работы выставят горводоканалу. Кстати, как уверяет Омаров, пока они латают эту дыру, намечается похожий обвал с другой стороны, который тоже придется делать.

- Проект на этот участок дороги был готов 2 года назад. Он прошел экспертизу раньше, чем мы нашли деньги на водовод, - объяснил директор ГКП «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЕВ. - Трубы там в ужасном состоянии, чтобы не пришлось их менять после ремонта, решили сделать сразу. Естественно, делали в спешке, потом прошли подряд два дождя.

В проекте значился

Реконструкцию улицы Летунова между Л. Беды и Дощанова начали всего 10 дней назад. По версии подрядчиков, им тоже пришлось ждать, пока сотрудники «Костанай-Су» проложат водовод, которого также не было в проекте.

- Новый водовод диаметром 400 мм проложили на днях, - уверяет старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН. - Деньги, которые изначально выделили на реконструкцию нашего участка, перекинули на эту трубу. Остатка нам хватало лишь на переделку 70 м дороги.

В итоге к работам пришлось приступить позже. Акимат выставляет подрядчикам свой срок сдачи - 1 октября, но специалисты говорят, что он нереальный.

- К 15 октября должны успеть, - отмечает Гукоян, - хотя сейчас ждем, пока «Костанай-Су» установит люки. На участке от Л. Беды до Фролова сделали основание и бордюры, осталось положить асфальт. От Фролова до Дощанова еще 300 м стоят без бордюров и асфальта. Все это, включая столбы освещения, нужно успеть сделать.

Однако утверждение подрядчиков о якобы незапланированном водоводе опровергают сами проектировщики этого участка.

- Еще на стадии разработки проекта мы выезжали на место и видели, что водовод старый, - пояснила начальник дорожного отдела ТОО «Костанайтехпроект» Людмила КОМАРОВА, - поэтому он изначально был заложен в проект. Его начали делать еще в начале лета и сделали вовремя. Просто подрядчики долго занимались ул. Дощанова (2 участка - от Темирбаева до Чехова и от Чехова до Алтынсарина). И на ул. Летунова складировались все остатки дорожного покрытия, которые снимались с Дощанова. Летунова была своеобразной строительной площадкой. И уже позже они приступили к ремонту ул. Летунова, но водопровод их не держал ни в коем случае.

По словам Игоря Киселева, о том, что по Летунова нужен новый водовод, специалисты «Костанай-Су» говорили давно. В итоге дорогу запроектировали, деньги выделили, а о пожеланиях горводоканала забыли.

- На водовод денег не было, а на дорогу нашлись, - говорит Киселев. - Лишь когда стало очевидно, что ремонт в августе не нужен, если в октябре мы будем вынуждены вскрыть асфальт, деньги с дороги перекинули нам. Я считаю, что мы дорожников не задержали, сделали все быстро.

Булыжники - под газон

По ул. Каирбекова в границах Казахской-Гагарина еще целые кучи песка, работа кипит. Подрядчики поясняют, что проект изменили неожиданно для них.

- Изначально мы должны были делать участок от ул. Казахской до Павлова, - рассказал заместитель директора ТОО «Казсевавтодор» Аскар КУРБАНОВ. - Но потом ремонт расширили - решили делать развязку до ул. Тарана, проект подорожал на 90 млн тенге, со 115 до 205 млн тенге. Под дорогой пройдет новая водопропускная труба, ширина трассы с 8 м увеличится до 14. Думаю, к 10 октября реконструкцию завершим.

Сегодня самая тяжелая ситуация на улицах Павлова и Хакимжановой. По Павлова в границах Баймагамбетова и Алтынсарина едва сняли асфальт и начали делать основание. По Хакимжановой ремонт по плану должен пройти от ул. Маяковского до Баймагамбетова. Однако новый асфальт лежит только от Маяковского до Алтынсарина. На остальном участке даже старый асфальт не сняли.

Кстати, именно с ул. Хакимжановой дорожники перекидывали огромные валуны и остатки мусора прямо на выстроенные газоны, а сверху засыпали землей. Хотя заместитель начальника отдела ЖКХ сообщал «НГ», что «на каждом ремонтируемом участке предусмотрена посадка новых и замена старых деревьев, устройство газонов». То, что деревья расти на мусоре не будут, ясно уже сейчас.

Непонятные приоритеты

На участке по Кубеева между Левобережной и Герцена осталось доделать бордюры, организовать газоны. Реконструкция началась в первых числах июля. Специалисты по ремонту уверяют, что до 5-10 октября успеют сдать.

- В среднем на реконструкцию 1 км дороги нужно 2 месяца, - отметил директор ТОО «Аяз» Тигран НАДЖАРЯН, - но обычно подрядчики параллельно делают по 5-6 улиц, поэтому успевать сложно.

У плохого качества наших дорог как минимум две составляющие. Изначально совершенно непонятный подход при распределении бюджетных средств. Дороги облагораживать - дело правильное, но почему-то вместо по-настоящему качественного ремонта наши чиновники предпочитают по нескольку раз вбухивать деньги в одни и те же ямы. Сделать водовод под ремонтируемой дорогой - элементарный хозяйственный подход. Еще один немаловажный момент - спешка подрядчиков, которые в погоне за быстрым заработком берут на себя по несколько улиц сразу. В итоге на одной дороге - обвал, на другой - провал, а для жителей - полный завал.

Неясны и приоритеты чиновников в выборе ремонта улиц. Буквально на днях начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Роман КАНАВА заявлял «НГ», что «"в первую очередь выполняются работы на улицах с движением общественного транспорта, далее по интенсивности движения грузового и легкового».

Уточняем, что из 5 участков дорог, которые уже сданы в эксплуатацию, три - это площади по Байтурсынова (от Гоголя до Аль-Фараби) и Аль-Фараби (от Байтурсынова до Дулатова и от Набережной до Баймагамбетова). Именно те центральные части Костаная, которые в этом году заковали в каменный панцирь, уничтожив всю зелень вокруг. Брусчатка, превратившая площадь в гигантскую сковородку, была выложена уже к середине июля. Интенсивность движения здесь нулевая. До дорог, которые реально нужны людям, и качество которых зависит в том числе и от погодных условий, руки дошли только ближе к зиме. Успеют ли их привести в приемлемый вид и насколько - вопросы, увы, совершенно сегодня риторические.

Только цифры

В 2008 году на реконструкцию улиц из областного бюджета было выделено 807 млн 960 тыс. тенге.

На капитальный ремонт 561 млн 220 тыс. тенге.

Состояние улиц Костаная по наблюдениям «НГ» на 23 сентября 2008 г.

Реконструкция

Подрядчик

Состояние

Пр. Аль-Фараби в границах Байтурсынова до Дулатова с организацией площади

ТОО «Рудныйсоколовстрой»

Сделано

Ул. Байтурсынова от Гоголя до Аль-Фараби

ТОО «Жасыл-Ел»

Сделано

Пр. Аль-Фараби от Набережной до Баймагамбетова

ТОО «Рудныйсоколовстрой»

Сделано

Ул. Кубеева от Левобережной до Герцена

ТОО «Аяз»

Часть улицы Левобережной доделывают. Организуют газоны и тротуары

Ул. Павлова от Баймагамбетова до Алтынсарина

ТОО «Костанайжолдары»

Приступили к основанию

Ул. Хакимжановой от Маяковского до Баймагамбетова

ТОО «Костанайжолдары»

Доделывают участок от Маяковского до Алтынсарина. От Алтынсарина до Баймагамбетова не начинали

Ул. Летунова от Беды до Дощанова

ТОО «Ван»

Сделали основание

Ул. Каирбекова от Казахской до Тарана

ТОО «Казсевавтодор»

Часть сделана, на втором участке приступили к основанию

 

Капитальный ремонт

Подрядчик

Состояние

Ул. Алтынсарина от Победы до Тарана

ТОО «АБЗ плюс»

Латают яму, образовавшуюся на отремонтированном участке. Позже приступят к следующей

Ул. Дощанова от Темирбаева до Чехова

ТОО «Ван»

Сделано

Ул. Дощанова от Чехова до Алтынсарина

ТОО «Ван»

Сделано

Ул. Чернышевского от Карбышева до Баймагамбетова

ТОО «АБЗ плюс»

Готов участок от Баймагамбетова до Строительной. От Строительной до Карбышева не начинали

Фото Николая СОЛОВЬЕВА