Зона рискованного предпринимательства
В Костанайской области - «ветрено». Сквозняки, гуляющие в чиновничьих кабинетах, активно выдувают из карманов предпринимателей взятки за решение некоторых важных для бизнеса вопросов. Например, за выделение земельных участков, разрешения на строительство. Это данные из анкет, которые заполнили более 60 наших предпринимателей.
Будет рейтинг
Оценку свободы ведения бизнеса в регионах Казахстана, выставленную главными участниками процесса, решило узнать Министерство индустрии и торговли РК. Цель - определить эффективность деятельности госорганов по развитию предпринимательства, чтобы совершенствовать его поддержку и даже скорректировать государственную политику в этой сфере. Потому что, как явствует из недавних однозначных высказываний президента, а за ним и премьера, бизнес у нас, особенно мелкий и средний, числом невелик и растет медленно. Что ему мешает, выясняло в первой половине сентября ТОО «Исследовательско-консалтинговый центр «SES». Причем, чтобы прояснить объективную картину, анкеты свои распространяло через неправительственные организации. В нашей области, например, через Ассоциацию содействия предпринимательской деятельности (АсПреДКО).
В дальнейшем после оценки сведений, собранных по всему Казахстану, будет создан рейтинг регионов. Постараемся эту информацию не пропустить. А пока, изучив анонимные анкеты, есть возможность узнать, как костанайские предприниматели оценивают бизнес-климат в своей области.
Кто оценивал
Разработано исследование так, что на вопрос невозможно ответить «хорошо» или «плохо». В основном оценки той или иной процедуре или деятельности госорганов и контролирующих структур выставлялись, как в школе, - от «1» до «5». Сразу скажем, что отметок «отлично» почти не было, а вот «колы» присутствовали во множестве. Вопросы касались всего цикла деятельности предприятия - от входа в бизнес до ликвидации.
- У нас были заполнены 63 анкеты, - уточняет директор АсПреДКО Петр СУХИНИН. - На вопросы ответили 24 индивидуальных предпринимателя, 6 руководителей крестьянских хозяйств, остальные - руководители предприятий, имеющих статус юридических лиц. Половина респондентов работает в Костанае, половина - в Лисаковске, Тарановском и Костанайском районах. В бизнесе они, малом и среднем, - от 3 до 15 лет. Думаю, ответы такого круга людей дают в целом вполне объективную картину. Например, если ИП и главы КХ работают по упрощенным налоговым режимам и у них сплошь хорошие оценки механизму налоговой отчетности, то их ответы уравновешиваются критикой тех, кто работает по общеустановленному порядку.
Трудно сделать первый шаг
Зато редкостное единодушие предприниматели проявили, оценивая некоторые моменты на входе в рынок. По опыту большинства, получение лицензии на основной вид деятельности требует много времени (оценка «2» из 5 возможных), содержит много процедур (тоже «двойка») и сопряжена с «неофициальными платежами». Очень жестко большинство респондентов оценили процедуры получения разрешения на строительство и получение земли: очень долго, бюрократично, взятки обязательны.
Разного рода проверки значились в разделе «Оценка ситуации по наличию препятствий в процессе текущей деятельности». От предпринимателей требовалось определить, насколько их устраивает периодичность проверок, культура поведения проверяющих, есть ли неофициальные платежи. Здесь самым респектабельным образом выглядят экологи и налоговики. Твердая «тройка» из 5 возможных - у противопожарной службы. Претензии - к финансовой полиции и санитарной службе.
- При этом белым пятном для многих респондентов стал раздел анкеты, посвященный эффективности механизма, обеспечивающего защиту их прав. Как в отношениях с другими предпринимателями, так и при обжаловании действий госорганов, - говорит Сухинин. - Немногие, судя по ответам, доходили до суда. Уверен, не только потому, что повода не было. Ну да, долго все это. Но если не защищать свои права, то откуда вообще взяться эффективному механизму?
Чтобы не очень мешали
Невысоко оценили предприниматели уровень заботы о них, осуществляемой через финансовые институты с государственным участием (Инновационный фонд, ФРМП). Судя по «нулям», которые многие рисовали, они вообще не осведомлены о возможностях этих структур.
Интересно выглядит расклад по доступу к внешним финансовым ресурсам. Всем хороши в нем, например, микрокредитные организации - действуют быстро, без формальностей, но уж очень высоки ставки по кредитам. Большинство невысоко оценили деятельность коммерческих банков: процент берут слишком высокий, по мнению респондентов, процедуры затянуты, количество их велико.
И наконец - с учетом целей анкетирования - самые главные разделы, впрямую посвященные взаимодействию с властью и госструктурами, созданными для поддержки и развития бизнеса. По анкетам получается, что эта деятельность оценивается всего лишь между «двойкой» и «тройкой». Ни власть, ни предприниматели, за исключением лишь некоторых, не жаждут конструктивного диалога. Бизнесмены четко фиксируют неблаготворное влияние местной власти на конкурентную среду. Она вкупе с компаниями-монополистами препятствуют свободному входу на отдельные рынки региона. В дополнениях, а анкета предусматривала и такие, один из респондентов сообщил, что развитию бизнеса мешает и то, что 90% всех тендеров проходят по коррупционным схемам и бюджетные деньги уходят неэффективным предпринимателям.
Интересно, что при этом, отмечая сегодняшнее объективное ухудшение финансового состояния предприятий, многие респонденты считают свой бизнес достаточно устойчивым. За этим прочитывается одно: надеемся на себя, если особой помощи нет, то хоть не мешайте.
Подробности
В анкете был пункт «Оценка сложившейся ситуации в регионе с незаконными сборами с предпринимателей и просьбами госорганов по решению различных вопросов». И если в оценке участия предпринимателей в благоустройстве территорий мнения еще разнились, то в одном респонденты были единодушны: создание внебюджетных фондов районов, городов, пополняемых в принудительном порядке, все оценили отрицательно.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера