Избирательное «воспитание»

Евгений ШИБАРШИН

На презентации проекта Бюджетного кодекса в Парламенте депутат Владимир НЕХОРОШЕВ посетовал на отсутствие в этом документе и в республиканском бюджете на предстоящие 3 года решения проблемы изношенности жилого фонда.

Инвентаризация, проведенная акиматами во всех регионах Казахстана, показала, что на капитальный ремонт домов требуется несколько миллиардов тенге. Местная власть пришла к выводу, что собственники приватизированных квартир не в состоянии капитально ремонтировать дома за свой счет - нужна поддержка государства. В верхних эшелонах власти много говорили о будущей жилищной реформе, которая должна будет решить все накопившиеся проблемы: создавались различные комиссии, рабочие группы, проводились общественные слушания. В итоге - ничего.

Нынешнее правительство, слушая выводы общественности, тоже предпочитало отмалчиваться. Лишь министр индустрии и торговли год назад заявил, что «наблюдающийся рост  накоплений граждан и увеличение доли представителей среднего класса» теперь позволит собственникам квартир самим содержать свой дом. Его высказывание можно было бы отнести к частному мнению, но теперь уже и министр экономики и бюджетного планирования Бахыт СУЛТАНОВ на упомянутой презентации в ответ на сетования мажилисмена Нехорошева заявил - если для ремонта жилого фонда задействовать республиканский бюджет, то сотни миллионов тенге нужно будет направить в частный сектор.

- Подобное невозможно, - пояснил министр, - тем более, если мы придерживаемся идеологии воспитания у наших граждан правильного отношения к частной собственности. 

К частной собственности, конечно же, нужно относиться «правильно». Но тогда хотелось бы спросить: почему правительство выделило 167,2 млрд тенге на «поддержку» долевого жилищного строительства в Алматы? Тоже, кстати, частного? Впрочем, ответ на этот вопрос премьер-министр Карим МАСИМОВ уже дал. На совещании в алматинском акимате он указал руководителям компаний-застройщиков:

- Это рынок. В идеале мы не должны решать возникшие проблемы. Это добрая воля главы государства, он дал соответствующее поручение акиматам, правительству, институтам развития, и мы вошли в процесс.

Справедливости ради следует отметить, что эти деньги компании-застройщики должны вернуть в бюджет. Но тогда почему по такой же схеме не решать вопрос и капитального ремонта жилого фонда? С единственной разницей - срок возврата увеличить настолько, чтобы для собственников квартир такие обязательства были выполнимы.

Как-то странно у нас проявляется «добрая воля главы государства». Ни для кого не является секретом, что многие дольщики  - люди далеко не бедные, а потому строительство нового жилья для них является формой выгодного вложения капитала. Ну и пусть, кто ж сегодня против этого будет возражать. Но тогда почему государство берет на себя риски в таком бизнесе? Если аналогичные шаги в интересах банков еще как-то можно оправдать тем, что проблемы в финансовой системе обязательно «аукнутся» в экономике страны, то избирательность в поддержке государством жилищной сферы невольно наводит на мысль о чьем-то небескорыстном лоббировании.