Эти суеверные гонщики

Костанайская команда гонщиков «М-кросс» стала чемпионом Казахстана

Виталий ХАЛЕВИН

Костанайская команда отстояла титул чемпиона страны

На 6-м, завершающем этапе чемпионата Казахстана по мотокроссу, костанайцам удалось сохранить лидерство в общекомандном зачете. Впервые в истории республиканских соревнований победитель получил и денежный приз - $3000. Одержать безоговорочную победу нашим гонщикам мешали плохие приметы и падения на трассе. А преодолеть сложности удалось благодаря своему  мастерству и поддержке многочисленных болельщиков.

От закрытого к открытому

По итогам 5-ти этапов костанайская команда «М-кросс», набрав 1837 баллов, занимала 1 место. У команды актюбинских гонщиков «Интер-Стиль» было 1648 очков и 2 место, на 3-м - команда «ЦТТ» из Астаны с 884 баллами. 

Казалось, что основная борьба за победу в разных классах развернется между этими гонщиками, но лидерство захватили спортсмены из Челябинска, которые впервые были приглашены на соревнования в качестве гостей. Результат россиян не учитывался при распределении наград и трофеев чемпионата Казахстана, но смотреть, как они на виражах обгоняли наших гонщиков, болельщикам было немного обидно.

- На протяжении 3 лет чемпионат Казахстана по мотокроссу был закрытым. В этом году было принято решение сделать его открытым, а также увеличить количество этапов, - сообщил «НГ» костанайский тренер по мотокроссу Роман САРКИСОВ. - Это было сделано для того, чтобы наши спортсмены набрались как можно больше опыта. У российских гонщиков школа гораздо лучше. Результат налицо. Наши спортсмены сидят у россиян на хвосте, а сделать ничего не могут.

По словам Саркисова, из-за  увеличения числа этапов в этом году мотогонщикам пришлось больше разъезжать по стране, бывало, из Усть-Каменогорска надо было сразу ехать в Актобе. Переезды утомляли спортсменов.

- Предугадать, кто станет первым, крайне сложно, - сказал после церемонии открытия начальник отдела областного управления физической культуры и спорта Анатолий КАЙДА. - Конечно, мы надеемся на победу костанайских гонщиков. Гонка покажет.

Поговорить, а уже тем более взять автограф у мотогонщиков перед началом соревнований оказалось невозможно. 

- Я хотел взять автограф у Романа Саркисова. Мне этот гонщик очень нравится, он классно ездит на трассе, - говорит семилетний болельщик Аман РАХИМЖАНОВ. - Но пока мне это сделать не удалось. Говорят, до заезда нельзя. Попробую после завершения чемпионата. Я очень люблю мотоспорт, хотя сам занимаюсь боксом.   

Оказывается, давать интервью или автограф перед заездом у гонщиков не принято. Примета плохая. Поговоришь до заезда с болельщиком или журналистом - непременно сойдешь с гоночной трассы или мотоцикл заглохнет. По словам спортсменов, они не раз в этом уже убеждались.

«Мотик не подкачал»

Первыми на трассу вышли самые юные гонщики - до 7-ми лет - в классе 65 куб. см. Здесь за чемпионский титул предстояло бороться семилетнему костанайцу Марку Кремсеру. Многие помнят его первый заезд двухлетней давности, когда в 5-летнем возрасте Марк впервые преодолевал спуски и подъемы. За это время Марк подрос, набрался опыта и пошел в 1 класс. По итогам 5-ти этапов он лидировал в своем классе. Пока юный гонщик преодолевал виражи, его мама внимательно следила за гонкой.

- Я очень переживаю за Марка, - сообщила Елена КРЕМСЕР. - Надеюсь, что победит. Я его подбадривала, как могла. В мотоспорт Марка привел его отец. Мой супруг сам лихачил на мотоцикле, теперь это делает сын.

О своих претензиях на победу с первых минут заявил спортсмен из Челябинска Семен Рогозин, который стал победителем в классе 65 куб. см, вторым пришел Дмитрий Гавриленко из Астаны, третьим - Марк Кремсер. Задачу-минимум Марк выполнил и стал чемпионом Казахстана.

- Соперники были очень сильные. Обогнать их было непросто, - сообщил чемпион Казахстана по мотокроссу в классе 65 куб. см Марк КРЕМСЕР. - У россиян круче мотик. У меня 50 кубиков, а у них 65 с передачами. Но мой мотик не подкачал. Я - лучший.

В классе 85 куб. см по итогам 5-ти этапов лидировал костанайский гонщик Денис Баязитов. Как и Марку Кремсеру, Денису необходимо было удержаться в тройке лидеров. К финишу он пришел вторым, уступив победу россиянину Владимиру Приданникову. По итогам 6 этапов Денис впервые в своей спортивной карьере стал чемпионом Казахстана.

Чудеса на виражах

А вот финальный заезд в классе 125 куб. см для основного претендента на титул чемпиона Казахстана - костанайца Романа Саркисова - начался с падения. За 10 минут до старта спортсмен обмолвился парой фраз с журналистами. Вот и не верь после этого в приметы! Хотя, возможно, произошло стечение обстоятельств. Первые метры трассы спортсмены преодолевали вплотную друг к другу. У мотогонщика, который ехал впереди Романа, сломался мотоцикл. Нашему спортсмену оставалась либо «бить» его, либо притормозить. Роман Саркисов выбрал второй вариант, резко нажав на тормоз. Переднее колесо мотоцикла повело вперед, в итоге спортсмен слетел с него. Мотоцикл заглох. Казалось, уже никакое чудо не сможет помочь нашему гонщику стать чемпионом Казахстана.

- Мне надо было доехать до финиша, необходимо было двигаться вперед, - сообщил после заезда Роман Саркисов. - Хорошо, когда у гонщика есть стремление. Оно помогает по трассе.

В итоге Саркисов пришел третьим и стал чемпионом страны. А победу в этом классе одержал Семен Рогозин из Челябинска. Пока Роман Саркисов оспаривал чемпионский титул, на дистанции перевернулся Бауржан Заркаев из Актобе. Ему понадобилась срочная медицинская помощь. По словам гонщиков, перед финальным стартом Бауржан только оправился от перелома ноги. После падения старые травмы заставили о себе знать, гонщик самостоятельно подняться не смог. 

В открытом классе одержал победу россиянин Михаил Козлов. Следом к финишу приехал костанаец Роман Аникиенко. Он и стал в этом классе чемпионом Казахстана.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА