Мостра, или Охота на львов

izvestia.ru, itogi.ru, gazeta.ru

Казахстан, снятый россиянами, пользовался успехом в Венеции

 

С 27 августа по 6 сентября там, во Дворце кино на острове Лидо, в 65-й раз проходил старейший международный кинофестиваль. У каждого из подобных форумов - свои фишки: Канну достались престиж, блеск и звезды, Берлину - дискуссии и политика, а Венеции - постоянные изменения концепции и открытие новых имен.

«Зеленое с холодным»

Как часто бывает на международных кинофестивалях, последние дни круто изменили всю иерархию фаворитов, которую так трудолюбиво выстраивали наблюдатели, эксперты, журналисты. В этом их, фестивалей, уже привычное лукавство.

К концу, например, в Венеции отчетливо проявился опасный крен в сторону анимации. Сначала все пребывали в экстазе от «Рыбки Поньо» культового режиссера Хаяо Миядзаки, затем в охоту на львов включился не менее культовый Мамору Осии.

В отличие от Миядзаки, Осии в своей анимации комбинирует ручную графику с компьютерной. В этой технике и снят полнометражный блокбастер «Небесные тихоходы» ( еще один перевод «Ползущие по небесам»). Его герои - подростки «килдрен», которые не становятся взрослыми. Они - пилоты компании «Росток», которые для увеселения публики устраивают воздушные бои с «лаутернами» - такими же, как они, оторвами. И это та война, где нет победителей, ибо любая победа означала бы конец доходного шоу.

Честно говоря, трудно представить, что рисованный фильм может почти два часа удерживать публику в зале. Но вот - может! Цепляет актуальная идея о том, что все войны кому-то коммерчески выгодны и, стало быть, нас побуждают думать уже не о «килдренах». Во-вторых, фильм затягивает в свою жизнеподобную вселенную. Реализм картинки ошеломляющий, виражи самолетов захватывают дух, в кадре есть и настроение, и лирика, и характеры. Даром что герои, в отличие от почти фотографической обстановки, даны как бы наброском: летный комбинезон, а на лице только глаза, но способные выражать бездну чувств. Диалогов много, и они серьезны, как в игровом фильме. И впрямь, кино перерождается в какое-то новое искусство, на стыке с графикой, живописью, цветомузыкой, воплощенной фантазией. А зритель такого кино должен быть или ребенком, или человеком, способным вернуться в детство. И все же сравнивать анимационные ленты с игровыми - как зеленое с холодным. Это разные вселенные, и как должно выходить из положения жюри, страшно себе представить.

Социалистическая пустыня

В обычном кино первый шедевр явился, откуда не ждали. Из Эфиопии. Фильм режиссера Хайле Геримы называется «Теза» и формально рассказывает о молодом идеалисте, который учился в Германии медицине и вернулся домой в Эфиопию, а та пошла по социалистическому пути развития. Детишек в школе учат петь: «Эфиопия, вперед! Социализм нас зовет!» И великий вождь тоже есть - Менгисту Хайле Мариам, которому шлет послания сам Горбачев. Так как социалистический путь - это строительство прекрасного будущего, а человек - лишь муравей великой стройки, то жизнь муравья не стоит ничего. И вот к этому герой, уже познавший нормальную меру вещей, привыкнуть не может. Он-то мечтал лечить соотечественников от болезней, а у хунты совсем другие планы. И это его путешествие в родную страну, увиденную теперь глазами свободного человека, составляет сюжет картины.

Герима рассказал, в сущности, свою судьбу. Он уже признанный режиссер, его картины состязались в Берлине и Канне. Он учился мастерству в Чикаго и Лос-Анджелесе. Он почетный профессор университета в Вашингтоне. Он уже вкусил все преимущества демократии, впитал ее как единственно достойный способ жить среди людей. И вот он тоже навестил родные места: его, как многих, преследовали мелодии детства. «Но эта новая Эфиопия стала для меня кошмаром, - рассказывает Герима. - Я стал психологическим эмигрантом и спрятался в своем прошлом. Там деревья еще давали плоды. Ведь человека кормят не только родители - меня питала земля. Но когда в 2004 году я приехал снимать «Тезу», то уже не нашел фруктовых деревьев, даривших мне плоды. Страна стала пустыней». Об этом картина.

Было очень много причин думать, что это и есть «Золотой лев» 2008 года. Но фильм удостоился «Гран-при» фестиваля.

Серебряный солдат

Большой успех в Венеции выпал на долю российского кинематографа. Картина Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» отмечена сразу двумя призами: за лучшую операторскую работу и «Серебряным львом» за лучшую режиссуру.

Главные роли исполнили Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова и Анастасия Шевелева. Название ленте дала песня Булата Окуджавы, которая звучит в фильме.

Высоко оценена и другая российская картина - «Дикое поле», представленная в конкурсе «Горизонты». Ее автор Михаил Калатозишвили завоевал престижный приз Международной ассоциации в поддержку высокохудожественного кино. Кстати, фильм снимался тоже в Казахстане и - тоже о враче-подвижнике. Михаил - внук выдающегося советского режиссера Калатозова, автора фильма «Летят журавли», получившего в 1958 году главный приз Каннского кинофестиваля - «Золотую пальмовую ветвь».

«Бумажный солдат», по мнению автора журнала «Итоги» Ирины Любарской, «продемонстрировал высокий класс режиссуры, целиком построенной на культурных кодах. Эта история врача-грузина, который готовит к первому полету в космос отряд космонавтов в раскисших от весенне-зимней грязи степях Казахстана, сильно впечатлила местных журналистов, которые показали на пресс-конференции знание таких имен, как Окуджава, Бараташвили и Пастернак».  Любарская рассказывает, что обоим российским режиссерам пришлось испытать скрытый эмоциональный прессинг, связанный с конфликтом в Южной Юсетии. В открытую, конечно, никто об этом не говорил - Венеция держит марку интеллигентного фестиваля. Но подтекст чувствовался: раз прогрессивное человечество осуждает Россию, вмешавшуюся во «внутренние дела» Грузии, значит, к ее представителям надо относиться соответственно. Правда, Мерабу Нинидзе, сыгравшему главную роль Даниила Покровского в «Бумажном солдате», провокационных вопросов не задавали. Возможно, потому, что он отвечал по-английски, да и живет давно в Вене.

Триумф ветерана

В официальной конкурсной программе 65-го Венецианского кинофестиваля участвовала 21 лента. Главную награду - «Золотого льва» - получил фильм «Борец» американца Дарена Аранофски, основанный на реальных событиях жизни и поединков знаменитого рестлера Рэнди Робинсона по прозвищу Таран. Его сыграл Микки Рурк, который вернулся на арену для решающего боя после перенесенного инфаркта.

Рурк - в костюме, трещавшем по швам на его могучем теле - безусловно стал героем церемонии закрытия. Когда фильм награждали, он вышел на сцену, едва не задушил в объятиях директора фестиваля Марко Мюллера и несколько минут занимал внимание зала под его громогласные аплодисменты, в то время как режиссер картины Аронофски скромно жался в стороне.

Триумф актера, бывшего секс-символом четверть века назад, а потом потерявшего форму, прошедшего через разного рода зависимости и откатившегося на периферию кинопроцесса, стал главной темой обсуждения на прощальном приеме. Для полного ощущения ветеранского come-back не хватало только партнерши Рурка по фильму «Девять с половиной недель» Ким Бэйсингер, которая сыграла выразительный эпизод в конкурсном фильме «Горящая равнина», но сама до Венеции так и не добралась.

Подробности

Впервые в истории Венецианского кинофорума вести церемонии открытия и закрытия было доверено российской актрисе. Ею стала Ксения Раппопорт. В 2007 году главная роль в фильме Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» принесла ей престижнейшую кинематографическую награду - приз «Давид ди Донателло» и любовь итальянцев. 

Фото www.film.ru