«Эйр-Астана» против аэропорта Алматы
www.gazeta.kz
7 августа руководство авиакомпании выступило с обвинениями в адрес АО "Международный аэропорт Алматы".
- Некоторое время назад аэропорт объявил о введении новых тарифов на некоторые услуги, монопольно предоставляемые им авиакомпаниям. Предлагаемый средний уровень роста тарифов составляет 80%, что привело бы к дополнительным расходам авиакомпании в размере 30 млн тенге, - заявил президент авиакомпании ФОСТЕР.
Алматинский аэропорт и до этого ожидаемого повышения тарифов уже был одним из самых дорогих в мире. В июле 2008 года в других аэропортах Казахстана, кроме Алматы, тонна авиационного керосина стоила 969 евро, в аэропортах Европы - 1 394 евро, в Москве - 1 360, а в аэропорту Алматы - 1 243 евро. В августе цены в Европе снизились сразу на 44 евро, в Москве остались на прежнем уровне, по Казахстану в целом несколько подросли, зато в самом большом аэропорту страны подскочили на 132 евро! И это только цены на керосин, а есть еще целый ряд других, тоже очень недешевых, тарифов на услуги аэропорта.
- Все авиакомпании, летающие в Алматы, страдают от высоких тарифов. А в наибольшей степени - "Эйр Астана", главный клиент этого аэропорта. Мы категорически не согласны с политикой аэропорта и его действиями, которыми они пытаются заставить авиакомпанию дать согласие на повышение тарифов путем доставления неудобств нашим пассажирам, - подчеркнул г-н Фостер.
Руководство авиакомпании предлагает руководству аэропорта не только не вводить новых повышений тарифов, а, наоборот, снизить на 10% уже существующие. "Просим предпринять необходимые меры для дальнейшего повышения стоимостной эффективности и сосредоточиться на получении каких-либо дополнительных доходов путем развития неавиационной коммерческой деятельности", - говорится в письме руководства авиакомпании руководству аэропорта.
Это письмо отражает и ситуацию в авиационных перевозках в целом. Очень непростую. Вот факты из данного документа. Каждое повышение цен на нефть на 1 доллар за баррель означает увеличение общих топливных расходов авиакомпаний на 1,6 млрд долларов. За последние пять месяцев 2008 года в мире 24 авиакомпании вообще прекратили свою деятельность, либо находятся на грани банкротства.
"Множество других авиакомпаний ждет та же участь, если мы не объединим наши усилия для сокращения расходов", "мы обращаемся к вам с просьбой высказать свои идеи и предложения касательно того, как АО "Международный аэропорт Алматы" способен и готов оказать содействие авиационной индустрии", - отмечается в письме. Вместе с тем руководство авиакомпании выражает удивление тем, что правительство республики не может стимулировать аэропорт к снижению своих тарифов и "приведению своей политики в соответствие с международными стандартами", и что некоторые его услуги не регулируются со стороны антимонопольных ведомств.
На самом деле эта история ставит намного больше более широких вопросов. Например, о причинах столь дорогого авиационного керосина вообще на рынке Казахстана.
А от этого вопроса прямой "переход" к другому: почему страна, добывающая нефти намного больше собственных потребностей, имеющая нефтеперерабатывающую индустрию, не удовлетворяет полностью своих потребностей в этом виде топлива?
Или насколько удачно было, с маркетинговой точки зрения, просчитано в свое время (не такое уж давнее) строительство такого большого нового аэропорта на месте старого, сгоревшего? Может, можно было обойтись более скромными и экономичными формами? Ведь наверняка оппоненты авиакомпании будут говорить, что рост тарифов объективно вызван большими расходами на содержание аэропорта. Это - пример того, как вчерашние "недочеты" сегодня "вылезают" ростом цен.
Фото с сайта www.aviapages.ru
Материалы номера