Светопреставление продолжится в любой момент
Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz
Владимир КРИКУН, krikun@ng.kz
Жители Костанайской области оказались в заложниках частной энергосистемы
Расследование причин недавнего массового отключения подачи электроэнергии в Костанайскую область показало: государство, отдав всю энергетику в частную собственность, оказалось бессильным регулировать экономические отношения в этой сфере. В результате энергетики начали решать свои проблемы, применяя откровенный шантаж потребителей. Прекрасно понимая, какой материальный урон они наносят, производители электрической энергии решили дать прочувствовать ее пользователям свою значимость. Гарантий, что подобное не повторится, сегодня никто не дает. Где же выход?Еще час - и город был бы в фекалиях
Так ли уж опасно то, что произошло в Костанайском регионе 30 июля? Ведь подобные отключения были и раньше. И ничего. Выжили.
Что изменилось с тех пор? Готовя эту публикацию, мы пытались найти среди своих знакомых тех, кто в этот день серьезно пострадал. Одни сетовали на то, что холодильники «потекли», другие не смогли вовремя отправить факс, у третьих телевизор отключился «на самом интересном месте». Вроде бы ничего нового в этом нет, а потому может и беспокоиться особенно не надо? Увы. Поводов для тревоги больше чем достаточно.
- Такого отключения электроэнергии не было даже в трудные 90-е года, - рассказывает директор ГКП «Костанай Су» Игорь КИСЕЛЕВ. - Город сразу же оказался без воды. Прекращение подачи энергии даже на 20 секунд ведет к тому, что на восстановление режима в водопроводной сети нужно около трех часов, а на возобновление нормального процесса водоподготовки уходит 4-5 часов.
Особенно катастрофичным могло оказаться обесточивание станций перекачки в канализационной сети. По словам Киселева, в Костанае у половины из них остановка на час привела бы к выходу стоков на улицы города. Только после того как энергетикам рассказали о возможных последствиях, подачу электричества возобновили.
На тот момент телефоны в «Костанай Су» «раскалились» от непрерывных звонков из предприятий пищевой промышленности.
- Если бы у нас не было своих подкачивающих насосов, которыми взяли остатки воды из системы, мы бы сразу же остановились, - рассказывает главный инженер АО «Баян Сулу» Турсынбек ШАЯХМЕТОВ. - Перерыв водоснабжения был короткий. Иначе нарушилась бы технология, и наша продукция ушла бы в брак.
Кондитерская фабрика не пострадала еще и потому, что не была обесточена. В отличие от городского хлебозавода. Когда у пекарей отключили электричество, встал цех по производству тортов, отключилась электрическая печь, в которую незадолго до того поставили выпекаться булочки. В итоге, как рассказала НГ бухгалтер хлебозавода Надежда ПОЛЬСКАЯ, рабочим пришлось извлекать из печи полусырую продукцию. В это же время готовилось тесто для ночной выпечки хлеба и по причине нарушения технологического процесса закисли дрож;и. Около 3000 буханок ушли в брак. Та же участь постигла 500 кг теста.
Понесли потери и супермаркеты, имеющие кассовые аппараты, через которые производится расчет по штрих-кодам. Во многих аптеках цена препаратов заложена в компьютерах, и нам известны случаи, когда там во время отключения энергии не могли продать лекарства. А что творилось на городских перекрестках, где отключились светофоры? Хотя по информации дорожной полиции Костаная, особых ЧП в этот момент там не произошло (выручили регулировщики, выставленные на 10 перекрестках), нервы водители в эти часы помотали себе изрядно.
Самое неприятное, что никто не мог объяснить причину происходящего и как долго все это будет длиться. Люди звонили в редакцию «НГ», возмущались, что нигде не могут получить информацию, и наши сотрудники на собственном опыте убеждались в их правоте. Тем временем руководители служб сидели на совещании, выясняя причину происшедшего.
Не договорились
По данными управления энергетики и коммунального хозяйства областного акимата, 19 июля в организацию, которая снабжает потребителей Костанайской области электричеством, - ТОО «Костанайский энергоцентр» (КЭЦ) пришло уведомление. Экибастузская ГРЭС-1 будет поставлять энергию при условии, если ее станут покупать на 31% дороже. Продавать дешевле нет технической возможности.
Пока вопрос повышения платы рассматривался в КЭЦ и областными властями, регион «питался» в долг. Большая часть энергии - 50 МВт (потребность области - 87 МВт) - в течение 10 дней шла из сетей АО «KEGOC» - транспортировщика электроэнергии от электростанций к распределяющим организациям в регионах. Ее KEGOC получает не только от ГРЭС-1, но и от других станций. Из них 37 МВт поставлял по старой цене Экибастуз. По прошествии 10 дней регион «ограничили».
- Это уже KEGOC ограничил Костанайский энергоцентр, - сообщила «НГ» начальник отдела энергетики управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области Светлана ШУБИНА. - Давать из системы постоянно они не могут, а ТОО «КЭЦ» задолжало магистральным сетям 12 млн киловатт-часов. Те, в свою очередь, вернуть эти киловатт-часы в систему не могли, потому что не договорились с Экибастузом по цене. Поэтому ГРЭС-1 и не давала требуемой нагрузки. На область осталось 37 мегаватт, и этого не хватило.
В результате были обесточены Камыстинский, Карасуский, Сарыкольский, Житикаринский, Денисовский, Алтынсаринский районы, часть Костанайского района и половина Костаная. По данным управляющего директора по экономике и финансам ТОО «КЭЦ» Людмилы БЕЛОМЕСТНОВОЙ, без света все эти районы находились в течение 5 часов. Она подтвердила, что проблема возникла из-за нерешенности вопроса по цене.
- По бумагам подачу энергии в наш адрес ограничила станция. Но фактически эта электроэнергия поступала к нам «из системы» в основном с этой же станции. KEGOC в течение 10 дней питал нас энергией, а мы все это время пытались решить вопрос. Власти были поставлены в известность, но решили продолжить получение необходимых киловатт «из системы». Станция настаивает на своем, и они официально сообщили, что если цена будет повышена, они могут поставлять в область полный объем, - заявила Беломестнова.
Попытку повысить цену энергии на 49% Экибастуз предпринимал еще в начале 2008 года, но тогда вмешалось правительство. Дабы не вызвать резкого роста цен, очередного витка инфляции и усиления социальной напряженности. В итоге ТОО «КЭЦ» все же заключило с Экибастузом договор по относительно невысокой цене с ростом стоимости покупки на 14 %.
С 1 августа АО «KEGOC» повысило тариф на транспортировку энергии по своим сетям на 9,3%. В связи с этим ТОО «КЭЦ» тоже подавало заявку на повышение тарифа в местный филиал Агентства по регулированию естественных монополий. Заявку отклонили. Энергетики и чиновники говорят, что самостоятельно утвердить новый тариф с учетом запросов Экибастуза местные антимонопольщики не могут. Руководству Костанайского энергоцентра было сказано, что «с негарантированным объемом поставки существуют предложения и с более низкими ценами». Именно это и стало причиной разногласий с ГРЭС-1.
- С 1 августа с учетом роста тарифа по сетям KEGOC тариф ТОО «КЭЦ» составил 7,5371 тенге за кВт/час, - заявила Людмила Беломестнова. - А если мы ставим цену, которую желает станция, то наш тариф для конечного потребителя составит ориентировочно более 8 тенге за кВт/час. Получается рост 15%, это и есть цена вопроса. Мы находимся между потребителем и всей этой цепочкой энергетики. И делать крайними нас неправильно. Скорей всего решение «отключить рубильник» было принято в Экибастузе. Идет просто давление со стороны станции. У них в руках есть рычаг давления, и они им пользуются.
Так же считают в управлении энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области.
От приватизации к национализации?
Энергосистема Казахстана, переданная в частные руки, по замыслу инициаторов приватизации, в условиях свободных рыночных отношений должна была успешно функционировать. Однако не сложилось. Да и не могло. Ведь еще в ходе приватизации многие специалисты предупреждали, что в экономике слишком многое завязано на цене электроэнергии, а значит политические соображения еще долго будут сдерживать экономический интерес энергетиков. Что и произошло. Сегодня образовались ценовые ножницы между стоимостью электроэнергии у ее производителей и тарифами, по которым она продается распределительными сетями потребителям. Реальность такова, что они не могут согласовываться на основе рыночных отношений. В дело вмешиваются власти, разные уровни управления которой тоже могут расходиться в интересах. И вот случается так, что пока они все между собой договариваются, у простых граждан «текут» холодильники, а улицы города в любой момент может залить канализационными стоками.
В чем выход? За ущерб, который наносится такого рода отключениями, виновных нужно привлекать к ответственности. Однако, судя по оценке причин случившегося 30 июля, добраться до них будет не- легко. Радикально решить проблему помогло бы строительство в области новых электростанций. Региональная программа «Энергоэффективность Костанайской области на 2008-2015 годы» это предусматривает. Однако на данные цели нужно несколько миллиардов тенге, и большую их часть должны выделить из республиканского бюджета. На что особой надежды нет. К тому же на все уйдет не один год. А сейчас? Резко поднять тариф, идя на поводу хозяев электростанций? Но тогда ценообразование у них должно контролироваться государством. Чего тоже нет. Или все же опять вернуть все в государственную собственность? Это было бы очень радикально, а потому нужно соответствующее политическое решение. А оно зависит от тех, у кого сегодня власть.
Получается так, что возможность выхода из создавшейся ситуации есть, однако на все нужны либо деньги, либо политическая воля. Те люди, которые этим располагают, в процесс пока не вмешиваются, потому и те, кто в нем «варится», гарантий никаких дать не могут.
ОПРОС
Кто должен нести ответственность за перебои в подаче электроэнергии?
Людмила БЕЛОМЕСТНОВА, управляющий директор по экономике и финансам ТОО «КЭЦ»:
- Юридически ответственность несет ТОО «КЭЦ», потребитель не знает ни власть, ни станции, ни KEGOC. Его это не интересует. Он знает только нас. Но, с другой стороны, решить вопросы ценовой политики ТОО «КЭЦ» не в состоянии. Мы не можем диктовать станциям условия. У нас идет государственная политика сдерживания инфляции. Мы не в состоянии покупать энергию по 3 тенге, а продавать по 2 тенге. Это противоречит законам экономики. Не ТОО «КЭЦ» виновато, наше предприятие - заложник ситуации.
Игорь КИСЕЛЕВ, директор ГКП «Костанай Су»:
- По договору, заключенному между нашим предприятием и поставщиком электроэнергии, отключения объектов водоснабжения возможны только по форс-мажорным обстоятельствам. Кто конкретно виноват за отключения электроэнергии 30 июля, мне пока не очень ясно, но эта организация, конечно же, должна отвечать за материальный ущерб, который был нанесен ими в результате этих действий. Судебные тяжбы в таких случаях отнимают много сил и средств, и я не уверен, что кто-то предъявит энергетикам иск на компенсацию ущерба. Хотя такой разговор в акимате, насколько я знаю, был.
Рашид МАХМУТОВ, председатель президиума Костанайской областной коллегии адвокатов:
- Ответ на этот вопрос должен быть в договоре между потребителем и поставщиком электроэнергии. Если там нет этого пункта, зачем такой договор подписывать. На мой взгляд, эта ответственность должна быть записана за той организацией, которая поставляет энергию потребителю. Я бы даже посоветовал потребителям предусмотреть в договоре возможность компенсации за нанесенный ущерб по причине отключения во внесудебном порядке. А если в таком случае они вынуждены будут обращаться в суд, то требовать от виновника не только компенсацию за ущерб, но и пеню за ее несвоевременную оплату. Что же касается случаев, когда в отключении виновата другая организация, то пусть с ней разбирается поставщик, а не потребитель.
Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь Костанайского областного филиала Компартии Казахстана:
- В регионах всему головой должен быть акимат, поэтому он и должен следить за работой всех жизненно важных сфер. Я не понимаю местных чиновников, когда они разводят руками: мы ничего сделать не можем, потому что это частный бизнес. От поставок электроэнергии зависит положение в экономике, а власть нам говорит, что она не может на это влиять. Тогда верните предприятия энергетики в государственную собственность - и таких отключений не будет.
Виктор ШЕСТАКОВ, главный специалист - региональный инспектор Комитета по госнадзору Минэнерго РК:
- Отвечать должен только поставщик. В соответствии с договором, который он заключил с потребителем. Даже если отключение энергии произошло из-за технической аварии, к которой поставщик не имеет никакого отношения. Потребитель не должен в таких случаях искать виновного. С ним должен рассчитываться поставщик, а уж тот пусть предъявляет претензии к виновнику аварии.
Фото Анатолия КОЛОКОЛОВА
Материалы номера