Как избегать цейтнота
- Я не умею говорить «нет». И это мне здорово мешает. Я не могу отказать даже собственной жене, когда она просит меня сходить с ней погулять.
- А какие основания у вас были, чтобы отказать жене?
- На работе аврал, проверка, пришлось взять работу на дом. Пошли гулять, в результате сидел за бумагами всю ночь, на работу пошел не выспавшись. И если б это единичный случай, а то так всегда получается. Недавно коллега попросил выступить за него на семинаре. Он в последний момент почувствовал себя неуверенно. И я заменил его, а домой в это время приходил мастер чинить духовку в плите и никого не застал. Получается, я все время что-то должен, ничего не успеваю. Жить в суете устал, а прекратить постоянный цейтнот не могу.
- Мне кажется, вам нужно научиться расставлять приоритеты в делах. Это первый шаг к тому, чтобы прекратить поток мелких дел, в котором вы захлебываетесь. В ситуации, когда вы взяли работу на дом, это дело, наверняка, было важнее для вас и вашей карьеры, чем прогулка. Вы пытались это объяснить жене?
- Нет, не хотелось ее обидеть.
- И напрасно. Если бы вы имели привычку объяснять окружающим причины, по которым вы не можете исполнить их просьбу, никаких обид бы, скорее всего, и не возникло. В частности, жена умела бы понимать вашу ситуацию и в данном случае сходила бы погулять сама или с подругой. Ричард Р. Кови предлагает делить дела на четыре категории: важные срочные (например, в квартире прорвало батарею, дело не терпит отлагательства), важные несрочные (через месяц нужно сдавать годовой отчет), не важные срочные (звонит телефон - вы нужного звонка не ждете, но ответить нужно) и не важные, несрочные (давно не видели приятеля, надо бы в принципе навестить). Успешные люди живут, ориентируясь в основном на дела второй категории: важные, несрочные. Это позволяет им выполнять задачи до того, как они переходят в разряд не терпящих отлагательства, и избегать цейтнота. Ваша ситуация с женой, скорее всего, относится к категории не важных несрочных дел. Кстати, а плиту вы отремонтировали?
- Нет, мастер теперь только через неделю сможет прийти. Жена ругается, духовка-то месяц не работает.
- А что для вас было важнее - прикрыть коллегу или отремонтировать газплиту?
-Ну... наверное, если объективно, плита важнее.
- А зачем соглашались заменить товарища по работе?
- Не хотел портить отношения.
- А вот тут кроется еще один аспект вашей проблемы: из лучших побуждений вы пытаетесь быть хорошим для всех. А это невозможно. Простой пример - судья, выносящий справедливый приговор, с точки зрения подсудимого - плохой человек, а для потерпевшего - воплощение добра. Если вы выставили свои приоритеты, не бойтесь им следовать. Ваша жизнь станет более упорядоченной и не только: вам легче будет сказать «нет», и окружающие станут относиться к вам с большим уважением. Умение обоснованно говорить «нет» является обязательным признаком сильного характера.
И научитесь брать на себя столько, сколько реально сможете выполнить. Только это может освободить от цейтнота и бесконечной малопродуктивной суеты.
Материалы номера