Вопрос на миллион: как мошенники зарабатывают на фальшивых розыгрышах и опросах
В Сети нередко можно встретить приглашения пройти опрос и получить за это деньги или принять участие в розыгрыше ценных призов от известной компании. И во многих случаях это дело рук мошенников. Рассказываем, как работают подобные схемы.
Могут, но это бывает крайне редко. Как правило, платные опросы проводят знаменитые бренды для того, чтобы лучше изучить рынок.
Во-первых, в настоящих опросах не могут участвовать все без исключения. Их предлагают пройти лишь целевой аудитории бренда: подросткам, мамам, автовладельцам или другим категориям пользователей. Во-вторых, такие опросы проходят разово, а количество участников в них ограничено. В-третьих, объявления о таких опросах размещаются на официальных сайтах или страницах в социальных сетях. Приглашение не рассылают в виде сомнительных ссылок в мессенджерах.
Основных схем обмана пользователей две.
Первая – это фишинг. Опрос размещается на незащищенной онлайн-платформе. После того как пользователь ответил на все вопросы, его просят ввести данные банковской карты в специальные поля на сайте. Всю введенную в них информацию видит мошенник и получает таким образом полный доступ к банковскому счету.
Вторая схема выглядит следующим образом. Вам сообщают о крупной выплате, но для ее получения необходимо провести небольшой «идентификационный» платеж, чтобы система «распознала» карту. На самом же деле никакого выигрыша нет, и вы просто перевели деньги мошенникам.
Если объявление о розыгрыше размещено не на официальном сайте компании, от имени которой он проводится, то, скорее всего, это афера. Крупные бренды и предприятия сообщают об акциях и розыгрышах на своих официальных платформах и страницах в социальных сетях, а не рассылают объявления в мессенджерах через третьих лиц.
Косвенных признаков аферы может быть много: от небрежно сделанного сайта до орфографических ошибок в объявлении. Однако все они второстепенные. Главный признак — это просьба от организаторов «забронировать» выигранный вами ценный приз. Обычно это происходит так: вам сообщают, что вы выиграли нечто очень ценное. Скажем, автомобиль. После вам говорят, что доставить выигрыш вам смогут лишь после уплаты некоего налога, или пошлины, или вноса, или иного платежа, который, как правило, в разы меньше стоимости «выигранного» автомобиля. Ничего не подозревая, вы оплачиваете указанный «налог», а спустя некоторое время понимаете, что никакой автомобиль вы не выигрывали, а «налог» отправился прямиком в карманы мошенников. В настоящих же розыгрышах все налоги, если это необходимо, оплачивает организатор, а победитель никаких затрат не несет.
Надежнее всего отказаться от участия в сомнительных опросах и розыгрышах. Участие следует принимать лишь в тех акциях и мероприятиях, организаторы которых известны и объявляли о них напрямую, не посредством рассылок в мессенджерах.
Партнерский материал
Материалы номера