«Остановиться» и спуститься под землю
Алия ДЖАМАНКУЛОВА, ng@ng.kz
Зовет городской акимат, предлагая «размещение и обустройство собственными силами объектов малого бизнеса» на свободных автобусных остановках и в подземных переходах. Если первые, например, в центре Костаная, освоены даже слишком и порой забирают у пешеходов часть жизненного пространства, то переходы для бизнеса - совершенно не обжитой плацдарм.
В списке свободных территорий - 20 адресов. Назовем несколько: по улице Гагарина остановка «Козыбаева» по обе стороны проезжей части, сразу несколько остановок по ул. Карбышева - «7 микрорайон», «Лесоторговая база», «Горгаз», «31 магазин», «Карбышева». На половине из них для пассажиров нет никаких условий: либо вообще негде скрыться от дождя и ветра, либо укрытия сильно изувечены. В идеале на них должен встать, например, компактный магазинчик с примыкающим к нему павильоном для пассажиров. В целом это называют остановочный объект.
- Вы видели остановку на улице Гашека в районе глазной больницы? Вот это вариант обустройства и использования территории, который город устраивает, - приводит пример главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ, - совсем не обязательно, конечно, это будет продовольственный магазин. Возможно, предприниматель предпочтет там газеты продавать или какие-то услуги оказывать. Но принцип, стандарты должны быть примерно такими.
Кстати, чтобы все соответствовало стандартам, архитектура предварительно запросит у претендентов эскиз остановочного объекта. Торговля будет разрешена только упакованным товаром, и никакого спиртного на разлив.
Интерес города, а его, кроме отдела архитектуры, блюдет еще отдел ЖКХ, ясен и понятен. С предпринимательским интересом сложнее. Да, не освоенной бизнесом земли в Костанае все меньше, а остановка даже не в центре - это непрерывный людской поток, часть которого неминуемо в торговую точку завернет. Но земля будет отдаваться только в аренду без права выкупа. И если у города, честно предупредил Юнусов, возникнет, например, необходимость в расширении проезжей части, вас с насиженного места могут и попросить. В оговоренные законом сроки.
Такое вряд ли может случиться с подземными переходами, которых в Костанае три. Но они для бизнеса, как и для горожан, настоящая мертвая зона. Пустынные, нередко загаженные, считаются у народа местами неприютными и опасными. Власти надеются, что как только бизнес их обживет, а это практика подавляющего большинства городов, люди начнут переходами охотно пользоваться и по прямому назначению. Предприниматели, с которыми удалось обсудить вопрос, считают, что для них должны существовать какие-то льготы на аренду там места.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера