Пять потребностей ребенка
Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. У детей всех возрастов есть пять основных потребностей. Успешная реализация этих надобностей - краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка.
По книге Джеральд Ньюмарк «Как воспитать эмоционально
здоровых детей»
Потребность в уважении
Детям нужно, чтобы их ценили и видели в
них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по
собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых
личностей, обладающих собственной волей и желаниями.
Например, фразу «Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной
минутки» сказать так же легко, как и фразу «Прекрати меня дергать! Не видишь -
я занят?» Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти
фразы подействуют совершенно по-разному. Обычная вежливость способна порой
произвести сильнейшее впечатление.
Однажды я наблюдал за тем, как один мой друг беседовал со своим восьмилетним
сыном. Мальчик что-то увлеченно рассказывал отцу, но вдруг зазвонил телефон,
отец встал и, не сказав сыну ни слова, поднял трубку и завел долгий разговор.
Когда парнишка подошел к нему и попытался продолжить свой рассказ, отец
нахмурился и сделал ему замечание: «Веди себя вежливо! Ты что, не видишь - я
разговариваю!». Спрашивается, кто в данной ситуации вел себя невежливо? А что,
если бы, услышав телефонный звонок, отец сказал мальчику: «Извини, Бобби,
дай-ка узнаю, кто это звонит. Я сейчас вернусь». А если бы он сказал абоненту:
«Прошу прощения, я скоро перезвоню. Сейчас я разговариваю с сыном»? Это была бы
не просто дань уважению - подумайте только, какой значительной личностью
почувствовал бы себя мальчик.
Собственная значимость
Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу,
влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность
проявляется в самом нежном возрасте. Однажды я видел, как мать и дочь зашли в
лифт и женщина собралась нажать кнопку. «Нет, я, дай я!» - закричала малышка и
стала на цыпочки, пытаясь дотянуться повыше. Еще был случай, когда я пытался
помочь ребенку пристегнуть ремень безопасности: «Я сам все сделаю!» -
возмутился мальчик. Если дети не
чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских
проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность
«законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо
далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать
дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к
наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь
преступления.
Другая крайность - такие дети могут впасть в апатию, замкнуться в себе,
потерять интерес к жизни и желание к чему-либо стремиться, попасть в
зависимость от окружающих, стать полностью пассивными.
Потребность приятия
Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не
просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты
идеального сына или дочери. Это означает, что дети вправе иметь свои суждения,
свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства
не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять,
соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это
значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами, и что
эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать
и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. Если
детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может разувериться
в себе и замкнуться.
Вот описание того, как отец унизил своего девятилетнего сына: «Помню, как
обошелся со мной отец, когда я отказался
играть на пианино перед гостями. Он не попросил меня сыграть - он приказал. Я
ответил, что не хочу сейчас играть. Тогда он сказал: «Какое это имеет значение?
Думаешь, я могу позволить себе роскошь делать только то, что хочу?» Мы начали
спорить, и он при всех обозвал меня лентяем и упрямцем; я готов был сквозь
землю провалиться».
Чувствовать связь с окружающими
Детям
необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и
позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз
вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще
маленький, тебе еще рано». Если люди занимаются каким-то делом сообща, они
острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный
досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь
другим. Конечно, вовлечь детей во все дела невозможно. Но нужно стараться
делать это как можно чаще. Если же привлечь ребенка к тому делу, в котором он
хочет участвовать, невозможно, объясните ему причины - это тоже бывает весьма
полезно.
Работа - важная часть вашей жизни, и если
вы приобщите к ней ребенка, он сблизится с вами еще больше. Он узнает вас с
совершенно новой, неизвестной ему стороны. И когда с супругом или супругой вы
будете говорить о работе, он, возможно, заинтересуется разговором и даже
запомнит, как еще можно преодолевать трудности.
Потребность в безопасности
Защитить ребенка - означает создать стабильное, безопасное, спокойное и
внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и
оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней
заботой о его благополучии. Искусство обхождения с детьми - это, в том числе,
искусство балансировать между свободой и контролем. Вседозволенность порождает
тревогу, но если ограничений слишком много, то ребенок может совсем запутаться
и полностью выйти из-под контроля. Все это, конечно, нисколько не способствует
развитию самодисциплины и уверенности в себе.
Фото
Материалы номера