Стоп-кран большой проблемы

Виталий ХАЛЕВИН

Больше месяца жители сельского округа Босколь Карабалыкского района Костанайской области находятся между молотом и наковальней. Пока на межгосударственном уровне пытаются решить проблемы маленького села, его жители выходят на железную дорогу и отстаивают свои интересы с помощью кулаков.

Суть конфликта

Все дело в том, что в Босколе перестал останавливаться российский электровоз «Троицк-Карталы». Железнодорожная ветка принадлежит России, однако часть ее пролегает через территорию Казахстана, по которой, минуя все таможенные посты, беспрепятственно курсирует электричка. Жителей Босколя такое положение дел всегда устраивало. Днем они торговали в соседнем Троицке, который находится на территории России всего в 40 км от поселка, а вечером с прибылью возвращались домой. При пересечении границы не проходили таможенный досмотр и не заполняли кипу документов.

Легально въезжать на территорию России людям невыгодно. Таможенный пост «Каерак» находится в 150 км от Босколя, добраться до него можно только через Карабалык. Легальная дорога за границу селянам обходится в 2000 тенге. Это только в один конец. А билет на российский электровоз стоит 500 тенге на наши деньги. Однако незаконный въезд казахстанцев сотрудников российской пограничной службы не устраивал.

В электричку - с боем

«Баста», - сказали они, и в электричку казахстанцев пускать перестали. Но казахстанцы все-таки норовили кто просочиться, а кто и прорваться. Жители села настроены решительно. Если до 16 февраля власти не сумеют разрешить их проблемы, то они вновь выйдут на рельсы.

 

- Парни, что посильнее, сами открывали двери в вагон, - рассказывала жительница Босколя Наталья Пономарева. - А их оттуда просто выпинывали российские пограничники. Случалось, тех наших, кто возвращался из Троицка и не хотел вылезать раньше нашей железнодорожной станции, российские контролеры насильно высаживали в безлюдной степи.

Не смогла на казахстанской станции выйти и российская родственница боскольчанки Ольги Баулбековой. Женщину высадили в 20 км от Босколя на российской станции Саламат. В итоге она вынуждена была не один час идти пешком по рельсам. Эта же участь постигла и Николая Ильинского, который не один год проработал на российской железной дороге. Марш-бросок на здоровье пожилого мужчины отразился не лучшим образом. На встрече с акимом области, по словам той же Пономаревой, Николай Ильинский расплакался. Он говорил, что с ним так жестоко еще никто не поступал.

Мириться с таким положением дел никто не собирался. Озлобленные люди вышли на рельсы.

Митингующих было 30 человек. В основном это были матери детей, которые учатся в российских вузах. Электровоз перед митингующими простоял 40 минут. По словам Пономаревой, несанкционированный митинг пытались разогнать полицейские:

- Они говорили женщинам, что если те не освободят путь, их посадят. - Матерям вы рот все равно не заткнете, - звучало в ответ.

Граница есть граница

Скандальный митинг дал некоторые результаты. После него жителей Босколя пригласили в Троицк. С ними вели долгую беседу сотрудники ФСБ, милиции, таможни и работники железной дороги. В конце встречи было принято решение в электричку пропускать только студентов. Их в сельском округе 150 человек. Аким округа российским пограничникам передал список с фамилиями. На его основании был составлен специальный договор, который действителен до 16 февраля 2007 года.

Как сообщил «НГ» заместитель начальника отдела железной дороги станции Карталы Александр УШАКОВ, если бы на территории сельского округа был упрощенный пункт таможенного контроля, то электровоз был бы доступен, как и раньше, для всех сельских жителей. Но казахстанская сторона не торопится его открывать.

- Жители села занимались контрабандой, - отметил в телефонном разговоре с корреспондентом «НГ» Ушаков. - Пограничники не раз обращались к нам с просьбой остановить незаконный въезд казахстанцев на территорию России.

Россияне долго не решались запретить в Босколе остановку электровоза. Но закон есть закон. И остановку на станции Бускуль (в отличие от сельского округа она называется так) 4 декабря все-таки отменили.

По словам акима села Босколь Бахытжана ХАПАРОВА, возмущение людей понять можно. Село находится вдали от райцентра, тем более Костаная. И если летом добраться до крупных населенных пунктов еще можно, то зимой из-за плохой дороги и снежных заносов это сделать практически невозможно.

- Жители напрямую зависят от этой железной дороги, - считает аким округа, - мясо, яйца, молоко со своих подворий они возили продавать в Троицк. С отменой остановки они лишились основного заработка.

Чтобы хоть как-то утихомирить селян, было принято решение создать инициативную группу, которая разослала письменные обращения от имени боскольцев главам двух государств и депутатам казахстанского Парламента.

По словам сенатора Евгения АМАНА, обращение жителей Босколя он получил.

- Их вопрос будет рассматривать межгосударственный совет, который периодически собирается для решения подобного рода проблем. Остановка поездов и перемещение граждан Казахстана через границу без таможенного оформления и пограничного контроля невозможны. Тут россияне абсолютно правы.

Создание пропускного пункта в Босколе - это выход, но он требует огромных финансовых затрат. Вопрос их выделения из бюджета, по словам депутата, будет рассмотрен.

В свою очередь, жители села настроены решительно. Если до 16 февраля власти не сумеют разрешить их проблемы, они вновь намерены выйти на рельсы.