Поддержка, которая не стоит ничего
Алия ДЖАМАНКУЛОВА
В принципе, это почти стандарт для такого рода документов. Например, мероприятия по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития области тоже за редчайшим исключением «стоимостного выражения» не имеют.
Какие, в самом деле, могут быть расценки на «продолжение работы по созданию и дальнейшему развитию в области молочного кластера» или на «участие в проводимых региональных конференциях по последствиям вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию»? (Надо же, до вступления в ВТО, как до неба, а мы планируем регулярное обсуждение последствий).
Есть железное правило: невозможно оценить то, что нельзя хоть каким-то образом измерить. Не деньгами, так в других единицах. Раз продолжение, содействие и всяческая активизация денежному измерению не поддаются, попробуем подойти с других позиций. Вот пункт той же программы - «разработать региональный план информационной работы на 2006 - 2008 годы по освещению хода реализации Стратегии... в региональных СМИ». Оказывается, это должно было быть сделано ещё в 3-4 кварталах 2006 года, а информация об этом отправлена в Министерство индустрии и торговли. Туда, может, и отправлена. Исполнителям - нет. В «НГ», например, которая исправно в каждом номере пишет о проблемах костанайского бизнеса, таковой план в глаза не видели. Может, он реализуется только в газетах, отрабатывающих госзаказ? Но ведь в графах плана мероприятий «предполагаемые расходы» и «источники финансирования» чёрным по белому написано «не требуется».
Вообще роль прессы в программах развития велика и расписана. Кто б только прессу об этом ставил в известность.
Ещё открытие прошлого года. Оказывается, в ходе его департамент предпринимательства и промышленности вкупе с контрольно-надзорными органами ежеквартально проводил акцию «Информированность» в «форме статей», а также постоянно консультировал предпринимателей, опять же через СМИ, по вопросам законодательства, затрагивающего их интересы. Где они эти консультации по инициативе, подчеркиваю, госорганов, которые обязались их давать согласно ими же разработанной программе? Чтобы сами позвонили и сказали, дескать, в закон о микрокредитных организациях внесены существенные изменения, по-нашему мнению, следует известить об этом предпринимателей, мы готовы прокомментировать... Ничего подобного. Хотя пункт «развивать сеть микрокредитных организаций для кредитования субъектов малого предпринимательства в районах области» под номером 12 в плане мероприятий имеется. Число МКО на селе, правда, при этом растёт страшно медленно, и сегодня в отношении государства к ним нет ничего такого, что обещало бы радикальное изменение ситуации.
Ещё один пункт плана мероприятий по реализации программы поддержки малого бизнеса не может не обратить на себя внимание - «проводить мониторинг развития малого бизнеса для оценки деятельности акимов городов и районов области». Денег не требуется. Форма исполнения - рейтинг акимов. Этот момент отражён и в самой программе. В том её варианте, который был дополнен на последней сессии. Большая часть изменений, кстати, была внесена просто в виде новых редакций, включающих ссылку на принятый в прошлом году закон о частном предпринимательстве. А интересующий нас текст читается так: «С целью отслеживания условий и показателей функционирования субъектов малого бизнеса, а также сопутствующих изменений делового климата в соответствующем регионе области ежемесячно проводится мониторинг развития малого предпринимательства. По итогам данного мониторинга составляется рейтинг акимов... согласно постановлению акимата Костанайской области от 20 октября 2006 года №358 «Об образовании межведомственной комиссии по вопросам рейтинговой оценки деятельности местных исполнительных органов».
Итак, есть всё. Программа, план мероприятий по реализации, нормативный документ. А рейтинг где? Готовы публиковать регулярно.
Материалы номера