Что такое аутсорсинг
Галина КАТКОВА
- Татьяна, вести чужие денежные дела - это тоже бизнес?
- Да, это услуга, которая называется аутсорсинг или внешняя бухгалтерия. Воспользоваться ею - значит передать ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней организации.
- И насколько востребована эта услуга?
- Сейчас к аутсорсерам обращается приблизительно 3% всех казахстанских фирм. Всего два года назад компаний, практикующих внешнюю бухгалтерию, было менее 1%. Так что динамика положительная. Правда, в разрезе регионов эти показатели сильно отличаются. Так, например, в Алматы, Шымкенте эти услуги довольно распространены.
- А у нас?
- Точной статистики нет. Но в Костанае такого рода услуги сейчас оказывают 5 фирм. Есть, по-моему, и в Рудном.
- Считается, что эта услуга предназначена для начинающих свое дело. С одной стороны, для них иногда заполнение налоговой декларации - большая проблема, с другой - люди в пору становления бизнеса стараются экономить каждую копейку.
- Во-первых, аутсорсинг - это реальная экономия на расходах. Могу вам сообщить, что содержание бухгалтерского отдела, состоящего из одного специалиста, составляет сегодня в Костанае примерно 50 000 тенге в месяц. И это без первоначальных вложений: компьютер, мебель, пакет 1 С (порядка 250 000 тенге). Как правило, услуги бухгалтерской фирмы обходятся дешевле. Причём, если уж мы заговорили о начинающих предпринимателях, то чем меньше документооборот, тем меньше это стоит. Во-вторых, вы не совсем правы, когда говорите, что аутсорсинг ориентирован именно на тех, кто только-только открывает своё дело. Внешняя бухгалтерия удобна и тем, у кого бизнес очень мобильный и кому просто некогда возиться с многочисленными финансовыми документами и бланками отчётности.
Аутсорсинг эффективен ещё и при реализации инвестиционных проектов, когда инвестор и управляющий - не одно и то же лицо. В этом случае проще обеспечить независимость учёта и ввести механизмы контроля над освоением инвестиций. Скажем, компания вкладывает средства в возведение торгового центра. Заказчик не всегда может вести учет самостоятельно, так как нужно привлекать специалистов, которые разбираются в строительстве. У исполнителя есть такие кадры, однако нередко заказчик не доверяет ему, поскольку сомневается в объективности и точности информации. Поэтому инвестор и привлекает независимых бухгалтеров.
Ещё одна ситуация, наверняка знакомая многим предпринимателям. Подошло время сдачи баланса, а главный бухгалтер, заболел, а то и уволился прямо накануне. У вас нет времени на поиски нового специалиста, и обращение к бухгалтерской фирме - отличный выход из затруднительного положения.
- Татьяна, честно говоря, практика показывает, что в таких форс-мажорных обстоятельствах многие скорее обратятся к бухгалтерам-надомникам. Их находят , как правило, по рекомендациям. Этот теневой бизнес в Костанае весьма популярен.
- Не могу ничего сказать о качестве такого рода услуг. Но если ваш, как вы выразились, надомник, ошибётся, то перед налоговой отвечать будете вы. А вот с бухгалтерской фирмой вы заключите договор, в котором будет пункт, оговаривающий ответственность за правильность ведения вашего бухгалтерского и налогового учёта.
- А если проверка из налоговой?
- Она будет проходить там, где ведётся ваша бухгалтерия, то есть в бухгалтерской фирме.
- Щепетильный момент: открывать все финансовые тайны своего бизнеса сторонней организации - это как-то не по-нашему.
- Да, гарантия конфиденциальности - это существенный момент. Но если в договоре с бухгалтерской фирмой его можно оговорить и закрепить, то ничего подобного нельзя добиться, работая с бухгалтером, осуществляющим свою деятельность на дому.
Материалы номера