Реформа госуправления
Евгений ШИБАРШИН
Судя по мерам, на которые делается основная ставка, главным бичом реформаторы считают непрофессионализм госслужащих. Ну, что ж, вариант этот беспроигрышный. У нас в какую отрасль ни ткни, такого «добра» везде хватает. Вот только вытащит ли данное звено всю цепочку из управленческого кризиса? Ведь преобразования в этой сфере, запланированные на ближайшее время, уже не раз в Казахстане проводились. Были у нас и повышения зарплаты чиновникам, и неоднократные сокращения штатов чиновничьих аппаратов, не обделены мы и различными реорганизациями госструктур. И что же? А ничего! Вот решили попробовать ещё раз... Получится ли?
Наверное, что-то положительное очередные реформы в нашу жизнь внесут. Тем более, что сама она на месте не стоит, появилось новое поколение, в рядах которого много талантливой молодёжи, ищущей применения своей кипучей энергии. И, возможно, именно для этой части нашего общества предполагаемые изменения придутся ко двору.
Но есть тут одна немаловажная деталь. Какой человеческий тип сегодня востребован структурами государственного управления? Как раз об этом пока никто не говорит. А ведь он постоянно воспроизводится существующим типом власти. Если в этой сфере процветают деляческие отношения, мздоимство - жди прихода туда людей пронырливых и без всяких признаков совести, если там царствует обстановка бездумного исполнения воли начальства, то и соответствующий комплект серых, безликих личностей, неспособных при решении нестандартных ситуаций взять ответственность на себя, там тоже будет обеспечен. Как все это отражается на обществе? Не лучшим образом. Люди если и соглашаются на существование структур, стоящих над ними, то лишь в том случае, когда видят в этом необходимость для себя. Но если они туда обращаются и не могут решить ни один свой вопрос так, как это предписано существующими в государстве законами, то в их головах невольно рождается вопрос: а нужна ли нам такая власть?
В нашем случае получается так, что люди, от которых зависит принятие важных для общества решений, вроде бы уже слышат этот вопрос и что-то предполагают изменить. Но понимают ли они, что одним повышением зарплаты, более чётким распределением функций между структурами проблему не решить? В Казахстане нужно менять и сложившийся тип отношений, который диктовался до сих пор авторитарным типом власти. Речь идёт не о культивировании анархического отношения к исполнительской дисциплине - без неё управление вообще невозможно. Мы должны позаботиться о системе принятия коллективных решений. Не забывая, впрочем, и об индивидуальной ответственности за действия конкретных людей. Время, когда в «бой» по преодолению экономического кризиса нужно было идти, руководствуясь лишь мнением самого мудрого, дальше всех видящего лидера, уже прошло. Но мы слишком медленно переходим к расширению прав людей инициативных и ничего до сих пор не сделали для повышения ответственности тех, кто принимает ошибочные решения.
Ситуация в сфере государственного управления Казахстана сейчас такова, что там накопилось излишнее количество людей, предпочитающих свою инициативу не проявлять, а тупо исполнять указания старших по должности товарищей. Большинство же творчески относящихся к своему делу спецов невольно вытолкнуты в оппозицию. Если дело так пойдёт и дальше, то где гарантия, что и теперешняя оппозиция, прийдя к власти, не будет аналогично поступать с сегодняшними руководителями? Вырваться из этого замкнутого круга будет нелегко. Реально разрешить данную проблему может только формирование всех органов госуправления со свободным участием всех слоёв общества. Или их представителей.
Материалы номера