Коэффициент полезности ремонта
Владимир КРИКУН, krikun@ng.kz,
Станислав НАМ, nam@ng.kz,
Николай СОЛОВЬЕВ, photo@ng.kz
Костанайские дороги снова проходят испытание капитальным ремонтом и реконструкцией. На это в 2008-м году выделено около 1,5 млрд государственных тенге. Изменяются маршруты автобусов, сметы и сроки, создаются дорожные пробки, пыль и грязь, перекрываются улицы. Что нам обещают и что мы уже получили - об этом наш специальный репортаж.
Однозначно - как к саммиту...
Перекрёсток улиц Баймагамбетова-Чернышевского. Участок до улицы Рудненской должны были начать ремонтировать с 1 апреля. 11 июля. Дорога перекрыта, асфальта на ней нет. Перекопан перекресток с улицей Садовой. Говорят - меняют газовую трубу. Рабочие буркают, что прораб «где-то здесь», советуют поискать белый «Ниссан». Иномарки не видно, но дальше по улице стоит вагончик и экскаватор. Табличка на времянке гласит, что работы ведет ТОО «АБЗ плюс», срок сдачи всего отрезка ремонтируемой улицы - от Баймагамбетова до Карбышева - август 2008 года. Тем временем на место подъезжает строительное начальство. Интересуемся, не было ли задержек в работе?
- Была задержка в подготовке проектной документации, - сообщил корреспондентам исполняющий обязанности главного инженера ТОО «АБЗ плюс» Владимир МЯГЧЕНКО. - Но на сроках это не отразилось. Работали без проекта, да и в самом проекте постоянно какие-то корректировки возникали.
Мы поинтересовались, предусмотрено ли проектом строительство ливневой канализации, о необходимости которой так много говорила общественность? Заверили: на Чернышевского «ливневка» будет. ТОО «АБЗ плюс», по словам Мягченко, кроме этой улицы ремонтирует еще и Алтынсарина на отрезке между улицами Победы и Тарана.
- В сроки вроде укладываемся, - заявил Владимир Мягченко. - Через пару дней должны открыть для движения участок Победы-Пушкина. Должны уложиться и на остальных объектах.
Совсем рядом должна быть реконструирована улица Хакимжановой. На первый взгляд это место напоминает склад щебеночного карьера после вскрышных работ: повсюду огромные кучи щебня, асфальт снят. Вдоль улицы идет длинная глубокая траншея. Работники объяснили, что непосредственно ремонт дороги начнется после того, как они протянут новые трубы холодного водоснабжения. Как указывалось ранее в официальных документах, ремонт Хакимжановой от Баймагамбетова до Абая должны были закончить 15 мая. Даже если учесть, что работы начались с месячным опозданием, сроки вышли. Движение закрыто. 15 июля городской маслихат выделил на ремонт этой улицы дополнительно 44 млн тенге - эта сумма должна покрыть расходы на дополнительные дорожные работы после пересмотра плана капитального ремонта.
Вместо лога - новая дорога
Самые масштабные работы дорожники развернули в Наримановке, там, где улица Казахская плавно переходит в Каирбекова. На месте - горы грунта, которым засыпают лог, снесено несколько частных домов. Здесь будет построен еще один участок объездной автодороги, который соединит окраину с центром Костаная. Окончательно традиционная свалка отходов частного сектора будет засыпана после того, как на дне лога смонтируют трубопровод, по которому вода будет стекать в реку. Пока вода откачивается насосом и стекает в канализацию на этой же улице.
- Мы засыплем лог грунтом, песком, щебнем и черным щебнем, поверх этих слоев будет проложена дорога, - рассказывает дорожный мастер подрядчика ТОО «Казсевавтодор» Абдулмажит МЫРЗАБАЕВ.
Возле экскаватора дежурят подростки. Артур и Артём ждут, когда из-под земли покажется какая-нибудь железяка: ее можно будет сдать и немного заработать.
Даешь 45 км в год!
Аким области Сергей Кулагин на заседании сессии облмаслихата поделился с депутатами планами на будущее городских дорог. По мнению главы региона, объем ремонта нужно увеличить более чем в 2 раза.
- Вы вспомните, - заявил Кулагин депутатам, - несколько лет назад мы ремонтировали 3 км дорог, сейчас вышли на 21 км. А надо ремонтировать 45 км.
По данным Кулагина, общая протяженность дорог в Костанае - 475 км. Рассуждая логически, такими темпами лет за 12-15 можно будет капитально отремонтировать все городские дороги. Какой ценой? Даже при нынешних темпах одновременное закрытие нескольких улиц приводит к огромным проблемам для населения. На дорогах - заторы, общественный транспорт замысловато меняет маршруты. Попасть из пункта А в пункт Б становится затруднительно. Водитель такси Еркеблан МУХАНЖАНОВ говорит, что ездить стало накладно. Бензин «вырос», дороги перекопали, стоимость проезда не выросла.
- Цена по центру, например, у нас одна. А чтобы заехать за клиентом или доехать до нужного адреса, приходится такие круги по городу выписывать! Тратим и время, и деньги. Еще нужно учесть, что на открытых улицах ездить очень сложно, настолько много машин.
Ремонт улицы Дощанова. Не открыв один участок, дорожники сняли асфальт на перекрестке с улицей Майлина. В сухом остатке: автобусы №№20 и 27 изменили маршрут движения, их водители говорят о том, что потеряли пассажиров и в смету расходов вписали дополнительные 30 л дизельного топлива. Из-за возросшей транспортной нагрузки улица Чехова периодически «встает» всеми своими четырьмя рядами. Пример не единичен.
В пресс-службе ДВД «НГ» сообщили, что графики ремонта дорог обязательно согласуются с дорожной полицией. Что касается трафика, то кроме светофоров движение на перекрестках регулируют инспекторы отдельного батальона дорожной полиции. 11 июля дорожных полицейских на этом участке мы не увидели.
Каменный цветок
Что преследует капитальный ремонт улиц кроме восстановления дорожного покрытия? Где-то появляется «ливневка», проезжая часть расширяется (за счет газонов). Газоны, кстати, являются одним из источников грязи на дорогах. Земля расположена выше бордюров, и в итоге попадает на проезжую часть. В нескольких местах корреспондентам «НГ» удалось увидеть, из чего состоит газонная почва. На улице Маяковского после ремонта газончики засыпали строительным мусором. Среди камней растет только бурьян. Супруги Игорь и Надежда БЕЙНАРОВИЧ живут возле дороги. Говорят, строители обещали привезти земли, посадить цветы и деревья.
- Только что тут вырастет? Тут же сплошной мусор, щебенка, бетоном заливали бордюр. Это все надо выкапывать и нормальную землю насыпать, - возмущаются пенсионеры. - Вдоль дороги везде так. Тонким слоем земли засыпают мусор, и все.
Тем временем, по мнению начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александра МАКЛЮКА, загрязнение дорог происходит от того, что во время субботников народ ссыпает на газон весь сметаемый мусор и песок, предназначенный для посыпки льда зимой. Может, так оно и есть, но только не в случае с улицей Маяковского.
Рецепт дорожного счастья?
Как утверждает Александр Маклюк, капитальный ремонт и реконструкция улиц идут по утвержденному плану и в соответствии со сроками выполнения. Но тогда, учитывая майское интервью того же Маклюка, промежуток Дощанова от улиц Чехова до Мауленова должен был сиять новой дорогой еще 1 июля. К этому же сроку надо было сдать отрезок улицы Чернышевского в границах улиц Карбышева и Строительной.
Костанаец Иван ФЕДОРЯК живет на улице Чернышевского с 1959 года и прекрасно помнит, как ее асфальтировали в первый раз. Было это не то в 1963, не то в 1964-м годах. И тоже ходили люди с нивелиром и что-то вымеряли, а после укладки асфальта пошли дожди, и улица утонула в лужах.
- И вот в один из таких дней тут появилась милиция, все оцепили, а нам сказали: Кунаев проезжать будет. Мы видели кортеж, но кто там сидел - не знаем. Машины проехали как раз посередине большой лужи. Примерно через две недели на нашей улице вновь появились дорожные рабочие, которые засыпали дорогу щебнем, песком и снова заасфальтировали.
Интересно, по каким дорогам и кого надо провезти, чтобы они были отремонтированы на следующий год? А для полноты счастья и соблюдения строительных стандартов, этого «кого-то» надо еще попросить посадить цветы на заваленном бетоном придорожном газоне.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера