«Школа - это не баня и не парикмахерская»
Виталий ХАЛЕВИН
ЕНТ в Казахстане и ЕГЭ в России - реформа или эксперимент над детьми?
Регулярные технические сбои, некорректные вопросы и изменение шкалы перевода баллов в отметки за 2 дня до единого выпускного вечера доказали несостоятельность действующей методики сдачи единого национального тестирования (ЕНТ) в Казахстане. По аналогичному сценарию в этом году проходила сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Доктор педагогических наук, сотрудник Российской академии образования Елена БЕРЕЖНОВА считает, что сегодня ни в Казахстане, ни в России нет общей картины, которая подтвердила бы, что ЕНТ и ЕГЭ - лучшая форма аттестации выпускников школ.
Вырвали звено из цепи
- Елена Викторовна, какие цели преследовало введение ЕГЭ в России и ЕНТ в Казахстане? На ваш взгляд, были ли они достигнуты?
- Введение ЕГЭ в России предполагало разработку инструмента, позволяющего объективно оценить знания, полученные школьниками, и соотнести их с уровнем подготовки выпускников школ в других странах. Итоги ЕГЭ - основа для поступления в вуз. По замыслу эта реформа направлена на борьбу с коррупцией в сфере образования. Аналогичные цели преследовали и в Казахстане при внедрении ЕНТ. Намерения замечательные, но пока говорить о том, что они осуществлены, не приходится.
- Почему?
- ЕГЭ в России 8 лет назад вводился лишь в качестве эксперимента, который до сих пор не завершен. В России противники ЕГЭ готовы дойти чуть ли не до Конституционного суда, чтобы остановить его внедрение в систему образования. В Казахстане 4 года назад без всякого эксперимента было введено ЕНТ. Я присутствовала в Костанае на августовском совещании, когда представитель министерства объявила об этом. Директора школ области стали волноваться и задавать вопросы: «Как это будет проходить? Как готовить учащихся к этому испытанию?» Ответ был прост: до апреля далеко, ждите соответствующих распоряжений и инструкций. Отчасти поэтому даже через 4 года во время сдачи ЕНТ было много апелляций, большой процент которых был удовлетворен, а шкала оценок менялась по ходу итоговой аттестации выпускников. Все это также свидетельствует о далеко не идеальном состоянии контрольно-измерительного материала. Что касается коррупции, то она просто переместилась в другую нишу. Если раньше деньги вымогали в приемных комиссиях вузов, то теперь можно купить ключи от тестов и спокойно поступить.
- Но ведь чиновники при внедрении ЕНТ и ЕГЭ ориентировались на Европу. Они говорили, что благодаря тестированию мы сможем войти в мировой образовательный процесс. Разве это не так?
- Тестирование является одним из методов определения качества подготовки учащихся. Следует подчеркнуть - одним из многих, но не единственным. Нельзя вырвать одно звено из цепи и заявлять о полном изменении образования и его соответствии европейскому. Реформы должны быть системными. Мировой опыт показывает: если рационально определены границы и возможности применения тестирования, то бояться его не следует. Главное - не считать какой-либо метод единственно верным, панацеей от всех бед.
В погоне за рейтингом
- По словам костанайских чиновников, благодаря тестированию они могут оценивать качество образовательных услуг в школах. Как вы считаете, способно ли тестирование оценить работу конкретного преподавателя и насколько будет объективна такая оценка?
- Школа - это не баня и не парикмахерская. О каких услугах речь? Образование - благо, которое должно обеспечить государство своим гражданам. На результаты ЕГЭ влияет много факторов, и профессионализм учителя - только один из них. Но, видимо, вашему высшему руководству удобнее по одному показателю отчитываться о деньгах, вложенных в реформу образования. Вложил рубль - получил десять. В сфере образования так не бывает. Показателями эффективности работы педагога не выступают деньги, иначе зарплаты у учителей были бы другими. Возникает вопрос: если бы рейтинг акима области не зависел от ЕНТ, то чиновники перестали бы вкладывать деньги в образование? Я так не думаю. В России результаты ЕГЭ - один из показателей качества образования. Эти рейтинги влияют на выбор родителями и детьми тех или иных учебных заведений. Но прямой зависимости судьбы педагога от результатов экзаменов нет.
- Помимо подведения рейтингов, чиновники в Казахстане ежегодно планируют средний балл ЕНТ. Его реально спланировать ?
- Не знаю, как можно планировать средний балл. Это все равно, что определять среднюю температуру по больнице. С другой стороны, повышать требования к поступающим в вузы, видимо, необходимо. Не секрет, что на платную основу принимают всех, кто едва преодолел порог двойки.
- ЕНТ внесено в казахстанское законодательство, поэтому на основании его результатов выпускников зачисляют в вузы страны. А как обстоят дела в России?
- Ряд вузов, среди которых активную позицию занимает МГУ под руководством Виктора Садовничего, выступают против ЕГЭ. Это связано с тем, что подготовка в разных регионах различная, и вуз стремится иметь возможность отобрать лучших выпускников. Однако вскоре все вузы будут вынуждены учитывать результаты ЕГЭ. В этом году к 1 июля каждый вуз представил свою шкалу перевода баллов в отметки. Те вузы, которые уверенно чувствуют себя в наборе абитуриентов, планку повышают. Кроме того, каждый вуз дополнительно вводит испытание по тем или иным предметам, которые являются профильными. Так что для российских школьников, поступающих в престижные вузы, испытания продолжаются.
Литература за бортом
- Особые нарекания у специалистов вызывает качество тестовых заданий. По вашему мнению, учитываются ли при их составлении особенности образовательного процесса?
- Тесты позволяют проверить знания и умения. Все, что выходит за эти рамки, проверить трудно. Выпускник школы получает документ - аттестат зрелости. Насколько он готов к жизни в данном обществе, как он усвоил социальные нормы, каковы его ценностные ориентации - это главное. Какими тестами это можно проверить? В связи с этим в России очень долго шло обсуждение о том, возможно ли тестирование по литературе. В результате отменили ЕГЭ по этому предмету. Возникла другая проблема - этот предмет не сдают как обязательный, теперь к нему и отношение соответствующее.
- Возможен ли такой вариант, что в опросном листе, помимо тестов, выпускники писали бы небольшое эссе, чтобы выявить творческие способности ребенка?
- Такие варианты в России существуют. Так, например, тестирование по русскому языку содержит 3 части. Первая направлена на проверку знаний, вторая - на проверку умений, а третья часть способствует выявлению творческих умений учащихся. Первую и вторую часть проверяет машина, третью - учитель. Оценка машиной творческих потенций ученика невозможна, она может появиться лишь в ходе межличностного контакта.
- За учебный год выпускники казахстанских школ сдали 36 пробных ЕНТ. В России так же напряженно готовятся к тестированию?
- Директора российских школ признают: последние полгода становятся временем дрессировки детей, то есть подготовки к ЕГЭ. Никаких новых знаний в эти полгода учащиеся не получают. Возможно, если бы с тестами, наряду с другими формами контроля знаний, учащиеся были знакомы на этапе начального обучения и основной школы, не было бы необходимости в таком количестве пробных тестирований.
- Учитывая все аспекты ЕНТ и ЕГЭ, возможно ли сейчас «свернуть» эксперимент и вернуться к старой системе оценки знаний?
- Законы пишут и утверждают люди. И если эти законы несовершенны, то их нужно менять. Для этого необходимо гражданское общество, которое контролировало бы принятие тех или иных законов, чтобы они не становились очередным экспериментом над людьми. В настоящее время существует убеждение, что, закончив школу и сдав ЕГЭ или ЕНТ, выпускник будет поступать в вуз. Но в вуз идут не все, школа не готовит детей к вузу, а готовит к жизни - в этом ее главное предназначение. В разных странах в вузы поступают от 30% до 50% выпускников школ. Эти страны не испытывают большей потребности в специалистах с высшим образованием. Есть ли необходимость остальным проходить через такие испытания? Может быть, над этим тоже стоит подумать?
Фото Олега ПАКА
Материалы номера