Лекарства от дорожных «пробок»

«Пробки» чаще всего возникают на перекрестках ул. Баймагамбетова с ул. Гоголя. Тарана и пр.Аль-Фараби

Евгений ШИБАРШИН

Управлять движением автотранспорта в Костанае будут из единого центра

Два года назад в Костанае было зарегистрировано 47 000 единиц автотранспортной техники. В июне 2008 года - уже 60 000 машин. У сравнительно небольшого города появилась болезнь мегаполисов - автомобильные «пробки». Тенденция роста, скорее всего, сохранится, и положение будет усугубляться. Что предпринимает городская власть, чтобы смягчить надвигающуюся угрозу?

«Тонкие» места на улицах

Жители Алматы, Астаны или Челябинска наверняка скажут, что тревоги из-за чрезмерной загруженности костанайских улиц надуманны. С такой оценкой можно было бы согласиться, если бы не статистика дорожно-транспортных происшествий. По информации управления дорожной полиции (УДП), за шесть месяцев 2008 года в Костанае произошло 151 ДТП. За тот же период 2007 года их было 140, в 2006-го - 135, 2005-го - 124. Возросло и число пострадавших: в первом полугодии текущего года их было 176, в тот же период 2005 года - 148, 2006-го - 167, 2007-го - 180.

Кто-то опять же может сделать вывод, что такая динамика отражает лишь тот факт, что костанайцы пока не адаптировались к резко возросшему числу машин на улицах города. А раз так, то со временем жизнь сама по себе все отрегулирует. Однако уже сейчас видны «тонкие» места в организации дорожного движения, которые усугубляют проблему.

Заместитель директора автошколы «Спецавтосервис» Александр ФРОЛОВ имеет большой опыт управления автомобилем и потому все негативные последствия от возросшего количества машин «пропустил» через себя.

- Еще вчера ты ехал по этой улице, а сегодня она оказывается закрытой на ремонт, - возмущается Фролов. - Почему заранее нельзя через СМИ всех оповестить о дате начала ремонта и маршруте объезда? В центре города, на улице Баймагамбетова, такая обстановка, что свернуть на перекрестке влево очень трудно. Это создает излишнюю нервозность.

Не от этой ли нервозности некоторые водители начинают нарушать правила дорожного движения, что в итоге приводит к росту количества ДТП? В местной прессе, правда, иногда появляется информация о предполагаемом ремонте улиц, но системы в ее подачи нет. Да и качество объездных дорог вызывает много нареканий. Фролов рассказал о ситуации, которая сложилась сейчас на пересечении улиц Гоголя и Темирбаева: туда направлен транспортный поток в связи с ремонтом улицы Дощанова. Вроде бы улица там достаточно широкая, но у здания таможни постоянно стоят машины, поэтому постоянно возникают «пробки», в которых с трудом разъезжаются друг с другом легковые автомобили и маршрутные автобусы.

О проблемах, которые создают стоянки автомобилей у дорожных бордюров, особый разговор. Достаточно посмотреть проспект Аль-Фараби возле его пересечения с улицей Майлина: там несколько офисных зданий и ни одной автостоянки. В результате у 4-полосного проспекта «работают» только две полосы.

Впрочем, даже проспект Абая, еще недавно вызывавший восхищение своей просторностью, теперь удовлетворяет далеко не всех.

- Я на него выезжаю в крайнем случае, - говорит Фролов. - Там четыре полосы, но первая всегда занята маршрутными автобусами, поэтому для нас остается только вторая. Но для сквозного проезда эту полосу использовать невозможно: с нее постоянно кто-то сворачивает влево, а на перекрестке успевают это сделать лишь 2-3 машины.

Действительно, все преимущества 4-полосного движения, на которые делался расчет при реконструкции дорог, сводятся«нет» несколькими факторами. Например, насыщением этой улицы автобусным движением и неоптимальным выбором времени срабатывания светофоров.

Нужны «карманы» и стоянки

- Что касается автобусного движения по проспекту Абая, мы считаем, что некоторые маршруты нужно переместить на другие улицы, - говорит старший инспектор отделения дорожно-технического надзора УДП Мурат КУЖАГАЛИЕВ. - Свои рекомендации по этому поводу мы направили в акимат Костаная.

О судьбе этих предложений начальник ГУ Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Александр МАКЛЮК ничего пока сказать не смог. Однако заверил, что все автобусные маршруты власти обязательно согласуют с дорожной полицией. По его мнению, проблемы на проспекте Абая создаются из-за отсутствия «карманов» на автобусных остановках. Их придется делать, как и на других улицах. Но основной расчет при разгрузке главной городской трассы делается на параллельную улицу Маяковского, которая после окончания реконструкции в 2008 году соединится напрямую с улицей Каирбекова.

Знают в городском акимате и о проблемах со стоянками. По словам Маклюка, места для парковки обязательно будут делаться во время ремонта улиц. Впрочем, пример с отводом территории для стоянки в районе Центрального рынка показывает, что этого еще мало. Многие водители по-прежнему предпочитают ставить машины вне стоянки. Зачастую даже под запрещающим знаком.

«Зеленая волна»

Системный подход к решению проблемы загруженности улиц автотранспортом проглядывается в проекте изменений в план генеральной застройки Костаная. Разработчики предлагают развивать сеть объездных дорог, расширять улицы и строить места для парковки. Одно из этих направлений - расширение улиц при их реконструкции - уже реализуется. По информации Александра Маклюка, кроме программы работ до 2009 года уже выработаны предложения по ремонту улиц на следующие три года. В планах - ремонт улиц Каирбекова, Киевской, Дзержинского и Л.Беды.

Еще одно лекарство от «пробок», хотя и не панацея - установление в Костанае системы «зеленая волна». Ее преимущество - особый режим работы всех городских светофоров. Если водитель будет ехать со скоростью, которая определена для проезда по данной улице, то, подъезжая к перекрестку, он всегда будет попадать на зеленый сигнал светофора. В соответствии с региональной Программой по безопасности дорожного движения работа над «зеленой волной» уже началась: на разработку проекта из областного бюджета выделено 26.6 млн тенге.

- Разработчики данного проекта уже изучили характер движения транспорта на всех городских перекрестках, - рассказывает Маклюк, - и с учетом этих результатов будет устанавливаться режим работы светофоров, а также применяться другие дополнительные меры по проезду перекрестков без задержки.

С введением этой системы количество светофоров в Костанае увеличится с 79 до 100. Причем это будут приборы, изготовленные с учетом новых технологий.

- У нас будет единый городской центр, - говорит Мурат Кужагалиев, - где оператор сможет менять режим работы всех светофоров, исходя из обстановки на дорогах. Установят также и приборы видеонаблюдения, по которым будет определяться скорость движения автомобилей, а нарушители будут привлекаться к ответственности.

Внедрить «зеленую волну» планируют к концу 2009 года. На это из местного бюджета уйдет около 300 млн тенге. Приборы видеонаблюдения предполагается установить чуть позже. В дорожной полиции говорят, что в городах, где «зеленая волна» установлена, напряжение на улицах уменьшается на 30-40%. Если это действительно так, то в наше автомобильное будущее можно смотреть с оптимизмом. Нам бы только еще одну зиму пережить да два лета продержаться.




Фото Николая СОЛОВЬЕВА

 

Эффективность системы «зеленая волна» по проспекту Абая в зависимости от скорости движения автомобиля*

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА

* по расчетам специалистов ТОО «ГеоЛайн»