Экспорт то есть, то его сразу нет
Галина КАТКОВА
Ситуация скандальная, особенно с учетом того, что премьер-министр Казахстана Карим Масимов уже дважды заявлял: запрет на экспорт муки стране не нужен. Однако вывозить ее не на чем. У железной дороги для этого груза категорически исчезли вагоны.
- У нас бывали раньше проблемы с КТЖ, но они решались за 2-3 дня, - сообщил «НГ» заместитель директора ТОО «Зерновая индустрия» Жумагали БИМЕНОВ. - Теперь ситуация совершенно другая, и внятных объяснений железнодорожники не дают. Костанайский мелькомбинат затоварен. У нас их три в областях, такое положение везде. В июне по контрактам мы должны поставить за рубеж 7500 т муки. С 12 июня не отгружаем ни тонны. Нам не предъявляют штрафных санкций только потому, что партнеры пока с пониманием относятся к нашим проблемам, но бесконечно так не будет. Нам, например, сейчас заплатили за 2000 т муки, а мы не можем ее поставить.
Проблемы не только у «Зерновой индустрии» и входящего в нее Костанайского мелькомбината. В областной акимат обращаются многие их коллеги по бизнесу.
- Я встречался с начальником отделения дороги, - говорит заместитель акима области Нуралы САДУАКАСОВ, - после встречи было решено направить письма министру сельского хозяйства и министру транспорта. Естественно, они в курсе ситуации. Но я считаю, что регионы должны активно обозначить свою позицию. Мы, например, сообщили, что если ситуация не разрешится, предприниматели, у которых «горят» контракты, будут подавать в суд на железнодорожников.
Речь идет не только о контрактных потерях. Мукомольные предприятия останавливаются. Костанайский мелькомбинат, например, только отпускает муку стабилизационного фонда. При его мощностях это мизер, людям грозят вынужденные отпуска.
Фото Николая СОЛОВЬЕВАМатериалы номера