В плену у автомобилей
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Николай СОЛОВЬЕВ (фото), photo@ng.kz
Места для парковок остались на уровне советских времен. Когда речь идет о старых постройках, с действительностью приходится мириться. Но отсутствие стоянок у вновь строящихся пафосных зданий - по-прежнему правило. Итог печальный - свободно стоять у нас машины могут везде: на тротуарах, автобусных остановках и даже детских площадках.
В 4 раза меньше
В 2003 году в Костанае было 30 000 машин, в этом - уже 60 000.
- Тогда на 1000 жителей приходилось 60 машин, соответственно было 60 парковочных мест, - объясняет Начальник ОДП Южного ОВД Виктор ШЕНГОФ. - Сейчас на 1000 жителей - 250 машин, а парковки - на прежнем уровне.
Это означает, что временных стоянок для автомобилей у нас в 4 раза меньше, чем должно быть. Это может заметить любой костанаец.
...Автобусный маршрут №3 пытается повернуть с ул. Баймагамбетова на Гоголя. Пассажиры постепенно направляются к выходу. Но подъехать к остановке, рядом с которым вырос казахстанско-французский торгово-культурный центр, автобус не может. На ней припарковалось 4 автомобиля. Водитель резко выворачивает руль влево и останавливает автобус на проезжей части.
- Ежедневно приходится искать место для остановки. Днем и вечером возле французского центра паркуются автомобили. Я еще ни разу не видел, чтобы за соблюдением порядка на этом участке следили дорожные полицейские, - отметил водитель автобуса №3 Юрий ФОМЕНКО.
Водители, которые паркуются возле казахстанско-французкого торгово-культурного центра, признают, что нарушают правила дорожного движения. Только делают это не специально, а из-за безвыходности. Мест для всех в парковочном кармане не хватает.
- Если бы тут был подземный паркинг, то и проблемы бы не было. Водители вынуждены оставлять автомобили где придется. В Костанае катастрофически не хватает парковок. Складывается ощущение, что ни власти, ни дорожные полицейские в наведении порядка на улицах города не заинтересованы, - говорит водитель с 15-летним стажем Сергей ПЕТРОВИЧ.
Из-за развернувшегося строительства 13-этажного бизнес-центра возле здания ЦУМа, водителям негде оставлять автомобили. В будничный день возле магазина «Планета Электроники» за дорожным знаком «Остановка запрещена» - 4 автомобиля. Перед нами, не обращая внимания на дорожный знак, остановился еще один. Через несколько минут припарковалось такси.
- Да где же мне еще парковаться? Мне клиента доставить надо. Машину оставить негде. Мы вынуждены парковаться в спартанских условиях. Нет парковки на Абая. На Центральном рынке вообще черт ногу сломит. Интересно, когда построят этот бизнес-центр, где будут оставлять свои автомобили водители? - возмущен водитель такси Евгений АНИСИМОВ.
Помнится, в 13-этажном бизнес-центре проект предусматривал подземный и наземный паркинги.
- На какое количество автомобилей они будут рассчитаны, точно неизвестно, - сообщил на днях «НГ» главный инженер «Беркутстройсервиса» Жанак УРАЗАЛИН. - Запланирован подземный паркинг и для посетителей торгово-развлекательного центра , который строится на месте кинотеатра «Костанай». Его общая площадь составит 28 000 кв. м. Без подземного паркинга явно не обойтись.
Работают по заявкам
В пятницу в 16.00 у Центрального рынкани пройти, ни проехать. Слева реконструкция улицы Алтынсарина, справа - колонна из десятка автомобилей. Люди пытаются прошмыгнуть между. Водители нервно машут друг другу руками, сигналят. Между автомобилями пытается лавировать автобус №2. На остановке столпилось с десяток людей. Впереди их обдают выхлопами автомобили, сзади толкают грузчики с тележкой.
- не остановка, а черт знает что! - возмущается жительница Костаная Марина ГЛАЧКО. - Автобусная остановка располагаться на проезжей части не должна. Мы вынуждены с сумками пробираться к автобусу через поток автомобилей и вереницу людей.
От остановки вдоль рынка вверх по ул. Победы все запружено автомобилями. Где дорожные полицейские, которые должны штрафовать нарушителей? Не видно.
В дорожной полиции заявляют, что целенаправленно «охотиться» на неправильно паркующихся смысла нет.
- Инспекторы работают либо по заявкам жителей, либо выявляют нарушителей при объезде строго закрепленной за ними территории, - утверждает инспектор отдела дорожно-технической инспекции управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Талгат АБДИКАЛЫКОВ.
Кстати, на ул. Победы расположена и платная автомобильная стоянка. Правда, она автомобилями заполнена наполовину. Хотя за пределами стоянки мы насчитали 15 машин. Водителю час пребывания его автомобиля на парковке стоит 40 тенге.
Вообще забыли про парковку при организации мини-рынка на улице Чкалова. Перед въездом стоит предупреждающий дорожный знак, что стоянка с 20.00 до 8 утра запрещена. Несмотря на ограничения, водители все равно оставляют свои машины на ночь. Они выбрали не парковочный карман, а территорию жилых дворов по улице Чкалова, 7, 9.
Еще зрелищнее после 19.00 на ул. Гашека. Машины, не стесняясь, заполоняют автобусную остановку.
- В Костанае 318 автобусных остановок. Располагаются через каждые 500-600 м, - рассказал «НГ» специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ. - Их вполне хватает для Костаная. За тем, что на них устраивают парковку водители, должны следить дорожные полицейские.
А где контроль?
- Проверять частные строения мы сейчас вообще не имеем права, - говорит инспектор Абдикалыков. - Сейчас мораторий на малый и средний бизнес, мы не можем требовать документацию о парковках.
Что касается казахско-французского центра, то тут все неоднозначно.
- Изначально по проекту он строился именно как культурный центр, - объясняет Абдикалыков, - и по СНиПам размер стоянки для такого заведения у них соответствующий. Но в итоге вырос торгово-развлекательный центр, а для него парковка должна быть уже гораздо больше. Ведь наплыв посетителей в культурном центре меньше, чем в торговом.
По словам Абдикалыкова, вопрос о стоянке возле нового здания дорожные полицейские решали вместе со специалистами ЖКХ. Планируется сделать парковку напротив, на площади Байтурсынова. Там же появится и сенсорный светофор.
- Таковы планы, насколько они будут воплощены в жизнь - другой вопрос, - сообщил инспектор. - Я проекта не видел. Вот у здания, которое строится вместо кинотеатра «Костанай», проект я смотрел. У них будет большой подземный паркинг.
С дорожными полицейскими места стоянок согласовываются, отметил Абдикалыков, но решающую роль играет архстройконтроль. Однако в этом ведомстве ответственность переложили на госэкспертизу.
- К нам заказчик обращается за разрешением на строительство с уже утвержденным проектом, который подписали в акимате города, - пояснил начальник управления государственного архитектурного строительного контроля Костанайской области Владимир КОЛЕСНИК. - Мы выдаем разрешение на строительно-монтажные работы. Все строится в пределах выделенного земельного участка, которого порой не хватает именно на парковку. Но мы не можем что-либо запретить, если проект утвержден. Вот госэкспертиза может.
Сплошные несоответствия
Директор ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслав КОЗАК рассказал, что они проводят экспертизу объектов, строящихся за счет бюджетных средств. Частные застройщики чаще всего сами выбирают себе экспертов. Хотя даже они по объектам, относящимся к компетенции госэкспертизы, не вправе сами выбрать эксперта.
- К таким объектам относятся, например, мельницы или автозаправки, проект которых должен попасть в госэкспертизу, - объясняет Козак. - И даже 6-этажный жилой дом.
Но много ли у нас строится шестиэтажных жилых домов. А вот коттеджи и развлекательные комплексы с определенной вместимостью вполне обходятся без экспертизы. Ну, а даже если совсем без нее не обойдешься, все будет, как во французском центре.
- Он проходил экспертизу не у нас, и мы узнали о строительстве, когда работы уже начались, из «Нашей Газеты», - рассказал Козак. - На том месте была рекреационная зона и плотность построек не была просчитана. Городские власти взяли на себя ответственность за эту стройку - это их право. С нами они не обязаны согласовывать, потому что функции государственной экспертизы - всего лишь экспертиза проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений.
По словам Козака, если парковки не были учтены, экспертиза должна указать на это проектировщикам и застройщикам. Но если застройщик обоснует ее ненужность, то замечание могут снять. Застройщик может выбрать частных экспертов, которые вроде бы тоже руководствуются ст. 64 Закона «Об архитектурной и градостроительной деятельности на территории РК», а проверяют объекты на соответствие нормам и требованиям. Почему же тогда столько построено без учета нужд в парковках? А что вы хотите, если администрация города может «взять на себя ответственность» и разрешить нарушить нормы. Причем пребывают при этом в своем праве, то нетрудно догадаться, где именно пребывают в это время все остальные жители областного центра.
В строительных СНиПах, кстати, четко прописано, на сколько машин должна быть стоянка в зависимости от функционального назначения здания (см. таблицу). К примеру, в парках и на пляжах - 15-20 мест под машины на 100 единовременных посетителей. А в кредитно-финансовых учреждениях - 5-7 машиномест на 100 работающих. Могут ли наши парки и банки похвастать соответствием этим нормам?
Разрешает акимат
Взять тот же казахско-французский центр, к которому сейчас подъехать невозможно.
- Все наше здание около 5000 кв м, - сообщил «НГ» его куратор Вячеслав ЗАЙЦЕВ. - На противоположной стороне у нас будет нормальная парковка. Она предусмотрена генпланом, но пока там идет реконструкция площади Байтурсынова, мы не можем ее выстроить. Дней через 40 переделка площади заканчивается и парковка будет на 50 машин, этого вполне хватит.
Смотрим СНиПы: «В торговых центрах, универмагах, магазинах с площадью торговых залов более 200 кв. м на 100 кв. м торговой площади должно быть предусмотрено 5-7 машиномест». То есть в здании казахско-французского центра с площадью 5000 кв. м должна быть стоянка как минимум на 250 машин. В 5 раз больше планируемой.
- По сути проект подписывает акимат города, - говорит заместитель начальника ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная» Александр ТИМОШЕЧКИН. - А комиссия должна четко следить за тем, чтобы все здания были оборудованы парковками. Когда проект утвержден, ни архитектура, ни архстройконтроль ничего сделать не могут. Нарушения налицо, но градоначальники у нас меняются столь часто, что за здания, отстроенные с глобальными нарушениями, по сути уже не с кого спрашивать.
Нормы расчета автостоянок
СНиП РК 3.01-01-2002. Дата введения: 01.03.2003 г.
Рекреационные территории, объекты отдыха, здания и сооружения |
Расчетная единица |
Число машино-мест на расчетную единицу |
Рекреационные территории и объекты отдыха |
||
Пляжи и парки в зонах отдыха |
100 единовременных посетителей |
15-20 |
|
|
|
Базы кратковременного отдыха (спортивные, лыжные, рыболовные, охотничьи и др.) |
То же |
10-15 |
|
|
|
Дома отдыха и санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристские базы |
100 отдыхающих и обслуживающего персонала |
3-5 |
Гостиницы (туристские и курортные) |
То же |
5-7 |
|
|
|
Предприятия общественного питания, торговли и коммунально-бытового обслуживания в зонах отдыха |
100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала |
7-10 |
Садоводческие товарищества |
10 участков |
7-10 |
Здания и сооружения |
||
Учреждения управления, кредитно-финансовые и юридические учреждения, значений: |
|
|
республиканского |
100 работающих |
10-20 |
местного |
То же |
5-7 |
Научные и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения |
То же |
10-15 |
Промышленные предприятия |
100 работающих в двух смежных сменах |
7-10 |
Больницы |
100 коек |
3-5 |
Поликлиники |
100 посещений |
2-3 |
Спортивные здания и сооружения с трибунами вместимостью более 500 зрителей |
100 мест |
3-5 |
Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставки |
100 мест или единовременных посетителей |
10-15 |
Рекреационные территории, объекты отдыха, здания и сооружения |
Расчетная единица |
Число машино-мест на расчетную единицу |
Парки культуры и отдыха |
100 единовременных посетителей |
5-7 |
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 200 кв. м |
100 кв. м торговой площади |
5-7 |
Рынки |
50 торговых мест |
20-25 |
Рестораны и кафе общегородского значения |
100 мест |
10-15 |
ОПРОС
Возможно ли исправить ситуацию с парковками в Костанае?
Валерий НОВИКОВ, директор областной автошколы, член Евразийского альянса автомобилистов:
- На этот вопрос ответить крайне сложно. Его решением у нас сейчас никто не занимается. Парковочных мест в Костанае недостаточно. Водителям деваться некуда, поэтому они вынуждены оставлять свои автомобили где придется. В первую очередь решать эту проблему должны дорожные полицейские. При организации автомобильных стоянок они должны учитывать интенсивность движения и количество машин. Одно из разумных решений этой проблемы - организация в Костанае подземного паркинга.
Александр ТИМОШЕЧКИН, заместитель начальника ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная»:
- Если на этапе проектирования не записано требование о парковке, а такое бывает, то ее и не будет. У нас зачастую для здания, которому под строительство нужно 0.5 га земли в итоге дают 0.2 га. О какой парковке может идти речь? В наши полномочия не входит запрещать то, что уже разрешено постановлением акимата. Мы не можем в проект добавить 20 соток земли для парковки. Выход один: расширять, где есть возможность, проезжую часть для парковок. Есть незначительный резерв газонных полос. В будущем нужно строго соблюдать генеральный план, чтобы было меньше таких проблем.
Виктор ШЕНГОФ, начальник ОДП Южного ОВД:
- Парковки у нас не соответствуют количеству транспорта. Ни их количество, ни расположение. Увеличивать нужно за счет сокращения зеленых насаждений и детских площадок. Другого выхода нет. Зачем нужна детская площадка во весь двор, по которой два ребенка бегают полчаса в день, а на ней все равно стоят машины? Лучше сделать ее в два раза меньше, поставить нормальное ограждение. Будут и дети играть, и машины законно стоять. Что толку штрафовать, если вы приехали домой, а вам ставить машину некуда? На каждый двор по полицейскому не поставишь. По поводу парковок все вопросы должны быть к акимату и архитектуре. Мы не распределяем, где, что и как построить.
Сергей СТРЕКАЛОВ, директор супермаркета «Gross»:
- Площадь нашего магазина 1200 кв. м. Я знаю, что по европейским стандартам парковочная площадь должна быть больше торговой. Мы сами страдаем от маленькой стоянки, но в условиях нашего компактного города это невозможно. Если «Астыкжан» построили за городом, то смогли сделать парковку больше магазина. Когда объект расположен в центре, лучше строить подземные паркинги. Рядом с нами была платная парковка возле ЦУМа. Расположили ее целесообразно возле двух крупных магазинов. Сейчас на ней строится 18-этажное здание. Кардинально изменить уже ничего нельзя. А вообще все эти вещи заранее должен предусматривать генеральный план, а не просто так: есть свободная земля - отдали под застройку, не думая о парковках.
Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:
- Кардинально решить этот вопрос невозможно. Облегчить проблему можно. По идее генплан должен предусматривать место для парковок автомобилей. В управлении архитектуры и градостроительства говорят, что такой детализации в генплане быть не должно. Но ведь никто и не ставил перед собой задачи разрешить эту проблему. Власти берутся за озеленение Костаная, за реконструкцию пешеходной зоны и автомобильных дорог областного центра. Однако никто не занимается проектировкой парковок автомобилей. Конечно, это потребует определенных финансовых затрат. Но решать эту проблему необходимо.
Материалы номера