Новая крыша для помидора
Галина КАТКОВА
В Костанае, в местах, где традиционно торгуют под тентами огурцами-помидорами, появились новенькие палатки. Пока на глаза попались две таких. «На борту» каждая несет надпись «При поддержке акимата г. Костаная и СПК «Тобол». При этом беглый обзор цен показал, что они точно такие же, как у продавца по соседству. Тогда какой смысл в поддержке?
Выяснилось, что палатки - «маячок» нового проекта на старую тему. Формулируется она просто: государство должно регулировать цены на овощи, не прессуя предпринимателей, а помогая им избавиться от лишних расходов или составляя конкуренцию. Когда-то реализация этой идеи породила овощные караваны, которые эффекта не дали. Однако в Костанае от них полностью не отказались.
В конце мая около 30 т овощей было доставлено именно таким образом из ЮКО. Цены реализации получились вполне приемлемыми: капуста - 50-55 тенге за кг, огурцы - 70-80, помидоры - 140-150 тенге. Но... реализовано все это было местным оптовикам, а розница отозвалась лишь снижением на 5-7 тенге с килограмма. Вывод? Должна быть розничная сеть, специально созданная под удешевленные поставки, или нужно отстроить какие-то особые договорные отношения с предпринимателями, закрепившимися на этом рынке.
- Мы начали с овощных палаток. С одной стороны, это попытка цивилизовать уличную торговлю, - говорит директор ТОО «Тобол-Жемис» Ербол ЕСЕНЕЕВ, - палатка закрыта с трех сторон, у нее проветриваемая крыша с желобками для стока воды, конструкция разбирается за 5 минут. Стоит такая 100 тыс. тенге. Постенно он ее выкупает. Нашего вознаграждения там - ни копейки. Мы созданы как дочернее предприятие СПК «Тобол», деньги государственные, а этот проект, который называется «Овощи и фрукты - в каждый двор» - социальный. Сейчас палаток две, к концу июня в областном центре их будет 20, мы меморандум подписали с акиматом города. Если все пойдет нормально, их потом станет еще больше. Смысл в том, чтобы их было много. Власти выделяют место и убыстряют процедуру получения разрешительных документов, мы предоставляем палатку.
На вопрос, за счет чего такая торговля способна удешевить реализацию овощей, Есенеев ссылается на опыт Астаны, где подобных палаток 350. Если тебе до овощного прилавка не надо ехать на автобусе - это, дескать, уже экономия для покупателя. Второй момент: стоимость палатки - беспроцентный кредит предпринимателю. А это влияет на формировании цены на товар. Кстати, знакомясь с ситуацией на таком специфичном рынке, как овощной, в ТОО подсчитали, что розничные цены на овощи в Костанае иногда более, чем на 50% выше оптовых. Не последнюю роль в этом играет месторасположение овощного отдела: в магазине или рядом с ним. Цены для арендаторов в торговых залах - от 2000 тенге за квадратный метр. Да и уличные лоточники, как правило, располагаются на землях магазинов и им же за это платят. Если палаточникам получится обжить другие территории, может, действительно это скажется на цене помидора?
- Следующий этап проекта - мобильная торговля с автолавок, - обещает Есенеев, - мы все-таки не отказываемся от идеи удешевленных «караванных» поставок. Запланировали в две области - Костанайскую и Северо-Казахстанскую - с июня по октябрь привезти около 2 000 т овощей. Специально оборудованные «Газели» с термобудками - это будут наши точки розничной торговли. Сейчас две такие машины уже приобретены.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера