«Кинотавр»: здесь было все
film.ru, utro.ru, rudata.ru
В год 100-летия российского кино 19-й сочинский фестиваль стал выставкой его достижений. На ней показали и дремучий арт, и многозначительную философию, и модное этно, и мелодрамы от трэш-мастеров. Для июльского киномарафона-2008 жюри под председательством режиссера Павла Чухрая отобрало 15 лент из 130 картин-номинантов.
«Навигатор» конкурса
Правда, фильм «Старшая жена» Ивана Соловова был с конкурса снят по техническим причинам: его элементарно не успели закончить. Жаль. Это этнографическая мелодрама: калмык, которого играет Андрей Панин, приводит в дом вторую жену, на что имеет полное право, а старшая в отместку уходит от него в город...
Без «Жены» в основной программе было 14 соперников. Независимо от того, кто какие призы получает в финале, поклонники кинематографа понимают, что любая из лент «Кинотавра» - это то, «что надо увидеть». Кстати, по законам этого кинофорума в нем номинируются картины, ранее не принимавшие участия в российских фестивалях, не транслировавшиеся по телевидению и не выходившие в прокат.
Какие именно? Две военные экранизации. «Живи и помни» Александра Прошкина по повести Распутина. Это история человека, который вернулся с войны, правда не демобилизованным героем, а прячущимся в лесу дезертиром.
«Пленный» Алексея Учителя снят по рассказу Алексея Маканина «Кавказский пленный», это история первой чеченской войны, отношения между федералами и боевиками в зеленке, которые отнюдь не сводятся к обмену пулями, даже наоборот - убивать друг друга они не очень-то и стараются, вместо этого торгуют и гоняют чаи.
Жанровые картины, без претензий на высокое искусство. Такой фильм был лишь один - триллер «Тот, кто гасит свет» дебютанта Андрея Либенсона, остросюжетный детектив, крепко сбитый и ладно скроенный. Зал Зимнего театра на «Кинотавре» был полон на этом просмотре. Главный герой расследует убийство маленьких девочек в Санкт-Петербурге, и расследование приводит его в небольшой город Светозерск, где люди живут по своим правилам и законам. Они сами находят убийц и сами их судят.
Два фильма про степь. Гука Омарова, казашка, живущая в Голландии, сняла свой второй фильм «Баксы» (ударение на второй слог). Это значит «шаманка». После превосходного во всех отношениях фильма «Шиzа» у нас есть все шансы на еще один хороший фильм. Продюсируют его Сельянов и Бодров, вложено в это много разных международных денег, язык наполовину русский, наполовину казахский - в общем, отличный образчик модного этно. Еще один такой фильм - «Дикое поле» Михаила Калатизошвили, про врача, который вытаскивает опять же в Казахстане людей с того света.
«Новая земля» - 10-миллионная антиутопия со спецэффектами и лучшими русскими актерами, включая Константина Лавроненко в главной роли.
«Шультес Бакура Бакурадзе - фильм про карманника, потерявшего память. Он пытается вернуться к жизни, прикоснуться к ней заново, но единственный доступный ему способ - воровать кошельки и карманную технику у живых людей.
«Плюс один» - новая работа Оксаны Бычковой («Питер FM»). Это милая и простая история о том, как московская интеллектуалка, переводчица, влюбилась в веселого и беспутного английского кукольника. Он выдернул ее из мира книг, в котором она пряталась от жизни, а она его - из мира кукольного театра, который ему заменял жизнь. «Юрьев день» - один из фильмов-фаворитов. Победитель Кинотавра 2006 года Кирилл Серебренников («Изображая жертву») сделал фильм по сценарию Юрия Арабова, единственного обладателя каннской «Золотой ветви» в номинации «Лучший сценарий». Очень много аналогий и ассоциаций с различными библейскими сюжетами, уместными в День Независимости России, когда и был показан фильм.
Лучшие, по версии Сочи
Гильдия киноведов и кинокритиков голосованием выбрала лучший фильм конкурса на «Кинотавре-2008». Им стало «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. «Гран-при» фестиваля получил «Шультес».
Приз за лучшую женскую роль получила Ксения Раппопорт за работу в фильме «Юрьев День». Лучшим актером фестиваля был признан Джеф Скиннер за роль фокусника в фильме «Плюс один».
Приз за лучшую режиссуру вручили Александру Прошкину за картину «Живи и помни».
Специальный диплом жюри с формулировкой «за удачный коммерческий проект» достался фильму «Новая земля».
Теперь подробности.
«Дикое поле» - это старый сценарий давно погибших Петра Луцика и Алексея Саморядова, лучших из лучших эпохи 90-х. Герой картины - молодой врач Митя, живет на краю земли, лечит простых пьющих людей и ждет хоть какой-то весточки от своей девушки. Та приезжает сама, но только для того, чтобы навсегда с ним попрощаться... Краем земли в фильме становятся казахские степи, но выбор натуры в данном случае не принципиален: это история застывшего времени, а не врача, по распределению попавшего непонятно куда и оставшегося в этом непонятно где из-за желания быть самим собой.
«Шультес» - фильм об обеспамятевшем воре, который произвел очень сильное впечатление в Каннах. Снял его документалист, в манере, очень приближенной к реальности. Говорят даже, что одна из ключевых сцен фильма - любительская видеозапись, случайно украденная главным героем, - действительно подлинное признание в любви, записанное в личных матримониальных целях актрисой, снявшейся в фильме.
«Новая земля» - фильм, который вызвал и еще вызовет полемику. По сюжету, это очень профессионально сделанная антиутопия об эксперименте, который в 2013 году поставили американцы над российскими уголовниками, выпущенными из тюрем и поселенными на необитаемом острове. По словам режиссера, лента была задумана как призыв к возрождению духовных ценностей, как рассказ о том, что человек даже в самых тяжелых обстоятельствах должен оставаться человеком. Но жесткая и кровавая история, рассказанная на экране, работает против авторской установки: фильм воспринимается не как психологическая драма, а скорее как экшн. Его главный герой, роль которого играет Константин Лавроненко, - летчик, про которого мы знаем лишь то, что свое первое преступление он совершил в состоянии стресса. На экране он проявляет нравственность главным образом в том, что отказывается есть трупы, а философия фильма, сформулированная режиссером на пресс-конференции словами «Не можешь простить - убей, а не можешь убить - прощай, и третьего не дано», несмотря на евангельские корни, высокоморальной не кажется. Фильм уже заслужил обвинения в ксенофобии.
Собственно фестиваль
Основной программой «Кинотавр» не исчерпывается. В его рамках всегда задумывается и проводится масса интересного. Русскому кинематографу исполнилось 100 лет, поэтому критики в течение двух лет выбирали 50 лучших фильмов. В прошлом году выбрали 25 картин, снятых до 1957 года. В этом году в норматив не уложились. Из лент, снятых до 2000 года, пришлось выбрать 30 - иначе они бы в спорах точно все друг друга убили. Зато на большом экране можно было посмотреть и «Андрея Рублева», и «Балладу о солдате», и «Маленькую Веру».
На площади у Зимнего театра под открытым небом демонстрировались фильмы - лидеры российского кинопроката 2007-2008 г г. Их 17, среди них - «12», «Монгол», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Еще была «Летняя эйфория» - программа известнейшего российского кинокритика и президента ФИПРЕССИ Андрея Плахова, которая представляла лучшие авторские фильмы года. А киновед Андрей Шпагинн в программе «Кино, которое мы не заметили» показал шесть прекрасных образчиков перестроечного кино, по его мнению, недооцененного.
Участники и гости «Кинотавра» стали первыми зрителями фрагментов будущего фильма Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Его презентация была подготовлена как настоящее представление. Первая часть кинодилогии по роману братьев Стругацких будет готова в декабре 2008 года. Это масштабный и очень дорогой проект. Создатели стремятся оправдать слова Бориса Стругацкого о том, что «Обитаемый остров» - роман, идеальный для экранизации, потому что «здесь есть все: и острая ситуация, и настоящий герой, и социальная идея, и забойный сюжет». Широчайшие возможности снять фильм «для всех».
Ну и, наконец, впервые в истории «Кинотавра» закрыла открытый российский кинофестиваль иностранная картина - фильм Мартина Скорсезе «The Rolling stones. Да будет свет».
Из истории вопроса
В 1989 году Марк Рудинштейн организовал в Подольске «Фестиваль некупленного кино». Создатели уже не помнят, как и кем было произнесено слово «Кинотавр», но оно прижилось. В 1991 году фестиваль переместился в Сочи и за несколько лет приобрел статус самого авторитетного фестиваля российских фильмов. Показ в прокате новой картины может быть отложен ради того, чтобы стартовать на «Кинотавре», который в 1994 году зарегистрирован в FIAPF как «Международный кинофестиваль в Сочи».
Материалы номера