Опять досрочно?

Евгений ШИБАРШИН

В последнее время в прессе некоторые аналитики высказывают мнение о возможности досрочного роспуска и выбора нового состава Мажилиса. Называются даже сроки: осень 2008 года или начало 2009-го. Подобные прогнозы в нашей стране оправдывались уже не раз. Возможно, и сейчас такого рода предположения имеют под собой реальную почву. Правда, если состав депутатского корпуса и обновится, то об истинной причине очередной «смены караула» ее инициаторы вслух не скажут. У них есть давно проверенный вариант: сослаться на проведение очередного этапа политических реформ. Дескать, демократизация общества - процесс перманентный, поэтому периодическое «перетрахивание» Парламента - дело вполне естественное.

Надо так понимать, что реформирование естественным путем - когда в установленный Конституцией срок народ выбирает политическую силу, которая предлагает более интересный вариант преобразований - это не наш путь. Он слишком долгий. Волею своего лидера Казахстан должен прийти к обществу современного образца ускоренно, в рамках жизни одного человека - нынешнего президента страны. Высиживать в парламентском гнезде яйца, из которых в срок, определенный природой, вылупится будущее страны, не у каждой государственной квочки хватит терпения.

На этот раз в качестве причины переизбрания Мажилиса политологи называют его монопартийность. По их мнению, если в Парламенте не появятся представители оппозиции, то положение Казахстана в качестве председателя ОБСЕ будет очень ущербно. Изменить ситуацию можно, лишь распустив «нуротановский» Мажилис и пропустив в него на новых выборах нескольких депутатов от оппозиционных партий. А для облегчения задачи достаточно внести изменения в выборное законодательство, понизив порог прохождения по итогам голосования с 7% до 5%.

Как устроить досрочный роспуск Мажилиса - дело техники. Возможен давно проверенный вариант: группа депутатов выступает с инициативой о самороспуске, мол, «стыдно перед Европой за однопартийный парламент». Есть и еще один способ: Парламент выражает вотум недоверия правительству или не дает согласия на назначение премьер-министра, и тогда глава государства может его распустить.

Фактор предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ, безусловно, достаточно серьезный для прогнозирования досрочных парламентских выборов. Особенно если учесть личную щепетильность Нурсултана Назарбаева по поводу международного имиджа страны. Однако, если уж данное событие и состоится, то нужно иметь в виду и другое обстоятельство. Оно, на мой взгляд, может играть даже большую роль.

Речь идет о личном имидже главы Казахстана. Дело в том, что Рахат Алиев активизировался по части «слива» компромата на своего бывшего тестя. То, что казахстанцы не реагируют на это внешне, еще не означает, что у них на душе не остается осадка. Не говоря уж о реакции за рубежом. Нужны какие-то акции, которые в таких условиях облагораживали бы образ казахстанского президента. Вполне возможно, что просьба к президенту России о запуске казахстанских космонавтов - именно из этой «оперы». Равно как и пышные торжества в честь юбилея Астаны. Тогда почему бы в этих целях не использовать и выгодно обставленный досрочный роспуск Мажилиса?