Заплатки без порядка
Ольга ЛИХОГРАЙ
Мы вновь в «плену» ямочного ремонта. Перекрытые улицы, сплошные объезды и клубы пыли и грязи - привычная картина для жителей области в мае. В этом году подобные неудобства придется испытывать до конца лета. Количество дыр, которым нужны «заплатки», особенно в областном центре, существенно увеличилось. Финансирование тоже. Тем не менее ровнее наши дороги из года в год не становятся. Насколько эффективен самый популярный у нас вид ремонта, выясняли корреспонденты «НГ».
У каждой - своя цена
В этом году ямочный ремонт пройдет в четырех районах Костаная: северном, южном, западном и восточном. Плюс внутриквартальная заделка асфальтовых дыр.
- По всем улицам Костаная комиссия при осмотре дорожного покрытия выявила 86 422 кв. метров ям, подлежащих ремонту, - пояснил «НГ» в письменном ответе заместитель начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Рашид ТУЛЕГЕНОВ.
Будут ли они все отремонтированы и сколько еще потратят денег из бюджета, г-н Тулегенов не ответил.
В Лисаковске залатают 1400 кв. метров ям.
- Стоимость латания 1 кв. метра ямы - на уровне прошлого года, - сообщил 2НГ» начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Лисаковска Мурат ТЛЕУБАЕВ, - и равна 2600-2700 тенге. Цену просчитывают с начала года, хотя потом из-за удорожания ГСМ и материалов она может увеличиться. Приходится пару-тройку ямок оставлять на следующий год.
По словам Тлеубаева, ямы выбирают внутри кварталов, чтобы не раздолбать еще больше. На время в Лисаковске их засыпают щебенкой, потому что старой брусчатки, как в Костанае, нет.
Столько же стоит ремонт и в Житикаре, о чем нам рассказал начальник отдела ЖКХ акимата Житикары Гани ЖАМАЛИЕВ.
- В этом году из бюджета выделено 2 млн. тенге, на них планируем заделать около 2000 кв. метров ям.
В Аркалыке в этом году на ямочный ремонт выделено 8,2 млн тенге, а цена заделки ямы существенно выше.
- Мы выполняем ямочный ремонт двух видов: ремонт асфальтобетонного покрытия с щебеночным основанием, 1 кв. метр которого обойдется в 3594 тенге, - пояснила Елена АЛИЕВА, инженер-сметчик ТОО «Алюминстрой», фирмы, которая в этом году латает ямы в Аркалыке. - 1 кв. метр ямочного ремонта без щебеночного основания стоит 2202 тенге.
Сплошное несоответствие
Как выяснилось, самая дешевая цена латания в областном центре - 2300 тенге за 1 кв. метр. При этом дыр в асфальте - пруд пруди. Выезжаем с водителем на улицы Костаная, интересуясь, какие самые плохие.
-Все, - безапелляционно отвечает шофер, - спросили бы, какие хорошие, я б еще задумался.
Вот что удалось выснить, поговорив с несколькими специалистами. Они признают, что при ямочном ремонте у нас зачастую вообще не соблюдается технология. В частности, когда в яму укладывают асфальт, то нужно учитывать так называемый запас сверху. То есть правильная латка возвышается над асфальтом.
- В зависимости от глубины самой ямы, этот запас может быть от 2 до 4 см. Верхний слой рассчитан на неизбежную просадку, в итоге яма окажется на одной линии с общей трассой, - рассказывает дорожник с 40-летним стажем. - У нас из-за меньшей толщины верхнего слоя, яма проваливается ниже уровня дороги, и углубление остается.
Специалист указывает на яму по улице Мауленова и объясняет, что углубление и идущие от него трещины нужно заделывать полностью. У нас же деньги выделят только на саму впадину, а в итоге весной получат несколько новых ям. Тут же находим такую латку по улице Строительной. Примеры есть и на Алтынсарина, Гоголя, Победы...
- Стоимость ремонта прежняя, - пожимает плечами директор ТОО «АБЗ+» Мендыбай ОМАРОВ, - хотя ГСМ и материалы подорожали. Мы в этом году «латаем» восточную часть Костаная, в которой нам досталось 9300 кв. метров ям. На это бюджет выделил 21 млн. тенге. 9300 кв. метров ям в западном районе тоже наши, у меня там в субподряде работает «Таза жол», денег им выделено столько же.
Умножьте 9300 кв. м на 2300 тенге - стоимость заделки 1 кв. м ямы в Костанае - и получите на 390 000 тенге больше, чем выделено. Такие же несоответствия между выделенными средствами и реальной стоимостью заделки наблюдаются в других городах. Подрядчикам придется «выкручиваться», скорее всего, за счет экономии материалов. Вот вам и качество.
- Я уже не первый год отказываюсь от ямочного ремонта, - сообщил директор ТОО «Шебер» Владимир ДЕНИСОВ, - цена самая низкая по региону, мне это невыгодно.
Разница 1 к 25
Начальник сметно-договорного отдела рудненского ТОО «Амид» Ирина ЛЕВИЦКАЯ считает, что общего прейскуранта с расценками на ямочный ремонт нет и быть не может.
- Мне приносят дефектную ведомость, - рассказала Левицкая, - в ней указано, какой площади и глубины яма. Сначала свои затраты на заделку этой ямы подает подрядчик. Акимат для себя тоже просчитывает цену 1 кв. метра. В итоге выводят нечто среднее.
В каждом регионе складывается своя цена материала, если битум - омский - одна цена, если соловацкий - очень высококачественный, на котором асфальт точно не раскрошится - цена выше. Но он слишком дорогой, его у нас практически не покупают. По ее мнению, минимум составляет около 2500 тенге за заделку 1 кв. метра ямы.
Анатолий СИДЯКИН, инженер-строитель со стажем, рассказал «НГ», что гарантийный срок службы дорожного полотна, залатанного «ямочным» ремонтом, - всего год. При разрушении дороги более чем на 30%, требуется приступить к текущему ремонту, гарантия которого уже 2 года. При разрушении полотна более чем на 50%, нужен средний или капитальный ремонт с гарантией 3 года.
- Эти проценты никто не учитывает с начала перестройки, - считает Сидякин, - в Рудном есть улицы, на которых асфальт стерт до основания, а не то что на 50%. В 2001 году я был во Франкфурте-на-Майне и видел, как там заделывают ямы. У них ямой считается разрушение до 1 кв. м, если свыше - это уже другой вид ремонта, при котором они снимают полотно и переделывают часть улицы заново. У нас по нормам ямой считается разрушение до 25 кв. метров!
Кроме того, в Германии асфальт кладут с помощью виброкатков, которые аккуратно его утрамбовывают. У нас его до сих пор часто укатывают за счет тяжести самого катка, потому как вибро есть не у всех. А при такой технологии существенно повреждается само покрытие.
То, что ежегодная заделка дыр - чаще всего бесполезная трата денег, не скрывают и сами чиновники.
- Конечно, ямочный ремонт - не идеальный выход, но по крайней мере можно обезопасить проезд, - говорит Гани Жамалиев, - или ничего, или что-то. Из двух зол выбирают меньшее.
Ямы одни, приоритеты разные
- Что из себя представляет заделка ям? - объясняет Ирина Левицкая, - круглое отверстие делают прямоугольным. Его долбят отбойным молотком. Пока отдолбили, от нее мелкие трещинки пошли в разные стороны. Сразу их не видно. Летом красиво яму залатали. Зимой упал снег и попал в эти трещинки. Весной из-за льдинок они расходятся. Весной рядом с одной заделанной ямой образовались три. Комиссия ходит, ищет брак, а его как бы и нет, латка-то лежит.
Сама Левицкая в Рудном добирается до работы, делая существенный крюк.
- Специально еду по ул. Парковой, чтобы не ехать по ул. 40 лет Октября, потому что на ней просто нет асфальта.
Кстати, в России через 3 года дорожники планируют отказаться от ямочного ремонта. Об этом в феврале заявил глава Федерального дорожного агентства РФ Олег БЕЛОЗЕРОВ. Он пояснил, что вместо заделки небольших ямок свежим асфальтом, дорожники начнут делать «маршрутный» ремонт. Будет вестись масштабная реконструкция всей трассы, и рабочие станут заливать новым асфальтом всю колею, выравнивая тем самым дорожное полотно. Конечно, «маршрутный» дороже «ямочного». Оно и эффективней.
У нас же заделка дыр в асфальте становится все популярнее и, похоже, превращается в главное правило ремонта.
- Объем ямочного ремонта по сравнению с прошлым годом увеличен почти в 3 раза, - заявлял на встречах с населением аким Костаная Гауез НУРМУХАМБЕТОВ, говоря об итогах социально-экономического развития Костаная за 2007 год и рассуждая о приоритетах работы на 2008 г.
Но повод ли это для гордости?
- К ямочному ремонту мы прибегаем как к сезонной «палочке-выручалочке», - считает Анатолий Сидякин, - летом кое-как залатали, а весной начинаем по-новому. Никакого эффекта. Во всем мире ямочный ремонт давно называют способом зарывать деньги.
Ирина Левицкая убеждена, что ямочный ремонт у нас еще будет лет 10. Но делать его нужно качественно. Чтобы были сертификаты на материалы, не нарушалась технология, асфальт не клали в лужу.
- При ямочном ремонте за дорогами нужно надлежащим методом ухаживать, - говорит специалист, - Ттгда они будут служить дольше. В Костанае ливневки нет, в Рудном есть, но она не работает. Если на дороге стоит вода, не нужно быть инженером, чтобы понять, что весной этой дороги не будет.
Дословно:
28 мая на пресс-конференции прокурор Костаная Арай АЛИМОВ заявил, что проекты на все виды ремонта костанайских дорог не проходят государственную экспертизу. Хотя только при ее наличии подрядчики могут участвовать в тендере.
Материалы номера