«Золотая ветвь» против «Оскара»
kinokadr.ru, svobodanews.ru
Об этом за день до вручения призов заявил председатель жюри Шон Пенн, американский актер и режиссер, известный своими либеральными взглядами. «Мы должны сделать все, чтобы не быть похожими на «Оскар», где царят манипуляции и рынок», - подчеркнул он, отметив, что в программе стало больше картин, имеющих политическое звучание. Это, однако, не помешало множеству критиков сойтись во мнении о том, что нынешний фестиваль протекал вяло и без явных фаворитов. А ведь Канны - самый влиятельный мировой кинофорум.
Наши - с призом!
«Каждый год происходит одно и то же: мы слышим жалобы, что конкурсная программа составлена плохо, что фестиваль слабый, но проходит несколько лет - и становится очевидно, что какие-то фильмы, программы останутся в истории кино навсегда, а какие-то, даже награжденные «Пальмовой ветвью», сотрутся из памяти,» - философски заметил в интервью BBCRussian.com известный российский кинокритик Кирилл Разлогов. Сам он считает, что программа была разноплановой. Кроме того, фестиваль показал, что сегодня все актуальнее становится смешение жанров игрового и неигрового кино. И на этом новаторском поприще себя отменно проявили Россия и Казахстан. (Как и в ситуации с «Монголом» Сергея Бодрова, речь идет о копродукции, на сей раз немецко-швейцарско-казахско-русской). Фильм «Тюльпан» режиссера Сергея Дворцевого с момента первого показа стал фаворитом на приз фестивального конкурса «Особый взгляд», которым и был награжден. Критики встретили работу овациями.
Дворцевой вошел в элиту мировой документалистики фильмами о жизни людей, обитающих за пределами современной цивилизации: в забытых богом русских деревнях, где приезд хлебного вагона становится праздником, или в бескрайних степях Казахстана, где быт чабанов не менялся столетиями. «Тюльпан» - первая игровая картина Дворцевого. На этот раз режиссер попытался совместить этнографическую зарисовку об архаичном и «затерянном» мире с игровой историей в жанре романтической комедии. Кино про молодого казаха Асу, вернувшегося из армии в родную степь и мечтающего жениться, чтобы получить отару овец и стать настоящим чабаном.
Съемочная группа жила в Южном Казахстане, на территории, известной как Голодная степь: актеры в полевых условиях осваивали профессии чабанов. Местные жители тоже участвовали в съемках: ключевая сцена картины - роды у овцы - готовилась как масштабная военная операция. Каждый раз, когда в отаре должна была рожать овца, из степи оператору фильма поступал радиосигнал, и группа неслась на съемки.
Претенденты
В этом году в отборочную комиссию фестиваля поступило 4025 фильмов из 107 стран мира, из них были отобраны 54 полнометражных и 26 короткометражных картин. Громких имен было меньше, чем обычно, что не сказалось, впрочем, на количестве звезд, посетивших Лазурный берег: Анджелина Джоли, Бред Питт, Клинт Иствуд, Пенелопа Крус, Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Харрисон Форд и примкнувшие к ним Майк Тайсон, Диего Марадона, Мадонна и даже «татушки» Юля Волкова и Лена Катина. Мадонна привезла фильм о проблеме СПИДа, а Тайсон в автобиографической ленте сыграл самого себя.
За «Золотую пальмовую ветвь» боролись триллер «Подмена» Клинта Иствуда, «Аргентина» Стивена Содерберга, «Стрельба в Палермо» Вима Вендерса; «Рождественская сказка» Арно Деплешена с Катрин Денев в главной роли; «На границе зари» Филиппа Гареля; «Гоморра» итальянца Маттео Гарроне; «Три обезьяны» турка Нури Бильге Джейлана; «Синекдоха, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана и другие.
Первый фаворит
Фестиваль давно перевалил за половину, а явного фаворита все не было. Часть критиков выделила «Трех обезьян» Джейлана и израильский фильм, сделанный средствами анимации: «Вальс с Баширом», который представляет собой реконструкцию резни в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле.
Французские критики выставили в рейтинге журнала Le film francais несколько «золотых веток» невероятной драме «Рождественская сказка» с Катрин Денев в роли главы многочисленного семейства, пораженного опасным генетическим недугом. Международное сообщество французов не поддержало. Любой нормальный нефранкоязычный киноман придет в ярость от необходимости читать километры субтитров.
И лишь последняя конкурсная премьера подарила Канну первого фаворита - фильм Клинта Иствуда «Подмена». История основана на реальных событиях. В 1928 году у матери-одиночки Кристин Коллинз (Анджелина Джоли) пропадает сын. Через полгода лосанджелесская полиция находит пацаненка, весьма напоминающего Уолтера. И очень этим гордится. Когда Кристин встречает его на вокзале, она сразу говорит, что это не ее сын, но под давлением глупых обстоятельств соглашается сфотографироваться с мальчиком для газет и взять его домой. Вслед за этой роковой ошибкой - долгая борьба за правду, ужасы репрессивной психиатрии и торжество справедливости на открытом судебном процессе.
В фильме столько эпизодов, которые легко могли бы обернуться тем, что принято называть «чернухой»: принудительное лечение электрошоком, массовое убийство детей с особой жестокостью и подробно показанная смертная казнь через повешение. Но каждому герою, а заодно и зрителю Иствуд-автор отмеряет ровно столько, сколько он способен вынести.
Четвертое пришествие Индианы
На фестивале во внеконкурсной программе состоялась мировая премьера фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Поклонники ожидали ее 19 лет. Это четвертый фильм об Индиане. «Мы очень долго искали увлекательную историю, которая могла бы лечь в основу новой картины», - объяснял режиссер. Выяснилось, что у соавтора Спилберга «в голове крутилась эта идея с хрустальным черепом».
Сюжет фильма связан с Россией. Его действие происходит во времена «холодной войны»: Индиана Джонс вынужден бороться с советской армией в погоне за бесценным хрустальным черепом. По словам Харрисона Форда, исполнившего роль Индианы, «Холодная война - это особая эпоха, очень интересное время. Почему, например, в фильме действует советское агентство? Да потому что это самый достойный противник для американцев».
В новой «Индиане» создатели решили отказаться от компьютерной графики. В ответ на опасения продюсеров, что фильм без спецэффектов по современным меркам будет отнесен к категории «Б», Спилберг заявил, что именно отсутствие компьютерного монтажа поможет наилучшим образом передать эпоху 50-х годов. Считается, что эта картина - самая многообещающая из каннских в смысле коммерческого успеха.
Итоги
Каннские жюри любят выкинуть что-то, чего не ждут. Здесь называли домохозяйку лучшей актрисой, 14-летний пацан переигрывал мировых звезд, венчали документальную ленту премией за лучший игровой фильм. На этот раз лауреатом стал Лоран Канте с фильмом «Класс» («Между стен»). Для Франции долгожданная «Золотая пальмовая ветвь» оказалась первой за 21 год. В качестве актеров снялись обычные подростки из бедных парижских кварталов. В картине рассказывается о непростых взаимоотношениях молодых людей с их учителем.
Приз за лучшую режиссуру получила лента «Три обезьяны», за лучший сценарий - «Молчание Лорны». У Клинта Иствуда с «Подменой» - спецприз фестиваля.
Фото с сайта kinokadr.ru
Материалы номера