Претензий не предъявили
Анатолий ВАЙСКОПФ, «Немецкая волна»
О возможности отставки Кабинета министров Даниала Ахметова в политических кругах Казахстана заговорили ещё в конце 2004 года. Причиной, как говорилось в кулуарах, стали не только достаточно серьёзные просчеты команды Ахметова в экономике - безудержный рост стоимости жилья и попытки поставить под контроль банковский сектор - но и плохо проведённые парламентские выборы, вызвавшие всплеск оппозиционных настроений в обществе. Однако вопреки всем предсказаниям Даниалу Ахметову удалось удержаться в кресле премьера. Удержался он и в январе 2006 года, когда большая часть его полномочий была передана вновь назначенному заместителю премьера Кариму Масимову, и июне 2006-го вопреки сложившейся в Казахстане традиции не назначать одного премьер-министра возглавлять правительство не более трех лет. Но всякий раз президент Назарбаев выручал своего подопечного, заявляя, что «Даниал Кенжетаевич является крепким хозяйственником, а потому находится на своём заслуженном месте».
Тем не менее, к октябрю 2006 года «крепкий хозяйственник» постепенно стал сдавать свои позиции. Тому предшествовало несколько событий, серьёзно подмочивших репутацию премьера-долгожителя. Тут и неубедительные для общества итоги расследования убийства лидера оппозиции Алтынбека Сарсенбаева, и весьма спорное постановление о выделении каждому казахстанцу десяти соток под индивидуальное жилищное строение и, наконец, крупнейшая в истории Казахстана забастовка шахтёров и металлургов после трагических событий в Шахтинске осенью прошлого года. Именно тогда в казахстанские СМИ просочилась информация, что после очередной выволочки, устроенной президентом Даниалу Ахметову, последний подал прошение об отставке. По данным источников «Немецкой волны» из Астаны, в те осенние дни Нурсултан Назарбаев заявление премьер-министра забрал, но подписывать его не стал, оставив его на конец 2006-го - начало 2007-го года. Как считает политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ, президент Казахстана должен сейчас демонстрировать себя как динамичную личность с динамичным правительством:
- Мы знаем, какие амбициозные задачи были поставлены Назарбаевым. И часть из них, несмотря на заверения скептиков, всё-таки выполняется. Взять то же строительство новой столицы - Астаны, например. И, конечно же, президенту необходим премьер, который способен решать эти весьма амбициозные планы.
По мнению Полетаева, пауза в несколько месяцев, прошедших после написания Даниалом Ахметовым прошения об отставке, позволила Назарбаеву не только принять окончательное решение, но и подыскать новую кандидатуру на пост премьер-министра. Как отметил политолог, именно Карим Масимов, получивший образование в Китае, и владеющий английским, китайским и арабским языками, как нельзя лучше подходит на роль экономического и политического «реформатора».
ИА REGNUM
На своей отставке настоял сам Даниал Ахметов, - такую точку зрения высказал председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК:
- Не единожды были разговоры, что он давно и настойчиво просится в отставку. И, видимо, что называется, допросился, - отметил Своик. Он отметил, что одним из основных пунктов, которые привели Ахметова на должность премьер-министра, была лояльность к президенту накануне президентских выборов в декабре 2005 года.
- После этого смысла его пребывания на посту премьера просто не осталось, и с тех пор он целый год делал ту работу, которая уже была исчерпана. Его тогда надо было отправить в отставку, и я уверен, что он и сам уже тогда просился. Но его оставили - потому что, видимо, замены не было.
Также Своик отметил, что работа по переходу Казахстана от сырьевого направления развития экономики к индустриальному, заявленная Ахметовым в самом начале своей работы в правительстве, не получила активного развития.
- В этом смысле не только ничего не произошло, но ситуация значительно усугубилась. И на самом деле, ведь как только Ахметов стал премьером, сразу же пошли длительные рассказы, что они будут принимать индустриально-инновационную программу. Они долго про неё рассказывали, потом очень долго её составляли, очень долго её принимали и потом очень долго говорили о том, как они её выполняют. Года три правительство Ахметова только тем и занималось, что произносило слова - индустриально-инновационная программа. Эти все слова ничем не закончились. Кое-где какие-то производства были введены, но говорить об импортозамещении, говорить о том, что действительно внутренняя экономика заработала, не приходится.
Своик отметил, что за всю стратегию в правительстве отвечал вице-премьер Карим Масимов.
- Причём тут ещё я такую интригу напомню. В январе прошлого года, когда назначили правительство Ахметова, его единственным замом был назначен Карим Масимов. И было демонстративно подчёркнуто, что Ахметов занимается, что называется, текущей деятельностью, а Масимов отвечает за всю стратегию, то есть, фактически, Масимов был определён по своим функциям премьером, а не Ахметов. И ещё очень важный момент тех январских событий. Тогда же Назарбаев выступил перед Парламентом с перечислением задач правительства. Так вот, текст этих задач был демонстративно не ахметовским. Там даже слов, которые до этого правительство Ахметова употребляло, нет, это индустриально-инновационная стратегия, кластеры. Зато в этом тексте появились новые экзотические штучки - это социально-предпринимательские корпорации - такое странное сочетание, это идея того, что Казахстан должен вкладывать свои капиталы в некие прорывные технологии в других далеких странах. Ну и, наконец, это суперидея о вхождении Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран.
Депутат Мажилиса, член пропрезидентской партии «Нур Отан» Михаил ТРОШИХИН считает, что правительство Ахметова не умело работать «в условиях изобилия денег».
- Правительство в прошлом году сработало очень плохо по части исполнения главного финансового закона страны - бюджета. Осталось не освоено около 100 млрд. тенге, причём эти показатели ухудшились по сравнению с 2005 годом почти в три раза. То есть, государство потеряло средства на развитие отраслей - образования, здравоохранения, дорожного строительства и других вопросов, которые необходимо срочно решать. Даже люди ощущают на себе это. Ведь где-то школ не хватает, больниц, дороги ненормальные, где-то воды нет, перебои с теплом и освещением. Всё это должно решаться через бюджет - деньги на это Парламент выделяет, а правительство их не осваивает.
В то же время, мажилисмен отметил, что правительству Ахметова удалось добиться определённых результатов.
- Правительство Ахметова действовало эффективно в вопросах роста и развития экономики, а также решения социальных вопросов. Вот один из примеров - рекордный урожай 18 млн. тонн зерна. Огромный показатель! Повышены заработные платы бюджетникам с 1 января, а когда, вы вспомните, это было у нас, чтобы вот так сразу на 30%? В этом году пенсионеры получат «тринадцатую» пенсию - тоже показатель! Но у правительства Ахметова, как выясняется, нет исполнительской дисциплины.
Даниал Ахметов: «Я хочу ещё раз выразить президенту страны искренние слова признательности, сказать ему большое спасибо за ту высокую честь и доверие, которые он мне оказал. Я абсолютно убеждён в том, что работать рядом с президентом - это великая честь для любого гражданина нашей страны»
Материалы номера