Когда перевозки протягивают ножки

Ольга ЛИХОГРАЙ,
Георгий ГОВОРОВ

Почему в Костанайской области хотят закрыть последний автовокзал и к чему это может привести?

Ситуация с внутриобластными пассажирскими перевозками вышла из-под контроля. Об этом свидетельствует не только громкое заявление хозяйки автовокзала Костаная о его грядущем закрытии, но и крики о помощи владельцев автостанций и пунктов обслуживания пассажиров. Пока предприниматели и чиновники обмениваются взаимными обвинениями: первые считают, что власти бессильны навести порядок с нелегалами, которые почти разрушили их бизнес, вторые - что бизнесмены страдают из-за неэффективного менеджмента. А тем временем регион рискует потерять не только здания автовокзалов, но и налаженную схему внутриобластных перевозок.

 «Выплатите компенсацию!»

Новость о закрытии костанайского автовокзала стала громом среди и без того неясного неба внутриобластных перевозок. 20 августа этому предприятию исполнится 37 лет. С 2000 года учредителем ТОО «Костанайский автовокзал» стала Ботагоз БОПАТАЕВА.

На посадочных платформах костанайского автовокзала редко увидишь больше одного автобуса / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Когда я только пришла, у нас был очень большой пассажиропоток, ежегодно мы перевозили от нескольких сотен тысяч до миллиона человек, - рассказывает Бопатаева. - Автовокзал открывал в районах свои филиалы, строил новые автостанции. Но даже тогда этот бизнес был убыточным или низкорентабельным. Никто не хотел брать огромное здание. Даже в советское время пассажирские перевозки были планово убыточными. Автовокзал оказывает только услуги перевозчикам. Государство с себя эту обузу сняло, а мы взяли. Я брала кредиты, восстанавливала здание, пыталась как-то зарабатывать. Расцвет отрасли был в 2011-м и 2012 году, когда мы перевозили чуть больше миллиона пассажиров в год. У нас в нулевых было 75 перевозчиков и 210 рейсов в день.

В 2014 году в управлении пассажирского транспорта начали выдавать лицензии нерегулярным перевозчикам. Чаще всего это заказные и туристические автобусы. За 7 лет появилось 35 таких предпринимателей.

Есен Нурмагамбетов: «Часть перевозчиков от нас ушли в нерегулярные перевозки»  / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Нерегулярные перевозчики не должны брать людей с автовокзала и не должны следовать по маршрутам регулярного перевозчика. Хотя других дорог у нас в области нет, они пользовались почти теми же маршрутами, что и мы, - добавляет директор костанайского автовокзала Есен НУРМАГАМБЕТОВ. - Он забрал пассажиров с точки А и довез до точки Б. Они оформляют только ИП, поэтому им проще, чем нам, к ним меньше требований. Часть перевозчиков от нас ушла в нерегулярные перевозки.

Бопатаева отмечает: примерно в то же время были разработаны новые инструкции.

- По новым правилам перевозчики должны были обновлять свои автобусы раз в 2 года, чего они сделать не могли, - говорит Бопатаева. - Многие не смогли выполнить это условие и тогда начали закрывать сообщения с целыми районами. В итоге из 16 районов регулярное автобусное сообщение есть только с пятью. С теми, кто не мог обновить свой транспорт, управление расторгало договоры.

Еще один камень преткновения - в скидках для детей и льготников, которые есть только у регулярных перевозчиков. С 2020 года Бопатаева просит компенсировать эти затраты.

 Ботагоз Бопатаева считает, что пандемия ускорила крах пассажирских перевозок  / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Мы писали письмо руководителю управления пассажирского транспорта Нургалиеву, что мы за 3 года перевезли такое количество детей. Нам ничего компенсировать не стали, - отмечает она. И поясняет свое решение о закрытии автовокзала: - Уже в 2020 году задолженность перед КТЭК составляла около 3 млн тенге. Мы эти расходы закрывали летом, когда был высокий пассажиропоток. Но в этом году из-за пандемии нас закрыли, мы не работали. На эту задолженность начислялась пеня. В КТЭК нам отвечают, что с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года она составляет 132 000 тенге. Нам хотели через суд закрыть счета. Я взяла кредит, чтобы погасить долг в 3 млн тенге. Погасила, но с января 2021 года тариф увеличился, у нас появилась новая задолженность - 5,25 млн тенге.

За время пандемии пассажиропоток сократился до минимума. В 2019 году через костанайский автовокзал перевезли 558 339 человек, в 2020-м - всего 122 352. А за 6 месяцев 2021-го - всего 28 899.

 В 2021 году с костанайского автовокзала уехали только 28 899 человек / Фото Георгия ГОВОРОВА

Бопатаева считает, если управление пассажирского транспорта компенсирует хотя бы льготы на проезд, этих денег хватит на оплату коммунальных долгов. Разным предприятиям автовокзал должен около 30 млн тенге. Заработать такие деньги при текущем пассажиропотоке и запрете на межобластные перевозки невозможно.

- Мы обращались в управление с просьбой помочь, - говорит Бопатаева. - Просили принять меры и разработать конкретный план решения проблем с нелегальными перевозчиками, рассмотреть вопрос о поддержке предприятия и выделении субсидий перевозчикам и автовокзалам. Нам ответили, что мы можем исключиться из реестра автовокзалов. А то мы не знаем, как это делать... Оказать материальную помощь они нам не могут. Мы просим компенсацию за льготников и детей. Почему мы льготы предоставляем бесплатно, мы же частный бизнес? Городским перевозчикам компенсируют эти траты, а нам - нет. Никакой финансовой помощи нам не оказали, хотя мы в пандемию полностью закрывались не по своей воле. Пусть признают маршруты социально значимыми и помогают!

 В Федоровке есть только пункт по продаже билетов, который в этом году прекратил деятельность / Фото Андрея СКИБЫ

5 февраля 2021 года закрыли автостанцию в Сарыколе и кассовый пункт в Федоровке, 5 апреля - автостанцию в Аулиеколе. Ботагоз Бопатаева направила письмо акиму Костанайской области. После получения ответа примет окончательное решение.

 «Отчасти виновата сама»

- До настоящего времени от ТОО «Костанайский автовокзал» в адрес управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог соответствующее уведомление о прекращении деятельности автовокзала по утвержденной форме не поступало, - сообщил в ответе на запрос «НГ» заместитель руководителя управления Алексей КОСТЮКОВ.

В управлении считают, что в ситуации с закрытием автовокзала хозяйка здания отчасти виновата сама. По данным ведомства, ТОО «Рудныйавтотранс», учредителем которого является Бопатаева, заключило более 20 договоров на обслуживание маршрутов по разным направлениям: Аулиеколь, Сарыколь, Лисаковск, Качар. Этот объем составляет 80% от общего количества внутриобластных перевозок. Но по факту обслуживает всего 6 рейсов в Лисаковск и один рейс в Сарыкольский район. Остальные маршруты перевозчик считает нерентабельными, но на предложение властей расторгнуть договоры, чтобы выставить их на конкурс и передать другим предпринимателям, отвечает отказом. Несколько договоров заключены до 1 октября 2022 года. Если ситуация не изменится, то фактически сосредоточенные в одних руках маршруты будут простаивать.

Кстати, отмечают в управлении, не обслуживается большая часть маршрутов с 2020 года, что незаконно. Это подтверждают акиматы городов и районов, в которые должны ездить автобусы, но ТОО «Рудныйавтотранс» в официальных ответах управлению утверждает, что все рейсы обслуживаются. Поэтому эта информация на данный момент проверяется.

 inDriver разоряет бизнес

Владельцы автостанций Житикары и Лисаковска оказались в почти аналогичной ситуации, но о нарушениях с их стороны власти пока не сообщали.

Типовое здание автовокзала Житикары продается уже несколько лет / Фото Олега ПАКА

- В 2016 году пассажиропоток был 200 человек в день, но с тех пор регулярно снижался, потому что активизировались нелегальные перевозчики, - сообщила «НГ» директор пункта обслуживания пассажиров Житикары Галия ШУРЕНОВА. - Все эти 5 лет мы с ними боремся, но пока бесполезно. Проводятся совещания в местном акимате, в областном, все фиксируется, но толку ноль. Поэтому три года назад мне пришлось закрыть автовокзал и открыть небольшой пункт обслуживания пассажиров. Сейчас поток составляет максимум 25-30 пассажиров в день.

Типовое здание автовокзала построили в 1971 году по советским стандартам. Площадь в двух уровнях - 1 400 кв. м. Долгов по коммунальным услугам у Шуреновой нет, но здание давно не отапливается. Продать его сложно, потому что по целевому назначению вряд ли уже применят. Сейчас Шуренова арендует у отдела ЖКХ помещение в жилом доме площадью 40 кв. м.

К нелегалам директор пункта обслуживания пассажиров Житикары прежде всего относит пользователей приложения inDriver, через которое любой желающий может заказать машину к дому.

- Они и стали нашими главными нелегальными конкурентами, которые не соблюдают никаких требований по перевозке пассажиров, но зарабатывают больше нас. Кроме этого, нас, конечно, подкосила пандемия, - констатирует Шуренова. - С марта 2019 года все рейсы в Россию отменили, так и простаиваем. Если костанайский автовокзал закроется, мы тоже прекратим деятельность, потому что на данный момент у нас всего 4 рейса в день, все по маршруту Костанай - Житикара и обратно.

О том, что власти почти ничего не делают для борьбы с нелегальными перевозчиками, говорит и владелец автостанции Лисаковска Александр ЯЦЕНКО:

 Владелец автостанции Лисаковска говорит, что его бизнес убивают нелегалы / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

- Раньше было несколько рейсов, которые делали автобусы вместимостью 50 мест. В выходные дни, когда в Костанай ездили студенты, ставили даже по три дополнительных рейса. Сейчас ездят автобусы вместимостью максимум 15 мест, и то не всегда полные. Всех остальных пассажиров забирает inDriver, что возмутительно! Нас заставляют работать по закону. Когда мы участвуем в тендере, нас обязывают иметь теплые боксы для автобусов, медика, который будет проверять водителей и так далее. Нелегалам ничего этого не нужно. В этом году мы даже не выиграли тендер на обслуживание внутриобластных рейсов. А несколько больших автобусов на 50 мест, которые раньше ездили в Россию, простаивают с весны 2019 года.

Пока речь о закрытии лисаковской автостанции не идет, хотя работает она почти по нулям. Субсидий от властей ждать не приходится. От разорения Яценко спасает гостиница, приносящая небольшой доход. Но разобраться с нелегалами все равно необходимо, уверяет он.

 Берите кредиты?

В управлении пассажирского транспорта «НГ» подтвердили: большое количество нелегальных перевозчиков привело к тому, что регулярные маршруты стали нерентабельными.

Право обслуживать пассажиров официально имеют только 11 зданий Костанайской области / Рисунок Эдурда ВОЛКОВА

- Данный факт отмечается и в других регионах республики, - сообщил Алексей Костюков. - В правительство направлялись письма о введении запрета на использование мобильного приложения inDriver. Через него перевозка пассажиров осуществляется в нарушение требования законодательства: без прохождения предрейсового медицинского освидетельствования водителей, предрейсового осмотра автотранспортных средств, без уведомления местных исполнительных органов. С целью пресечения деятельности нелегальных перевозчиков заместителем акима Костанайской области утвержден план проведения совместных рейдовых мероприятий. Сотрудники местной полицейской службы, инспекции транспортного контроля совместно с госорганами проводят рейдовые мероприятия.

По данным управления, за 7 месяцев 2021 года провели 33 совместных рейда по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков на автодорогах Костанай - Рудный, Костанай - Аулиеколь. 181 водителя привлекли к административной ответственности за нелегальную перевозку пассажиров.

Что касается материальной помощи от государства, о которой просят практически все владельцы автовокзалов, то здесь позиция власти однозначная: сделать это за счет бюджета не представляется возможным.

- Автовокзалы являются субъектами частного предпринимательства, - уточняет Костюков. - Выделения финансовых средств на оказание какой-либо помощи бюджетным законодательством не предусмотрено. Кроме того, нет разработанных и утвержденных правил субсидирования деятельности автовокзалов и автостанций. Предприниматели могут воспользоваться программами поддержки бизнеса. В частности, предлагается участвовать в «Дорожной карте бизнеса - 2025», в рамках которой можно получить субсидии по ставке вознаграждения по кредитам на инвестиционные цели размером до 7 млрд тенге сроком на 5 лет. Либо пополнить за счет кредитов оборотные средства. Есть и много других программ.

Однако пока предприниматели лишь хотят получить помощь от государства, ссылаясь на слишком большие долги и пеню по коммунальным услугам. И в этом вопросе более понятна позиция власти: помогать бизнесменам бюджетными деньгами незаконно.

Зато в вопросе борьбы с нелегалами правда на стороне владельцев автовокзалов. Исходя из ответов властей, все, что было сделано за последние 5 лет для прекращения деятельности бомбил, сводится к проведению рейдов. И, судя по все более активизирующимся нелегальным перевозкам, их эффективность равна нулю даже с учетом количества оштрафованных водителей.

Насколько затянется конфликт интересов, неизвестно, но пассажиров уже можно назвать проигравшими...