«Поднимутся цены, увеличатся очереди»

Георгий ГОВОРОВ

Предприниматели выступают против маркировки табачных изделий. Что отвечают власти?

Обязательную цифровую маркировку табачных изделий в Казахстане ввели еще в октябре 2020 года. Но предприниматели надеялись, что эту меру облегчат либо вообще отменят. В противном случае владельцы магазинов «у дома» прогнозируют возможное удорожание сигарет примерно на 10%.

Табачные изделия уже убрали с прилавков, а теперь нужно будет маркировать при продаже

Как отмечает предприниматель из Костаная Ярослава ХОРЕВА, помимо роста цены из-за внедрения обязательной маркировки табака, покупателям придется дольше стоять в очереди в кассе.

- Розница вообще не подготовлена технически, - считает Хорева. - Нужны большие вложения, деньги будут брать из оборота. В кассе человек оплачивает товар. Если нет отдельной онлайн-кассы, то у продавца стоит один аппарат. Он работает в режиме и аппарата, и POS-терминала. Нужно сначала провести карточку через терминал, потом переключиться к кассовому аппарату, чтобы провести через сканер. Это примерно 5 минут на одного покупателя. В очереди мало кто захочет ждать, пока продавец сделает все операции. В итоге маленькие магазины потеряют и деньги, и клиентов. Я уже потратила 40 000 на 2d-сканер. Кроме того, нам понадобится нанимать бухгалтера и IT-специалиста, так как нужно вести 1С-бухгалтерию. Бухгалтер не будет работать с розничной торговлей за 150 000 тенге. Эти затраты, скорее всего, увеличат наценку примерно на 10%. У чиновников есть какое-то собственное, очень узкое и притянутое за уши представление о рознице, они понятия не имеют, как мы работаем.

На совещании в областной палате предпринимателей 5 августа сотрудники Комитета госдоходов заверили, что маркировку отменять не будут, а предприниматели попросили переложить маркировку на оптовых продавцов.

- С 1999 года табачные изделия маркируются бумажными акцизными марками, - отметил представитель КГД Орынтай НУРДАУЛЕТ. - Когда внедрили с октября 2020-го цифровую маркировку, мы решили с 2022 года акцизные марки убирать. Вопрос отмены цифровой маркировки как не стоял, так и не стоит. По поводу 2d-сканера: без него или бесплатного мобильного приложения сейчас осуществить маркировку невозможно. Вместе с тем мы рассматриваем вопрос упрощения бизнес-процесса для розничных реализаторов. Мы хотим упростить акты приема-передачи, их можно будет подтвердить добровольно. Если хочет убедиться налогоплательщик, что он получил товар, как написано на бумаге, то может потребовать подтверждения.

Управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан БАЕКЕЕВ добавил, что их ведомство принимает предложения от предпринимателей.

- Мы часто слышим от бизнеса, что им тяжело иметь дополнительного бухгалтера для выписывания актов, - отметил Баекеев. - Совместно с КГД мы прорабатывали изменения, чтобы освободить их от подтверждения актов. Привлекаем к работе Центр технического обслуживания (ЦТО). У всех кассовые аппараты разные, а ЦТО поможет перепрошить кассовые аппараты, чтобы те могли работать с маркированными товарами. Ценовой диапазон разный, кассовые аппараты стоят от 25 000 тенге и выше. Мы понимаем, что для маленьких магазинов и такая сумма большая. Поэтому было разработано приложение NaqtySauda. Думаю, смартфоны у всех есть, они смогут использовать приложение. Есть и другие приложения, можно выбрать любое.

Предприниматели, в свою очередь, говорили, что чаще всего продавцы в маленьких магазинах - это пожилые женщины, которые не всегда могут работать с подобными приложениями. И настаивали, что без бухгалтера и IT-специалиста обойтись не смогут.

- Маркировка ведет к выписке и списанию товара, - сказала предприниматель из Темиртау Марина БОШЕЛЬ. - До начала подтверждения СНТ мы платили по 10 000 тенге, сейчас понятно, что оплата будет в пределах 30 000 тенге. Но если добавят акты приема-передачи, то ни один бухгалтер за такие деньги работать не будет. При увеличении ассортимента маркированного товара представьте, какая будет нагрузка на бухгалтеров. А насчет IT-специалиста, который бы занимался добавлением позиций товара... Предприниматель в таком случае - самозанятый человек, он купил товар и перепродал. IT-специалисты ответили, что за час работы будут брать 8 000 тенге. Эта вся программа ведет к автоматизации процесса. Мы говорили, что придется компьютер установить.

Чиновники ответили, что добавление номенклатуры обойдется всего примерно в 10 000 тенге в год, а платить за работу бухгалтера и IT-специалиста не придется, так как их услуги не понадобятся. Всю работу хотят свести к сканированию товара. Предприниматели с такими условиями не согласны.

- А что делать, если возникнут нестандартные ситуации? Например, отключение электроэнергии или Интернет не работает? - спросила Бошель.

- Этот вопрос обсуждается с оператором, так как пока данные передаются только онлайн, - ответил Нуржан Баекеев. - Если касса не работает, то в рамках регламента ККМ существует «мягкий чек», где записана сумма. По маркированной продукции позиций в «мягком чеке» нет. Мы обсуждаем возможность проводить операции по маркированному товару постфактум.

- А если у меня нет Интернета, у меня не ловит в магазине Интернет, нужно выходить на улицу, - парировала Бошель.

- У вас есть справка от «Казахтелекома», что в магазине нет Интернета? Предоставьте, пожалуйста, такую справку! Тогда вам не надо будет использовать 2d-сканер и ККМ, - ответил руководитель проекта по маркировке подакцизной продукции ТОО «Центр развития цифровой экономики» Нурали КЕНЖЕБЕКОВ.

Предпринимателям, которые не участвовали в совещании, предложили адресовать вопросы по телефонам контакт-центра: 53-72-14 или 8-800-080-65-65. Подробную информацию о маркировке можно узнать на странице в соцсети Instagram markirovkakz.

 Фото Ксении РЕБИК