Ушла из бальных танцев на улицу
Ильзира СТАКАНОВА
Костанайский хореограф - о переплетении стилей и о том, как важно, чтобы сошлись все пазлы
Школа современного и уличного танца Interdance в Костанае существует более 10 лет. Здесь обучают таким направлениям, как хип-хоп, вакинг, контемпорари, вог, дэнсхолл, хай хилс. Мы поговорили с основателем и директором школы Евгенией ГАВРИШ о том, как совмещаются бальные танцы и андеграунд клубной культуры США.
Евгения Гавриш на чемпионате Waackation в Алматы. 2019 г.
Евгения занимается танцами с 8 лет. Сначала был ансамбль «Костанайские зори», затем бальные танцы. Когда Жене было 20, ее партнер уехал учиться в другую страну и девушка задумалась, куда направить силы и знания, приобретенные за годы тренировок. Хотелось того, чего не было в ее практике, но с возможностью совмещения с классическими основами. Общение с танцорами из других городов привело ее к мастер-классам по уличным танцам. И в 2009 году на базе танцевального клуба Interdance Гавриш провела первый набор воспитанников. Спустя несколько лет стала самостоятельной, открыла свою школу и с тех пор участвует в мастер-классах, фестивалях и творческих встречах с хореографами республиканского и международного уровня. Каждые три месяца Евгения и ее единомышленники выезжали в школы Алматы и Астаны, которые приглашали к себе топовых мировых уличных танцоров, таких как Генри Линк и Будха Стретч. Сама Гавриш является ученицей Тайрона Проктора по вакингу.
- Это танцевальное направление, которое зародилось в 70-х годах 20-го века в клубах США, - поясняет Евгения. - В основном танцуют под фанк или диско, для него характерны грациозность и манерность исполнения. Тайрон - основатель этого стиля, он создал организацию IHOW, где собраны танцоры вакинга со всего мира, обучал людей, которые стали носителями информации об этом стиле. Мы все между собой, насколько это возможно, общаемся. Когда, например, Тайрон приезжал в Питер, я туда старалась приехать, он - в Астану, и мы туда же. В Алматы в последний раз в рамках чемпионата мы, педагоги сообщества по вакингу, привозили его в 2018 году. Он проводил мастер-классы, а ночью мы, его воспитанники, специально репетировали, чтобы на финальном шоу показать ему свою работу. У него не было детей, но всю свою жизнь посвятил педагогике. Он делал постановки Джуди Уитли, Дайане Росс, Донне Саммер.
Мастер-класс с Тайроном Проктором
Первоначальное название вакинга The Garbo, в честь шведской актрисы Греты Гарбо, театральные позы которой пародировали танцоры. Постепенно этот стиль совершенствовали, стали вводить новые элементы, но неизменным оставалась приверженность к театрализованности.
- Вакинг - это я для тебя, - объясняет Евгения Гавриш. - Я тебе показываю свою историю, то, что я чувствую. Есть еще стиль вог, который иначе подается. Вог - это есть я, и ты будешь смотреть только на меня. Тебя нет, есть я. Этот стиль взял свою культуру от фешен-индустрии. Там проводятся балы, где к каждому действию шьются костюмы, и демонстрируется несколько номинаций. Здесь каждая номинация характеризуется своими телесными движениями и техникой. Через свои телодвижения они рассказывают личную историю.
- Почему вы решили начать обучение вакингу?
- В то время я вышла из декрета с мыслью о том, что не могу бросить своих воспитанников надолго, должна продолжать с ними работать, ведь они очень ждали меня. Плюс хотелось научить тому, что сама увидела на мастер-классах. К тому времени по состоянию здоровья у меня не было возможности обучать их бальным танцам. И тогда пригодилось то, что я успела познать во время моей беременности. Я ездила на творческие встречи с хореографом по вакингу Princess Lockeroo, она является ученицей Тайрона и когда-то работала на подтанцовках у Мадонны. В 2012 году ее привезли в Астану. Когда проходил мастер-класс, она вдруг спрашивает нас: «Кто-то умеет танцевать бальные?» Я сразу: что? И начинает показывать обычные степы, дорожки и движения рук. Потом спрашивает: «А кто-то умеет танцевать джаз?» И я опять: что? И она тогда показала много возможностей у этого всего. Спустя время я стала применять с ребятами этот стиль исполнения. Смогла применить все свои прошлые бальные возможности, которые к этому времени наработала: ноги, походка, бедра, лицо. Кто-то этому учится десятилетиями, а у меня все это есть, и это можно применять в вакинге, и оно уместно там!
Мастер-класс с Princess Lockeroo
В 2015 году Евгения поехала в Европу, на один из мировых чемпионатов по уличным танцам Street Star, прошла отбор и после этой поездки ее пригласили в IHOW KZ, где произошло знакомство с Тайроном. Ее навыки в бальных танцах применялись в мастер-классах по вакингу, которые он проводил, а в процессе творчества постепенно происходило переплетение стилей.
- Взрослые костанайцы понимают, чем занимаются дети в вашей школе?
Евгения Гавриш со своей ученицей Айлин Нурмагамбетовой в Париже
- Я вижу сугубо личные мнения пап и мам, людей со стороны. Не понимая глубины и не зная наш процесс изнутри, они высказывают отрицательное отношение. Видя начинающих ребят, делают вывод, что это не интересно. То есть поверхностное мнение. И оно, к сожалению, наблюдается сейчас везде. Во всех стилях много прекрасного. Это и взгляд, и походка, и умение двигаться, и манера, и координация. Конечно, есть и такие родители, с которыми у нас одинаковое видение развития ребенка. В нашей школе тренируется Айлин Нурмагамбетова. С ее родителями у нас сошлись все пазлы. Они творчески открыты, широко мыслят. И сама девочка ментально взрослая, у нее внутри есть стержень. Обладая большими возможностями, она видит задачу и сразу ее выполняет. В 2020 году мы с Айлин ездили в Париж, где она, 8-летний ребенок, стала 16-й из 101 профессионала.
В своей школе интердэнсовцы проводят фестивали, летние лагеря, мастер-классы. Недавно у них прошел обучающий проект и фестиваль «Просто дыши, просто танцуй!». Приехали танцоры из городов и районов области, из других регионов Казахстана.
- В современной хореографии всегда неизвестно, кто выиграет, - говорит Евгения. - Это невозможно подстроить, потому что человеческий фактор не переиграть. Здесь нет заготовок, нет моментов, чтобы была возможность подсудить. Выступление видят все, и у тебя есть три секунды для того, чтобы принять решение. Иногда я слышу, как со стороны родителей на чемпионате возмущаются, почему судейство, на их взгляд, несправедливо. И тогда мне приходится объяснять, что умение ребенка улыбаться и двигаться энергично не говорит о технической силе исполнения. Надо уметь слышать музыку и обрабатывать звуки, надо использовать технику! Здесь совсем другие задачи.
Участники частного обучающего проекта Just Breathe Just Dance. Июль 2021 г.
Для Евгении важны атмосфера и те люди, которые ее поддерживают. На занятиях она дает все элементы современных танцев. Руки разрабатывают вакингом, стопы - хаус, ускорение ног - латино либо хаус-дэнс. И все это миксуют. К 12-13 годам ребята вырастают в профессионалов. По мнению Евгении Гавриш, надо вкладывать знания, энергетические ресурсы в учеников, расти, совместно развиваться. И если родители и ее коллеги так же мыслят, то результат будет высоким.
Фото из личного архива Евгении ГАВРИШ
Автор - гражданский журналист «НГ»
Материалы номера