Куда, куда, куда вы удалились...
Галина КАТКОВА
Костанайский общепит испытывает острую нехватку кадров
Владельцы ресторанов и кафе давно говорят об этой проблеме, которую пандемия коронавируса обострила до чрезвычайности. Бесконечные перерывы в работе, связанные с карантинными ограничениями, размыли коллективы, которые за редким исключением и так стабильностью не отличались. Сейчас там не хватает не только квалифицированных специалистов, но и кухонных рабочих днем с огнем не сыщешь, говорят хозяева заведений.
Рисунок pngegg.com
Только кажется
На первый взгляд, это выглядит парадоксально. Вроде бы пандемия, которая сильно подсушила наши кошельки, должна побуждать людей зарабатывать где только можно, цепляться за любую возможность улучшить финансовое положение, ведь у всех кредиты, ипотеки.
На самом деле, все сложнее, поясняли корреспонденту «НГ» предприниматели из сферы общепита. Мощный отток кадров произошел в прошлом году, когда большая часть заведений была закрыта месяцами, надолго приостанавливалась работа общественного транспорта, а клиенты столовых и кафе сидели по домам - трудились на дистанционке. И хозяева точек общепита ничего внятного своим людям не могли пообещать на завтрашний день. Первыми из этой сферы отхлынули те, кто приезжал в города работать из села и кому элементарно нечем стало платить за съемное жилье - официанты, посудомойки. Дальше потянулись люди с более высокой квалификацией - повара, администраторы. Уходили как из банкетных ресторанов, которые мертво остановились на год с лишним, так и из школьных столовых, тоже ведь общепит. Когда в четвертой четверти учебные заведения вернулись к очному обучению и решено было понемногу начинать кормить детей, оказалось, что работать в столовых некому.
Куда уходили? Кто-то в заведения, которые более или менее успешно приспособились работать на доставку, но это редкость. Кто-то к тем, кто нарушал карантинный режим. Таких тоже немного. А многие вообще из отрасли ушли. Недавно владелица кафе в центре Костаная рассказала, что видела своих бывших работников, бегают торговыми представителями, тоже не сахар, но и в общепит, который то открывается, то закрывается, возвращаться не планируют.
На старые дрожжи
Повторим, проблема с кадрами в сфере общественного питания далеко не новая. Сколько лет нашим рыночным отношениям, столько и ей. Кафе, бистро, бары были одними из первых ласточек нарождающегося капитализма. Их враз стало очень много, на работу туда шли люди без специального образования.
- Тогда стало ясно, насколько не хватает профильных учебных заведений, профессиональных конкурсов, курсов повышения квалификации, - говорит директор комплекса «Золотой Фазан» Галина ШНАЙДЕР, - наш персонал учился на ходу, в работе. Текучесть кадров всегда была высокой, престижной профессия не становилась. Пандемия ситуацию просто обрушила. Привела к вынужденному сокращению персонала. Обученные, более или менее подготовленные кадры ушли в другие сферы бизнеса. Ослабления карантинных ограничений вроде бы дали возможность хоть как-то начать вставать с колен. Но кадровая проблема обострилась. Наши кафе и рестораны за время вынужденных простоев накопили долги, финансовая подушка безопасности проедена, а перосонал ставит вопрос о повышении зарплаты, ведь за время пандемии все подорожало: коммуналка, продукты, ГСМ. Но и у нас, у бизнеса, ресурсы исчерпаны.
Жду, не идут
Другая сторона проблемы - не ломятся толпой соискатели в общепит. Ни с улицы, ни после профильного обучения. Не идут, и все.
- Каждый день начинается с головной боли: где найти людей, - признается хозяйка ресторана «Глория» Гульвира КУДАЙКУЛОВА, - если просмотреть статусы моих коллег, та же история, все ищут работников. Я являюсь социальным партнером колледжа сферы обслуживания. Стараюсь быть на связи и с директором, и с мастерами. Ждала на практику к себе ребят. Но они так и не дошли. Куда делись, неизвестно. Звоню регулярно, почти каждую неделю, в центр занятости. Тоже без большого эффекта. Оттуда соискатели говорят, что у нас зарплата маленькая. Но ведь мы еще даже не знаем, что они умеют. Хотя бы после нескольких недель стажировки так вопросы ставить. Недавно после 3-месячных курсов переобучения к нам пришла сотрудница. Желание есть, но видно, что не ее работа, не очень получается. Сейчас у меня официантами студенты подрабатывают, но начнется учебный год, уйдут, останусь снова в состоянии поиска. Я бы взяла молодого повара, выпускника, на практике бы обучила, чтобы уж остался... Но ведь нет никого.
Нужна поддержка
У рестораторов есть надежда на дуальное обучение, при котором значительная часть курса подразумевает практические занятия, и не в учебных мастерских, а на действующих предприятиях. Но сейчас в сфере общепита система не срабатывает.
Хозяева заведений считают, что она должна финансово поддерживаться государством, чтобы быть более эффективной. Например, чтобы на время обучения в рамках производства государство платило студенту. Желательно в эту схему вписать и курсы переобучения от центров занятости. Работодатель, скажем, делает туда заявку, на его базе человек проходит обучение, а платит ему в этот период государство.
Предприниматели считают, что схему сотрудничества нужно обсудить в НПП «Атамекен», с участием центров занятости, профильных учебных заведений и представителей сферы общепита.
Материалы номера